Борьба за огонь

Последней частью советского наследства, еще никем не захваченной и не использованной в качестве ресурса в конкурентной борьбе, остаются сердца и души людей - признательность и симпатии к тому хорошему, что делал Советский Союз, и культурный код, созданный им и сохранившийся даже после тщательного выкорчевывания советского национального характера.

Борьба за этот ресурс наиболее сложна и деликатна - именно потому она еще не закончена. И нынешняя российская бюрократия проигрывает эту борьбу так же, как она проигрывает все схватки, не решаемые подлостью, подкупом и насилием.

"Самодержавие, православие, коррупция"

Уже к 1993 году коммерсанты четко знали, что слово "русский" в названии торговой марки обеспечивает повышенное внимание покупателей практически к любому товару.

Новой легитимности не создано, советская была дискредитирована, и попытка "возврата к корням" представлялась вполне естественной.

Но сразу же возникли проблемы. "Россия, которую мы потеряли", казалась раем только в демократическом угаре перелома 80-х и 90-х. В конце концов стало ясно, что крах царизма и кошмар гражданской войны был вызван собственными пороками тогдашнего общества, а отнюдь не десантом марсиан и "жидокомиссаров".

А либеральные реформаторы, получившие полную свободу рук, очень быстро реабилитировали советскую власть и коммунистов. В результате, поскольку новой российской легитимности так и не было создано (вся энергия государства уходила на разворовывание и освоение другими методами созданного в Советском Союзе), реальным источником легитимности стал именно СССР - что точно ощутил и выразил Путин всем своим стилем.

Однако советская легитимность оказалась для нынешнего государства с органически присущей ему идеологией (см. таблицу) ужасно неудобной, тесной и мешающей, так как при всех своих формальных достижениях она имела совершенно неприемлемое, противоестественное для нынешнего государства содержание - ответственность перед обществом, стремление к его развитию и гуманизации.

Конечно, это содержание понималось крайне превратно, а реализовывалось и того хуже - иначе мы и сейчас ходили бы с паспортами образца 1977 года. Но при всем том содержание советской идентичности, советских ценностей вступает в слишком уж разительное, непримиримое противоречие с практикой и смыслом современного государства.

Из порождаемого этим неудобства и возникает широко распространенное стремление "забыть СССР" и апеллировать напрямую к царской России, а лучше - к княжеской Руси, когда государственного стремления к справедливости не существовало, а народ терпел и худшее, чем сейчас. Достаточно вспомнить, как в результате царствования Петра Великого, чей портрет демонстративно висел вместо ельцинского на стене кабинета одного из нынешних "вождей", население нашей страны сократилось на треть. Немаловажно и то, что царской России, в отличие от Советского Союза, никто не помнит, - и про нее можно сочинять любые небылицы.

Конечно, Россия является естественной наследницей не только СССР, но и тем более русскости, что бы ни понимать под этим термином. Однако по милой привычке коммерческих и силовых олигархов "русскость" как основа идентичности была приватизирована - объявлена неотъемлемой принадлежностью, практически собственностью правящей бюрократии. А народу вербально и невербально (что более доходчиво) объясняется: не трожь своими грязными лапами нашу святую русскость! Кто смеет рассуждать о ней самостоятельно - ксенофоб, либо русский фашист, либо исламист, либо, того хуже, - демократ. Экстремист, в любом случае.

И против кристального интеллигента Пионтковского возбуждается уголовное дело за экстремизм, разжигание межнациональной и социальной розни - в том числе и за книгу под говорящим названием "За Родину, за Абрамовича - огонь!". В ней убедительно показано, что вчерашние коммерческие и сегодняшние силовые олигархи подменили собой понятие Родины и этим крайне затруднили как ее защиту, так и сам естественный патриотизм.

Понятно, что к русскости, живущей в сердце каждого из нас, эта официальная приватизированная "русскость" имеет такое же отношение, как дикий то ли феодальный, то ли рабовладельческий "капитализм" силовой олигархии - к нормальным рыночным отношениям.

Жить в такой России стало немного нелепо, и каждый остающийся стал придумывать себе и вокруг себя свою собственную, личную Россию и пытаться жить в ней, как в коконе.

Единая ткань общественной жизни, порванная пополам в 1987-1993 годах, разрушилась на бесчисленное множество личных пространств.

Это удобно для нового объединения вокруг новой идентичности, но и опасно: если таковая не сложится (а пока она не складывается - вокруг силовых олигархов может сложиться только зона, а не идентичность), страна будет разорвана внешними идентичностями, в том числе наиболее крупными цивилизационными - западной, исламской и китайской.

