Blow-Up, или Готовность увидеть

Мирославу Немирову, еще раз

Тема:

Эстонский гражданин Раймонд Роопярг решил сфотографировать очень красивый закат в Кейла. Для этого он взял фотоаппарат, зарядил в него пленку, нацелил устройство на тихое эстонское небо и, нажав пальцем на соответствующий рычажок, сделал несколько снимков. Дело было в прошлый вторник.

В прошлую среду Раймонд Роопярг снес пленку в фотомастерскую. Каково же было удивление Раймонда Роопярга, когда на нескольких снимках он обнаружил Нечто. Это Нечто висело в небе над церковью и больше всего, на мой взгляд, напоминало фотографический брак.

Однако Раймонд Роопярг не стал судиться с фотомастерской, он рассудил иначе. Раймонд отослал фотографию в средства массовой информации. Те, в свою очередь, обратились к известному эстонскому уфологу Игорю Волке. Уфолог незамедлительно прокомментировал снимок в том смысле, что союзники Эстонии по блоку НАТО сбили НЛО над Кейла ракетой "земля-воздух", выпущенной с подводной лодки.

Был ли этот НЛО русским, информационные агентства не сообщают.

Источник:
http://rus.delfi.ee/daily/estonia/article.php?id=11445532

Вариации:

В семидесятые годы прошлого века, когда нефть стоила дорого, а водка была дешевой, когда по радио исполняли песни про БАМ, а друзья наших родителей пели про Ваньку Морозова, когда роман "Мастер и Маргарита" был труднодоступной литературной новинкой, а в школах изучали, наоборот, роман Горького "Мать", когда не было еще ни персональных компьютеров, ни СПИДа, ни пластиковых пакетов для мусора, - в то далекое и почти легендарное время люди постоянно встречались с неопознанными летающими объектами.

Неопознанные летающие объекты были частью тогдашнего интеллигентского фольклора. Из рук в руки передавались магнитофонные записи и распечатки стенограмм лекций главного советского уфолога. Этот уфолог был тогда известнейшей персоной, он разъезжал по крупным городам и собирал огромные аудитории; впрочем, лекции уфолога были полузакрытыми: разрешение на их чтение требовало особого мужества от руководителей партийных органов и предприятий, предоставлявших уфологу помещения.

После лекций уфолог получал всегда множество записочек с вопросами, среди которых неизменно был такой: "Не инопланетянин ли Вы?" Уфолог, кстати, носил вполне инопланетную фамилию: Ажажа. Но на вопрос отвечал в отрицательном смысле, хотя и с какой-то странной ужимкой.

Он и посейчас, кстати, уфоложствует, Ажажа. Академик он теперь, говорят.

Но интереснее другое: о неопознанных летающих объектах не только говорили. Их видели. Я знал интеллигентную даму с высшим техническим образованием, мать троих детей, которая из своего собственного окна видела неопознанный летающий объект, состоящий из пяти огненных шаров, обращающихся вокруг невидимого центра. Рассказы этой дамы, сопровождавшиеся демонстрацией зарисовки огненных шаров, поражали воображение многих моих тогдашних старших знакомых. А один одинокий старичок, работавший гримером в театре, уверял, что наблюдал настоящую летающую тарелку. Тарелка, по его словам, приземлилась ранним утром на опушке леса неподалеку от дома отдыха в Конча-Заспе, где отдыхал гример, оттуда вышли какие-то существа с рожками, постояли немного, зашли обратно и улетели. Старичок, проснувшийся на рассвете и вышедший подышать утренним туманом, по его словам, испытал "что-то вроде гипноза", поэтому подойти к тарелке не решился и потом еще долго стоял на месте как парализованный. Когда же гипноз прошел, старичок поспешил на место приземления, травы там не было, и ничего не было вообще - голая земля. Старичок покопался в земле и запачкал руки чем-то зеленым и сильно пахнущим. После этого, по словам гримера, у него прошел радикулит, донимавший театрального работника последние годы. Да что там: я сам видел неопознанный летающий объект. Он летел по небу очень высоко и светился, потому что было раннее зимнее утро. Может быть, конечно, это был самолет, но я его не опознал.

Готовность увидеть предопределяет видение. Люди Средневековья массово свидетельствуют о чудесах - и не врут. Воздух поздней советской эпохи сам собой порождал неопознанные летающие объекты и существ с рожками: они были необходимой солью в пресноватой повседневности спокойного быта, вызовом замкнутости уютного советского пространства, намеком на возможность альтернативы в безальтернативном мире развитого социализма. Время экстрасенсов наступило чуть позже. Хотя спиритизмом и прежде баловались интеллигенты. Но о спиритизме - чуть ниже.

