Борьба с коррупцией как гарантия режима

От редакции. Сейчас на Украине власть находится в непривычном для нее сбалансированном состоянии. Президент Янукович быстро сформировал новую систему власти. Так, 11 марта в Верховной Раде была сформирована коалиция, 12-го – новый Кабинет министров, продолжается формирование региональной власти и замена руководства органов власти второго эшелона.

Сегодня же стало известно, что Партия регионов не допустит журналистов в главный зал Украинского дома, где будет проводится очередной ее съезд. Репортеров, заинтересовавшихся мероприятием, соберут в отдельной комнате перед телевизором, который будет транслировать происходящее. Предполагается, что на съезде выступит президент Украины. Это особенно примечательно, потому что до того сообщалось, что на данном съезде "регионалы" собираются переизбрать руководство партии, ведь глава государства по закону не имеет права состоять в каком-либо политическом объединении.

Очевидно, новый президент балансирует между большим количеством групп интересов как внутри, так и вне Партии регионов. К чему это приведет. К стабилизации или еще большему конфликту между разными органами власти? Каковы сильные и слабые стороны системы власти президента Януковича? В каком направлении она будет эволюционировать? На эти вопросы РЖ отвечает Антон Финько, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии.

* * *

Полагаю, что на нынешнем этапе еще рано говорить о достоинствах и недостатках кадровых назначений. Время покажет.

Ряд назначений представляются совершенно "меритократическими" и полностью отвечающими требованиям профессиональной компетентности. Иные вызывают откровенную настороженность и весьма критические комментарии.

Конечно, на фоне тотальной кадровой "кумократии", характерной для ушедшего режима с его вызывающим и даже каким-то наивным непозитивизмом, нынешняя власть представляется намного более рациональной.

Но не это главное. Главное – скорее то, как будет далее строится политика в отношении борьбы с коррупцией, в том числе в отношении кадров исполнительной власти, т.е. насколько она будет пуританской.

Факты свидетельствуют: жесткая антикоррупционная политика на постсоветском пространстве является мощнейшим политическим и моральным ресурсом в борьбе за выживание и обеспечение минимальной легитимности того или иного режима.

Рискну предположить, если бы Михаил Саакашвили не приобрел известность своими демонстративными антикоррупционными подвигами (как мнимыми и незаконными, так и действительными), его диковинный режим давно бы ушел в небытие.

Путь нынешней власти в Беларуси также расчищался с помощью антикоррупционных инструментов.

Новая власть в Киеве состоит из классических "прагматиков". У таковых есть как весомые достоинства, так и недостатки.

Очень часто прагматически ориентированные политические деятели крайне скептически относятся к пуританскому "чистоплюйству", считая, что главное – это экономический результат, а как и кто его будет достигать, не имеет особого значения. Но в условиях, когда легитимность режима может быть обеспечена именно демонстративной пуританской антикоррупционной политикой, такой подход особенно чреват большими издержками. От того, понимают ли это сегодня новые лидеры Украины, в немалой степени, как мне представляется, зависит их политическая будущность.

Новая власть всячески подчеркивает, что стремится восстановить административную эффективность. Однако высокий уровень коррумпированности будет подрывать эффективность административных инструментов, как это и было во времена Леонида Кучмы.

Думаю, в новом правительстве есть люди, которые отдают себе отчет в том, сколь важно подчеркивать жесткость в этой сфере. От того, прислушаются ли к их мнению, зависит очень многое.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67