Однако общественный организм жив, и, раздавленный в России, начал пускать ростки за ее пределами.

Альтернативные России

Эмиграция вновь приобретает социально значимый характер. Последовательное уничтожение провинции, невидимое из Москвы и Санкт-Петербурга, стихийное и почти повсеместное поощрение государством варваризации общества во всех ее проявлениях, вызванный этим рост межнациональной и социальной напряженности выталкивают из страны новую волну россиян.

К сожалению, наша эмиграция, в силу своего цивилизованного, европейского, культурного, а не этнического характера, обречена на отрыв от страны и ассимиляцию, хотя бы и постепенную. Ситуацию усугубляет потребность оправдать свое бегство хотя бы в собственных глазах, что ведет не просто к утрате связей, но и к отстранению от своей Родины и ускоряет культурное размывание эмиграции. Впрочем, даже китайцам не удается в полной мере "унести Родину на подошвах сапог".

Поэтому ни в Черногории, ни в Испании, ни в Лондоне, ни тем более в Германии (где осело около 3 млн выходцев из Советского Союза - более 1% его населения) "Новороссия" возникнуть не сможет.

Не сможет она возникнуть и в Средней Азии и Закавказье - из-за жесточайшего давления, которому подвергаются там оставшиеся русские. На Украине слишком сильно национальное и, главное, политическое возрождение, которое может, хотя это и маловероятно, привести к распаду страны, но делает невозможным появление альтернативной России. В Крыму слишком сильно давление татарской общины, которое также будет отбрасывать русских к союзу либо с украинским, либо с российским государством, - но, в любом случае, не к формированию собственной идентичности.

Однако уже Прибалтика является местом формирования альтернативной русской субкультуры.

Давно отмечено, что русские из Латвии, в заметных количествах работающие в России, существенно отличаются от значительной части наших сограждан такими "прибалтийскими" чертами, как организованность и дисциплинированность. Теоретически формирование новой русской идентичности может начаться на северо-востоке Эстонии, превращенной в гетто для неэстонского населения, но даже при рациональной политике российского государства этот регион будет, как и Крым, ориентироваться на Россию, а не создавать собственную идентичность.

Единственное место, где теоретически может сложиться "альтернативная Россия", - Белоруссия. Неспособность российской бюрократии выстроить с ней конструктивные отношения, способна придать ей специфическую ценность в глазах Запада и привести к реализации проекта по созданию своего рода "Европейской России", несмотря даже на курс Лукашенко по развитию национальной белорусской культуры как государственнообразующей.

Это слишком сложный проект для современных западных бюрократий, склонных к применению простых и демонстративных методов, однако теоретически в нем нет ничего невозможного. И тогда такая "Евророссия", высосав из нашей страны наиболее цивилизованную часть общества, не просто сама станет естественной наследницей и новым воплощением "русскости", но и отбросит нас даже не в Азию, а в новое Средневековье, весьма внятно описанное уже М.Юрьевым и В.Сорокиным ("День опричника").

Преображение России

Того, кто смотрит назад, жизнь всегда тащит "не в ту сторону".

Ресурс нельзя сделать своим, просто захватив его, - это поняли даже самые отмороженные российские олигархи. "Что ты отнял - то пропало, что ты отдал - то твое", как писал классик русской литературы (этому не помешало незнание им русского языка) и казначей царицы Тамары грузин Шота Руставели.

Чтобы ресурс стал вашей частью, неотъемлемой и не поддающейся оспариванию, его мало и, строго говоря, не нужно захватывать и "приватизировать", - его надо преобразовать в соответствии со своими склонностями и потребностями.

Это относится и к русскости.

Бесчисленные, как тараканы, и столь же разнообразные фофудьеносцы (среди которых, как это ни ужасно, много искренних и глубоко порядочных людей) пытаются тупо захватить ресурс "русскости", не понимая, что тем самым уничтожают его, превращая слово "русский" в синоним хотя и не слова "фашист", но слова "идиот".

Столь характерная для них попытка возродить единство нации на основе православия - не только вполне мракобесное желание вернуть свою страну на 600 лет назад, не только вполне здоровое стремление всласть наиздеваться над правящими бюрократами, превратив их в "жующие сопли подсвечники", но и главная из всех существующих сегодня угроз распада нашей страны.

Потому что формирование нации на основе православия немедленно приведет к расколу, форсировав уже идущее обособление исламского, иудейского и сравнительно незначительного буддийского сегментов. И атеистам, которых уже сейчас тошнит от разнообразных проповедников, между прочим, тоже куда-то придется деваться.

То, что 600 лет назад создало страну, сегодня может ее разрушить.