Проникают летающие объекты и в русскую изящную словесность, причем не фантастическую. В 1974 году Д. Самойлов пишет поэму "Струфиан", в которой воспроизводит знакомую аудитории загадочного Ажажа картинку:

Был непонятен и внезапен
Зеленоватый свет. Его,
Биясь, как солнце, источало
Неведомое существо
Или, скорее, вещество,
Которое в тот миг упало
С негромким звуком, вроде "пах!",
Напоминавшее колпак
Или, точнее, полушарье,
Чуть сплюснутое по бокам,
Производившее шуршанье,
Подобно легким сквознякам...
Оно держалось на лучах,
Как бы на тысяче ресничин.
В нем свет то вспыхивал, то чах,
И звук, напоминавший "пах!",
Был страшноват и непривычен.
И в том полупрозрачном теле
Уродцы странные сидели.

Заметим, что автор поэмы сознательно играет с описанной выше интеллигентской мифологией инопланетной альтернативы, опровергая ее. Самойловские уродцы появляются в Таганроге в ноябре 1825 года и утаскивают с собой в небеса государя императора, что, однако, никак не влияет на дальнейшее течение русской истории (если, конечно, не предположить, что трактат самойловского Кузьмича произвел бы на Александра I впечатление, отличное от того, что произвело на политбюро солженицынское письмо вождям).

Готовность увидеть формирует мир. Увеличивая фотоизображение, мы знаем, что именно там обнаружим.

На прошлой неделе информационные агентства сообщили нам о начале процесса по делу об убийстве Хуршеды Султановой. Хуршеда была убита в Петербурге в феврале 2004 года. Ей было девять лет. С самого начала следствие исходило из того, что причиной убийства была национальная ненависть. Это определение сохранилось и в окончательной формулировке обвинения. Правда, примерещившихся сначала кое-кому скинхедов с рожками не обнаружилось: обнаружились обыкновенные тупые молодые люди с обыкновенными заточками в руках, которые и слова-то "межнациональная" выговорить не могут.

При этом уже в конце февраля в обществе стали циркулировать разговоры о том, что отец убитой девочки был причастен к торговле наркотиками и убийство связано именно с этим. В апреле эти слухи были невнятно озвучены известным желтым листком. Одновременно была выдвинута версия: девочка сама была вовлечена в криминальный бизнес. Замелькали баннеры: "Таджикская девочка торговала наркотиками".

Слово "версия" в современном употреблении, по остроумному замечанию М.О. Чудаковой, обычно означает бессмысленную ерунду, выдаваемую с серьезным видом за действительность. Да нет, не выдаваемую: разглядываемую в действительности. Готовность увидеть формирует "версию". Вот вам "версия": поэт Есенин был убит зелеными инопланетянами с рожками и красными пятиконечными звездами на лбах. Опровергайте давайте. Пока не опровергнете, не возвращайтесь. А мы пока полюбуемся нашей версией.

Сторонники наркотической "версии" убийства Хуршеды придумали даже специальное выражение: " Таджикская девочка(TM)". Это выражение обозначает неправедное обвинение, возведенное продажной прокуратурой и проклятыми правозащитниками на невинных русских наркоманов.

У покойной Хуршеды, между прочим, есть родные.

А еще, пишут в книгах, на свете есть ад. Писатель Достоевский однажды высказался по поводу спиритических сеансов в том смысле, что они, конечно, вполне достоверны и разговаривают там со спиритами - черти. Думаю, всем, кто употребляет выражение " Таджикская девочка(TM)", стоит отправиться пофотографировать вечернее небо.

Комментарии:

Е.К.

В начале восьмидесятых в МССР циркулировало двустишие популярного поэта:

По небу летают какие-то тарелки,
А некоторые уже и ложки приготовили.

Впрочем, наше мирное население увлекалось не столько "неопознанием" летающих объектов, сколько сбором камушков с последующим выдаванием их за осколки доисторических орудий труда. Говорят, легковерные археологи велись.

Гр.С.

Да нет, какое там "пофотографировать ночное небо". Этим людям надо...

Впрочем, я не знаю, что им надо делать. Скорее всего, все уже бесполезно.

И молиться, и плакать - все бесполезно.

