Для верующих православие – не кульутра

От редакции. Давняя острая дискуссия на страницах "Русского журнала" о религии и православии, подогретая недавним интервью Познера, продолжается. РЖ обратился за комментарием к Вадиму Межуеву, доктору философских наук, профессору, главному научному сотруднику Института философии РАН, специалисту в области философии культуры и социальной философии.

* * *

В православии, даже в византийском православии, есть одна особенность. Отличие православия от западной церкви заключается вот в чем. Православная Церковь всегда пыталась, как я понимаю, сочетать идею христианства с идеей империи, в то время как в западной церкви эта идея возникла не сразу. Последняя пошла по пути сочетания идеи христианства с идеей республики. В конечном счете, Византия задавила христианское начало идеей империи. В нашей Церкви это очень чувствуется.

Само по себе православие – это ответ на классический вопрос: почему погиб Первый Рим? Существовало два ответа на этот вопрос. Первый заключался в том, что Рим погиб оттого, что изменил республиканским идеалам, впал в цезаризм, в режим личной власти. Собственно, Запад – это попытка вернуться назад к республике. С этого начиналось Западное Средневековье и Новое время. Отцы-основатели американской Конституции вопрос, как не впасть в цезаризм, решали путем создания республиканского строя.

Второй ответ православию дала Византия. Первый Рим погиб не от империи и не от цезаризма, а от бездуховности, то есть от язычества. Языческие боги не могли сохранить от морального разложения и власть, и граждан. Языческие боги не могли охранить людей от тщеславия, от эгоизма. Вот Рим и рухнул.

Так что одни приписывают главное Риму – открытие гражданской общины, а христианство, особенно православное, главное достоинство видело в попытке следовать в своем развитии по пути идеала духовных общин. Но все дело в том, что оба эти ответа правильные. Только до сих пор их нельзя никак совместить. Духовность и гражданство – как это совместить?

Это видно по русской идее. Русская идея – вещь потрясающая. Жаль, что мы никогда по-настоящему этим всерьез не занимались. А ведь русская идея – это попытка обосновать идеал универсальной цивилизации с позиции христианства. Русская идея отличается от западной тем, что последняя, хотя и пыталась воплотить в жизнь идеал универсальной цивилизации, но с позиции права. Русская идея пробовала осуществить его с позиции морали. А как соединить мораль и право? В этом смысле Россия и Европа – две половины одной общей истины, и одна без другой жить не может. Поэтому они должны существовать на основе взаимодополнения, а не взаимоотрицания.

Другое дело, что христианская религия построена не на власти, а на индивидуальной свободе человека, на личном выборе. В этом – главное открытие христианства. Оно держится не на насилии и не на принуждении. Но я никак понять не могу, откуда у православия такое желание опереться на государственную власть. С моей точки зрения, это компрометация религии. Иногда у меня возникают сомнения по поводу Православной Церкви. К сожалению, она не всегда совпадает с православной религией. Именно потому, что тянется к власти: Православная Церковь всегда пыталась найти мир не с пастырями, а с государством.

Вместе с тем я не могу понять, что такое основы православной культуры? Для верующего человека православие – это не культура, а высшая культура. Бог – это не культурный символ. Это атеистическая формула. Как это не понять? Когда говорят "православная культура", значит, предполагают, что религия – часть какой-то культуры. Но ведь она выше этого. Потому что культура – это создание людей. И если вы причисляете религию к культуре, тем самым вы говорите, что это – такой же продукт человеческого ума и воли, как и все остальное. Но для религиозного человека это невозможно.

Знать религию нужно. Я считаю, что теологическое образование необходимо. Правда, оно должно быть представлено в рамках классического университетского образования – знание философии, религии и какой-то из наук. Хотите быть культурным человеком, надо быть в курсе всех трех дисциплин. С православием все сложно, потому что у православия не было своей теологи, не было своей схоластики. Но очевидно, что знание Библии – так же необходимо, как знание Шекспира, как знание античной трагедии, как знание всех великих классиков.

Другое дело, что это не надо внушать. Нельзя принуждать, как и нельзя меня вынудить верить в то, что все, что сказано Пушкиным, это истина в последней инстанции. Это дело выбора. Как изучать религию в школе – это для меня сложный вопрос. Я думаю, что лучше это совмещать с уроками истории.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67