Чтобы сохранить страну, надо ее преобразить. Чтобы стать наследниками русскости, надо ее переосмыслить. Ключом здесь, думаю, будет понимание того, что русские - симбиотический народ, живущий в симбиозе с государством. Отсюда этническая мягкость и культурная восприимчивость: стержень нации находится извне, как стержень личности у глубоко верующего человека.

Восстановление государства и решение примитивнейших, простейших насущных задач сразу же, само по себе даст старт необходимому преображению России и переосмыслению русскости, а тем самым - и формированию новой идентичности.

Как и позднесоветская, она должна быть наднациональной, надрелигиозной, надклассовой.

Сегодня хорошо видно лишь одно: ни в коем случае нельзя забывать о системе образования, создающей народ. Как и российское, как и советское, в противовес нынешнему реформаторскому, оно должно учить думать, воспитывать творческого и нравственного человека, гордящегося своей историей.

Последнее особо важно.

Переписывание истории, омерзительное с точки зрения науки, является важнейшим инструментом созидания нации, ибо коллективное осмысление прошлого программирует будущее.

В этом смысле строчка в татарском учебнике истории о том, что в битве на Калке была одержана выдающаяся победа над русскими, опасней любого теракта и чревато большим числом жертв, чем Спитак и Чернобыль.

Без великих историков не бывает великих народов, потому что именно историки создают народы.

Жизнь - это бег на значительно более длинную дистанцию, чем кажется всем нам. Поэтому, когда после оздоровления государства и восстановления государственности мы возьмемся наконец за решение наиболее наболевших проблем, мы должны помнить о цели этого процесса - о преображении России.

Идеология правящей бюрократии: "на экспорт" и "для своих"

Опыт примерной реконструкции

Основные параметры

Для мирового сообщества (Запада)

Для населения России

Для правящей бюрократии

1. Кто такие "мы"

Россия - великая страна, часть европейской цивилизации.

Россия - великое государство, развивающееся по своей логике в своих интересах.

Группа сослуживцев, пришедшая к власти.

2. Миссия

Обеспечение Запада энергоресурсами ("энергетическая держава", опережение на рынке США Нигерии), сдерживание его стратегических конкурентов (ислама и Китая).

Построение "великой России" - конкурентоспособной "суверенной демократии" с растущим благосостоянием, социальными гарантиями, воспитанием патриотизма.

Построение "великой России" как инструмента безграничного долгосрочного потребления этой группы сослуживцев (материального и символического - в виде причастности к решению судеб мира).

3. Образ врага

"Международный" (исламский) терроризм, внутри страны - враги демократии как современной религии (антисемиты, фашисты, исламисты и коммунисты).

Запад (в том числе выражающие его ценности либеральная оппозиция и коммерческие олигархи эпохи Ельцина), "фашисты" (нелиберальная оппозиция и вся общающаяся с ней либеральная оппозиция), исламисты.

Ситуативно: все, кто мешает потреблять.

Исключение: невозможен серьезный конфликт с Западом как гарантом личного потребления.

4. Союзники

Запад

Население, силовые структуры, "национально ориентированный" (т.е. контролируемый ими) бизнес, ситуативно - Запад, ислам и Китай, между которыми балансируют.

"Агенты влияния" и лично преданные люди в России и за рубежом.

5. Образ действия

Совместно с Западом, на основе международного права, но с защитой национальных интересов.

Предельный прагматизм. Конкурентоспособность как получение нефтедолларов при готовности ради отношений с Западом уничтожать производства, кроме экспортеров сырья, в том числе ростом импорта и иностранных инвестиций.

Предельный прагматизм (цинизм). Превращение государства в инструмент личного обогащения, ограбление бизнеса и населения, привлечение иностранного капитала.

6. Средства

Привлечение иностранных (западных) инвестиций, готовность обменять расширение контроля Запада за природными ресурсами и ядерными объектами России на расширение коммерческого присутствия на Западе ("интеграция").

Суверенная демократия ("будем делать, что хотим, и называть это демократией"), конструктивный изоляционизм (игнорирование критики Запада). Восстановление роли государства ("теневая приватизация"). Идеология "осажденной крепости" и "патриотизма" ("вы должны любить нас, так как остальные еще хуже и вас ненавидят"). "Удвоение ВВП", обгон Португалии, дебюрократизация, диверсификация экономики, нацпроекты и прочее - пустая пропаганда.

Тактика: "надежное энергоснабжение и, возможно, контроль за ядерными объектами в обмен на молчание". Стратегия: "крепость Россия как гарантия личного потребления".

7. Квинтэссенция

Обслуживание

Величие

Потреблятство

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67