Дикое телевидение-3

От редакции. «Русский журнал» публикует третью часть обзора «сетевого телевидения», подготовленного Антоном Семикиным.

Часть 1. Часть 2.

* * *

Распространение интернет-телевидения дает возможность практически каждому обзавестись своим небольшим если не ТВ-, то хотя бы видео-каналом. Условимся считать, что первое – это когда есть полноценная сетка вещания, с программами и ведущими, как на "большом" телевидении, но с возможностью в любой момент посмотреть любую передачу, а второе – это просто набор видеороликов. Однако, если судить по тому, что мне удалось посмотреть, используется эта возможность не так широко, как можно было бы ожидать.

В этом смысле отдельный интерес представляют не сетевые медиа, а сайты других разнообразных проектов. Насколько активно используют эту возможность они?

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», место ну просто донельзя модное, передовое, на самом острие всех последних тенденций, этакое посольство Дивного Нового Мира в «неритмичной стране». Не сразу, в разделе «Летняя программ», но можно таки найти на их сайте подраздел «Видео», а там уже довольно приличный, больше 40, набор видеозаписей с разнообразных мероприятий, проводимых этим летом «Стрелкой» в рамках проекта Agents of Changes: лекции, конференции, дискуссии.

Тема проекта – городское пространство будущего, что в свою очередь отсылает к более широкому понятию городской культуры, а оно в последние полгода в России подверглось отчетливой политизации.

«Традиционно считается, что ответственность за благоустройство несут городские власти: это скорее их город, а не наш, – сказано в преамбуле, – Но качество среды может по-настоящему измениться только тогда, когда жители почувствуют, что город принадлежит им, инициировать и модерировать процессы изменения города – это их задача.

Для решения городских проблем людям приходится объединяться в самые разные сообщества – социальные, политические, экологические, по общим интересам или по географическому принципу».

Полагаю, излишне указывать читателю, какие именно актуально-политические ассоциации вызывают «эти речи», вплоть до практически дословного совпадения «это наш город».

Большинство спикеров – иностранные гости, архитекторы, дизайнеры, люди из медиа-сферы, одним словом тот самый «креативный класс», глобальный в данном случае. Многое очень любопытно, взять хотя бы дискуссию «Пост-социализм: Россия и Китай», предваряемую лекцией одного из преподавателей по имени Джанг Джунг. Правда на сайте «Стрелки» (и Google тут тоже не помог) я так и не обнаружил информацию о том, кто, собственно говоря, этот Джанг Джунг такой. Видимо, «креативному классу» это и так должно быть известно, а на интерес со стороны непосвященных авторы не очень то и рассчитывали. Последнее, кстати говоря, напрасно, в «Летней программе», повторюсь, есть что интересного посмотреть любому, кто интересуется трэндами в самом широком смысле слова и с уклоном в некую футурологию. Как правило, есть перевод спичей лекторов-«гастролеров». Минимум видеоэффектов, ничего особенного – от «Стрелки» в сфере теле-видео можно было бы ожидать большего.

Но спасибо и на этом, особенно учитывая, что, к примеру, архитектурный «и вообще» проект «Красный Октябрь», из которого «Стрелка» когда-то буквально вышла, на своем сайте видео в принципе не имеет. А ведь там интересного происходит как минимум не меньше.

У центра современного искусства «Винзавод», расположенного не в географическом, но в смысловом отношении где-то приблизительно рядом со «Стрелкой» и «Красным Октябрем», дело с интересующим нас предметом обстоит чуть лучше. Есть записи нескольких лекций и конференций, по тематике, кстати, отчетливо перекликающиеся с тем, что у «Стрелки». Но все это опять надо с трудом искать, редкие ролики разбросаны по сайту, «засунуты» в его дальние закоулки, а не выставлены «на витрину». Есть несколько коротких промо-клипов отдельных проектов. На YouTube пользователь wnzvd загрузил 5 (пять) роликов. Негусто.

У «Пермского проекта» Марата Гельмана собственного сайта нет, очевидно, эту роль помимо прочих на себя брал «мегапортал» «Соль», мир праху его: там видео со всевозможных пермских мероприятий, интервью с гастролерами (теперь уже в прямом смысле слова) и другое выкладывалось, и в достаточном количестве.

А вот совсем плохо с видео-контентом у сайта такого важного места, как книжный магазин «Фаланстер». И это при том, что там тоже проходят периодические презентации, дискуссии, творческие вечера, читают стихи поэты, интеллектуалы-леваки дискутируют о перспективах диалектики… На YouTube кое-что из происходившего можно найти, но своего канала на этом крупнейшем видео-хостинге у магазина нет, это все любительские съемки предсказуемого, увы, качества…

С сайта детища Бориса Куприянова можно не по прямой ссылке, но по ассоциации, увидев подраздел «Книжный клуб РГГУ», перейти на сайт по-прежнему одного из самых влиятельных и модных московских гуманитарных вузов. И что же тут? Кликнув на слово «Видео», можно обнаружить только презентацию «Лица университета», набор видеосюжетов телекомпаний об этом вузе и «Студенческий телеканал РГГУ». Телеканал как телеканал, первые ученические опыты студентов журфака всегда похожи друг на друга и выполнены на примерно одном уровне, будь то мое отделения журналистики на филфаке в Рязани или РГГУ. Но где же записи лекций и всего остального? Ведь есть все основания предполагать, что в стенах этого университета происходит опять таки множество всего, что было бы интересно не только непосредственно тем, кто сидит в аудиториях. Нету.

А вот у «Русского философского колледжа» – есть или, по крайней мере, было. Он уже более двух лет назад начал активно выкладывать видео со всевозможных гуманитарных «говорилен» на хостинг Vimeo. Разнообразие ораторов было большим, многие записи – увлекательными, но колледж, кажется, давно их не обновлял.

Итог этого сетевого серфинга пока не слишком утешителен. Всевозможные «культовые», «влиятельные» проекты, все эти «точки сборки» используют возможности ТВ в Интернете в самой минимальной степени. Лучше всего в этом смысле выглядит «Стрелка», да и то, от нее то можно было ждать большего. Видно, что занятый во всех перечисленных предприятиях креативный класс уделяет теле- и видеосоставляющей то количество внимания, которое задвигает эту тему на десятый план. То ли это связано с объективными причинами: потребности у потребителей в большем объеме подобного рода материалов нет, и его делают и выкладывают на сайты не больше, чем это интересно публике. То ли с субъективными – возможности темы еще не раскрыты, перспективы не осознаны, просто руки пока не дошли и т.д..

Но есть некоторые признаки, указывающие на благоприятные тенденции. Так, свой первый ролик на YouTube «Винзавод» залил лишь месяц назад. Та же «Летняя школа» «Стрелки» относится к текущему лету. Как и в случае с сетевыми телеканалами, все только начинается. Я не являюсь профессиональным экспертом в медиа, но могу предположить, что в условиях, когда из-за наступающего кризиса закрыли, например, «Коммерсант-ТВ», центр тяжести в смысле трансляции видео-контента может сместиться от собственно интернет-СМИ к другим проектам, вроде перечисленных здесь, для которых сетевая журналистика не является основным бизнесом, но которые в силу демократизма, простоты производства и распространения видеопродукции в Сети могут предложить зрителям вещи не менее или более интересные. Здесь уже свобода от рейтинга полная, телеформат перестает довлеть совершенно и такое «непрофильное» ТВ в Сети может содержать в себе перспективы, все из которых сегодня просто невозможно предвидеть.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67