Дурилки картонные

Обман прочно вошел в отечественное существование. Вроде бы даже не вызывает раздражения - его воспринимают как неизбежное и повсеместное зло. Значение имеет лишь итоговый счет: кто кого перехитрит.

Году, наверное, в 1998-м на ведущих вылетных магистралях столицы появились "дурилки картонные": муляжи одиночно стоящих фигурок инспекторов ДПС с радарами. Иногда вместе с такими же высокохудожественными "патрульными машинами". Ровно там, где незадолго до этого были "прикормленные места". Перехитрить, впрочем, никого не удалось.

После 31 октября 2006 года, когда игроки футбольного клуба "Спартак" добирались на игру в метро из-за парализованного движения на Садовом, а затем проиграли "Интеру", Госдума с кавалерийским легкомыслием назвала пробки "политическим вопросом". Думы той уж нет - пробки остались. Перехитрили.

Правильная организация дорожного движения и терпеливое воспитание водителей и пешеходов - занятие скучное и трудозатратное.

Почти два года прошло с тех пор, как мэр Москвы Юрий Лужков на заседании правительства столицы, обсуждавшего "умные улицы", сорвался на начальника управления ГИБДД ГУВД города Москвы Сергея Казанцева. Пообещал: если не будет увеличена средняя скорость движения на городских улицах и не будут введены нормативы приезда ГАИ на ДТП, у генерал-майора не окажется никаких "личных перспектив".

И скорость с тех пор еще снизилась, и мелкие аварии все так же парализуют поток автотранспорта. Опала прошла, и ближайшая перспектива генерала Казанцева - это установка 27 видеоустройств стоимостью 4-5 млн на Московской кольцевой автомобильной дороге, проспекте Мира и на Третьем транспортном кольце. Серьезный проект, исключающий человеческий фактор: информация напрямую идет в компьютерный центр, составляется протокол административного правонарушения без участия инспектора, по почте отсылается владельцу автотранспортного средства.

Уже сейчас ясно: технология снижения аварийности, позаимствованная за рубежом, будет реализована с неизбежной национальной спецификой. Что не замедлил подтвердить руководитель Центра телеавтоматического управления движением транспорта УГИБДД Москвы Игорь Королев. Камеры слежения за дорожной ситуацией окажутся обычными "дурилками картонными": по мере уменьшения количества ДТП на тех участках, где они установлены, их планируется переносить на другие улицы. Чем несложно воспользоваться...

Рацпредложение: после проведенной массированной пиар-акции просто развешивать муляжи видеокамер, сэкономив бюджетные расходы.

А вот и еще одна забавная деталь. С января 2004 года должна была собираться визуальная информация с двух пилотируемых дирижаблей (один должен был курсировать вдоль МКАД, другой - над центром столицы на высоте 500 метров). И с трех привязных аэростатов с камерами видеонаблюдения, которые должны были встать "на боевое дежурство" над самыми "пробочными" местами. Освоив к лету 2007 году 2,8 млн долларов, систему, как утверждается, отладили. И какой прок с давно обещанных "пузырей"?

Введения норм и правил, зародившихся в другой цивилизационной культуре, на московской почве дает не всходы - сорняки. На Третьем транспортном кольце, если позволяет ситуация, поток сейчас идет со скоростью 80 километров в час при разрешенных 60. А законодатель - Мосгордума - все никак не решится узаконить ту скорость, с которой движутся транспортные средства по соседним проспектам - Волгоградке, например, или Рязанке. Весь смысл создания внеуличной магистрали потерян. А нововведение - установка камер - и неизбежные штрафы закономерно прибавят пробок на кольце. Не говоря уже о перегрузке почты: сегодня только по Москве письмо традиционно идет 11 дней...

Не так давно судебные приставы дружно вышли на посты ГАИ: они изымали магнитолы и сотовые телефоны у проштрафившихся неплательщиков. Передовой опыт, говорил телевизор. А вот как работает система сбора штрафов во Франции: камера срабатывает на нарушение правил. И, как уверяют "пострадавшие", почта чрезвычайно быстро доставляет квитанцию на 135 евро. Штраф уменьшается до 90, если платишь в течение первой недели. А потом он растет, и значительно. Экономические меры способны выработать законопослушность. Не нарушать закон - выгодно.

Этические нормы для российской власти - категория внеэкономическая и очень часто чуждая. Поскольку она сама применяет любые средства, которые считает целесообразными. В других странах себя уже научились ограничивать.

Видеокамеры-радары вдоль французских дорог стали частью кампании по снижению смертности на дорогах: тогда гибло 8 тысяч ежегодно, больше всех в Евросоюзе.

Большие черные ящики заметны издали. За 200 метров о камере предупреждает щит - человек должен знать, что за ним наблюдают, он имеет на это право. Места установки их есть в сети, можно посмотреть. Они не меняются. Поэтому водителю удобно не рвать из машины все, разгоняясь на "межкамерном" промежутке, чтобы потом, оттормаживаясь, снова входить в разрешенный режим, рискуя потерять контроль за машиной и создав проблемы окружающим. Ему выгодно ехать, зная, что контроля не избежать. Ведь договориться не с кем...

Министр внутренних дел Саркози победил французских разгильдяев - за два месяца. На треть сократил смертность от аварий. Вначале хулиганы вдоволь на камерах поупражнялись, но очень скоро вынуждены были отступить. Популярность министра внутренних дел Саркози резко возросла. Решил проблему, стал президентом.

Не нашлось у нас генерала, который бы возил в "бардачке" своей машины маршальский жезл. Президентский скипетр тоже никто с собой не возит...

Беспристрастная статистика сообщает: несмотря на новые штрафы и снижение количества смертей, число водителей, превысивших скорость в Москве, увеличилось на 30 процентов.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67