От редакции. История России свидетельствует, что 17 октября 1905 года царь Николай II издал Высочайший Манифест Об усовершенствовании государственного порядка, более известный как "Октябрьский манифест". Данный документ даровал жителям Российской империи гражданские и политические свободы. Чуть более 105 лет спустя в России был издан еще один "Октябрьский манифест". Его автором выступил уже не царь, но режиссер и сыгравший царя Александра III актер Никита Сергеевич Михалков. В своем манифесте, официально носящем название«Право и Правда. Манифест Просвещенного Консерватизма», Никита Сергеевич не только описал свое видение причин проблем, которые ныне актуальны для России, но и предложил методы их решений, подведя под них идеологическую основу. «Русский журнал» не мог оставить подобное без внимания и за комментарием обратился к публицисту Дмитрию Володихину.
* * *
Я считаю, что «Манифест просвещенного консерватизма» Никиты Михалкова может привести к обновлению идеологии той консервативной партии, которая в настоящее время находится у власти. Я имею в виду не только депутатов, общественных деятелей, а также людей, занимающих важное положение в правительстве и в прочих административных структурах. Иными словами, у этого документа есть шанс стать государственной идеологией. Во всяком случае, он примет участие в конкурентной борьбе, которая проходит сейчас между разнообразными программами.
При этом мне весьма импонирует тот факт, что в качестве людей прошлого, идейно близких манифесту, Никита Сергеевич называет от литературы и искусства Николая Васильевича Гоголя, от церкви митрополита Филарета Дроздова, от философии целый ряд интеллектуалов. В первую очередь, Константина Николаевича Леонтьева. От деятелей прессы – Алексея Сергеевича Суворина, издававшего газету «Новое время». Наконец, от политиков – Петра Аркадьевича Столыпина. Если говорить о современности, то «Манифест» Никиты Сергеевича Михалкова послужит документом, сплачивающим здоровых государственников, людей имперской ориентации, людей, которые с уважением и надеждой взирают на российскую историю, историю, прошедшую путь от Святой Руси к Великой России в период Российской империи. Также документ сплотит людей, которые считают религиозное миросозерцание самым важным, что есть и в политике, и в личной жизни каждого активно действующего индивида в современной России.
В определенном смысле документ можно считать манифестом «консервативной модернизации». Существует такое понятие - «консервативная революция». Как и всякая революция, она стоит значительных жертв, она стоит крови, она стоит раскола социума. Что же касается консервативной модернизации, то она есть естественная альтернатива консервативной революции. Это более мягкий, устремленный к социальной стабильности вариант общественного развития. Несомненно, подобное развитие предпочтительней безудержных либеральных реформ, в которых фактически нет никакой социальной составляющей. И в любом случае это лучше смуты, лучше революции. В документе, в частности, сказано: революции закончены, забудьте. «Манифест» задает вектор развития России. Вектор этот направлен на укрепление стабильности, на модернизацию, основанную на очень внимательном отношении к социальной сфере и на консервативных ценностях, в том числе на ценностях религиозных и ценностях государственнических.
Что касается финансовой сферы, то речь не идет о восстановлении какого бы то ни было даже самого отдаленного аналога экономической системы, напоминающей социализм, вовсе нет. Речь идет просто о необходимости реформ, решающих больные экономические вопросы. Например, серьезного справедливого политического и социального решения требуют больные экономические вопросы, касающиеся природной ренты и банковского ростовщичества. Михалков сам человек небедный, насколько я знаю, но при этом он выступает за прогрессивное налогообложение. По его словам, богатые должны делиться с бедными. Но, вместе с тем, успешный предприниматель, добросовестно платящий налоги труженик, а также социальное государство не должны плодить и содержать профессиональных дармоедов. Иными словами, при реформировании должна учитываться социальная сфера, нужна модернизация, нужны инновации. Нужно движение вперед, нужно развитие экономики. Вместе с тем, ни в коем случае нельзя забывать, что в стране колоссальное количество бедных, и надо о них заботиться. Надо заботиться о благосостоянии народа, о благосостоянии семьи.
При этом, несмотря на свой консерватизм, документ никак не покушается на права людей, например, на их право свободно исповедовать избранную религию. В этом смысле документ весьма мягок, я процитирую: «Идеология просвещенного консерватизма впитала в себя фундаментальные духовные основы православия и традиционных для России религий». Что касается традиционных для России религий, то в первую очередь «Манифест» апеллирует к православию, это номер один, затем к исламу и буддизму. То есть, иными словами, для людей, которые выступают за национальное преображение России, за более жесткие варианты консерватизма, в религиозном и национальном смысле этот документ будет выглядеть достаточно мягко. А для государства он будет выглядеть приемлемо по той причине, что он ни в какой степени не идет вразрез с действующими законами Российской Федерации.