Хотя нет, что это я, Бог милостив и непостижим. Короче, им остается уповать на чудо.

И в этом смысле - да, можно и пофотографировать ночное небо.

Саша Карпов

Культурологический проект "История нового времени" от "ШАУРМА рекордз" сообщает по этому поводу следующее:

1) Над землей х*ня летала
Серебристого металла:
Много стало в наши дни
Неопознанной х*ни.
(Народная частушка)
2) Барабашка, барабашка, барабашка,
У него колпак и белая рубашка,
Нос крючком, смешные уши,
Ростом сам не больше груши.
Барабашка, барабашка.
(Анжелика Варум. "Барабашка")

Бабулька

А еще был Феликс Зигель и документальный фильм "Воспоминания о будущем" - безусловный кинематографический хит начала 70-х.

Может быть, это была даже экранизация документальных романов писателя Казанцева о планете Фаэтон. А может, и наоборот.

Ажажа и Зигель - фамилии, безусловно, лучше подходящие для пропаганды внеземного разума, чем Султанова или, там, Иванов какой-нибудь.

Хотя радио "Свобода", помнится, сообщало как-то о заключении в психушку (и, соответственно, в ряды узников совести) чабана-орденоносца Мухтарова. Чабан в одиночку пытался отбить свою отару от свалившихся с неба зеленых гуманоидов. Естественно, власти не поверили в такую версию пропажи народных овец и заточили чабана в узилище. Что с ним стало потом, радио "Свобода" не сообщало; возможно, сами инопланетяне и убрали ненужного свидетеля.

Анна Оршанская

Много лет назад в Нарве среди бела дня случилось если не полное, то очень основательное солнечное затмение. Фотокорреспондент Ира К. по этому случаю выдала нам ворох засвеченной пленки, а себе взяла незасвеченную, зато в фотоаппарате. И мы всем журналистским корпусом города в полном составе высыпали на открытое место смотреть, как крокодил солнце жрать станет. Ну, посмотрели, конечно, и разошлись по редакциям обсуждать впечатления. А наш редактор на улицу не выходил, он у себя в кабинете сидел и портил результаты труда корреспондентов. И даже в окно от усердия не глядел.

Мы ввалились к нему толпой и, махая руками, стали рассказывать, как засмурнело небо, умолкли птицы и солнечный шар укрылся тенью. Редактор смотрел на нас молча и внимательно. Потом снял очки, медленно и тщательно протер их салфеткой и сказал: "Не верю! Не могло такого быть". А мы сказали: "Как?" "Ничего этого не было и быть не могло, - повторил редактор. - Вы все врете и меня обманываете". Тогда мы не растерялись, и толпой побежали в фотолабораторию, и принесли редактору мокрые еще фотографии, на которых ясно было запечатлено ущербное солнце. Редактор повертел их в руках и сказал: "Ну и что? Мало ли, какой у пленки брак бывает". Тогда мы растерялись. А редактор опять повторил, для закрепления: "Этого быть не могло. Поэтому ничего этого не было".

Убедить редактора в том, что солнечное затмение было на самом деле, так и не удалось. Никому и никогда.

Всеобъемлюще распространено среди людей заблуждение, будто мы видим глазами, слышим ушами и ощущаем кожей. В то время как любому хотя бы отдаленно знакомому с физиологией человеку совершенно ясно: и видим, и слышим, и ощущаем мы одним и тем же органом - мозгом головы. Который сидит в закрытом помещении и свету белого не знает. Зато он всегда точно знает, как должно быть все. По-моему, это многое объясняет.

Т. Фохт

А мне однажды посчастливилось запомнить одно логическое положение: легче сказать, что что-то есть, чем сказать, что чего-то нет, ведь в последнем случае придется перебрать и назвать все то, что есть. И эта простая усвоенная мной истина мне, бывает, помогает, потому что в пространстве того, что есть, нет никаких версий.

Впрочем, любители версий, например сторонники версии об убийстве Есенина зелеными инопланетянами, тоже вовсю пользуются этой истиной. В самом деле - нельзя же отвергать возможность убийства Есенина инопланетянами, пока еще остается хоть один шанс взять показания у одного из них. Я, как и многие, люблю, когда повсюду сплошной расемон, но право на интервью с инопланетными существами добровольно отдаю более чувствительным натурам.

borisl

По-моему, ксера называлась просто "Телепатия". Или "Основы телепатии". Довольна толстенькая - страниц на 300. И аккуратно переплетенная. Не помню, как она ко мне попала. Мне было 17 лет. Я прочел в ней только одну главу - "Искусство левитации" или что-то в этом роде. Она начиналась с предуведомления, в котором автор настоятельно советовал эту главу пропустить, поскольку прочитавший не сможет не попробовать, а у попробовавшего обязательно получится, что, в свою очередь, чревато реальными опасностями. Среди опасностей перечислялось: столкновение с телевизионной антенной, громоотводом, электровышкой и прочими заземленными объектами - астральное тело разряжается в землю, физическое погружаетсся в кому; потеря ориентировки и невозможность вернуться обратно - тело в летаргическом сне в ожидании возврата; захват тела посторонними хулиганами, пока никого нет дома - потом ты сам прилетаешь, а тебя оттуда на хер...

Рецепт был и правда очень прост. Допустим, сегодня 29 апреля. Вы говорите себе: я лечу 29 мая.

А потом каждый день вспоминаете: осталось 29 дней, 28, 27... 29 мая ложитесь спать натощак. Все. Через 5-10 минут вы обнаружите себя парящим над своим телом, распростертым на кровати.

Дней за десять до вылета я начал прощаться с друзьями. Накануне мне устроили проводы. Все говорили тосты в мою честь. Было очень приятно. В разгар торжества я покинул собрание под общие аплодисменты. Пора было ложиться. Меня охватило мучительное чуство голода. Я съел три холодных котлеты из холодильника. Лег. Закрыл глаза. И в тот же момент почувствовал, как меня засасывает в какую-то ужасную воронку. У-у-у. Я вскочил и побежал к холодильнику. 200 граммов "Любительской". Сыр "Пошехонский". Ложусь. Закрываю глаза. У-у-у ...

Наверное, более страшной ночи в моей жизни не было. Разве что один еще только раз, когда меня накормили циклодолом и оставили одного, я пережил нечто подобное. Несколько раз, я точно помню, мое тело, физическое тело, отрывалось от кровати на несколько сантиметров, а потом бессильно низвергалось вниз и подпрыгивало на пружинах. Слава Богу, котлеты его не отпустили. Я боролся с демонами до самого рассвета и только с восходом солнца уснул обессиленный. На следующий день мне принесли почитать руководство по открытию "третьего глаза".

Николас В., неотюменщик

Некоторое время назад пересматривал хранящиеся на антресолях детско-юношеские журналы рубежа 80-90-х гг. Типа "Мурзилки", "Пионера" и "Юного техника". Такие проблемы, как НЛО, полтергейст, снежный человек, палеовизиты, биолокация и парапсихология, судя по обилию публикаций, очень занимали детство-юношество эпохи заката СССР. (И фамилия "Ажажа" там тоже встречалась.)

Вот, к примеру, фрагменты статьи из "Юного натуралиста" (1991, # 1).

" В том же 1980 году в Московской области, в пяти километрах от Нового Иерусалима, близко к поверхности земли завис НЛО. Свидетель-грибник утверждал, что из чечевицеобразного объекта прямо в землю был направлен зелёный луч. Будто огромный гриб со светящейся ножкой стоял посреди огромной поляны! Из-за ножки "гриба" вдруг выглянул и снова спрятался человечек невысокого роста, одетый в чёрное. И что самое странное - вместо головы у него выделялся лишь небольшой бугорок. В те годы все это сочли фантазией грибника. <...>
Что же касается "человечка без головы", то нечто похожее видели летом и осенью позапрошлого года дети - свидетели посадок НЛО в городах Харовске и Воронеже. Да и колхозники в Вологодской области говорили, что у гуманоидов, появившихся около НЛО, вместо головы - бугорок".

Конец цитаты.

Павел Воронин

Великий Карлхайнц Штокхаузен, коментируя события 11 сентября, назвал взрывы WTC "величайшими произведениями искусства". Примечательны в этом заявлении не столько цинизм и эпатажность, сколько взгляд мэтра на искусство. Ведь за этим случайно слетевшим с языка и попортившим его автору немало крови высказыванием хорошо проглядывается очень важное убеждение: каждый шаг настоящего художника должен быть произведением искусства. Откуда следствие: смотреть на мир и оценивать его надо так, будто любое событие - это художественный жест, а любой предмет - результат чьего-то творчества. Тем более что в наш век постмордернизма именно так, по большому счету, дела и обстоят.

Примененное по отношению к Интернету слово "виртуальность" неизменно вызывает у меня улыбку. Зачем вы так жестоко-то, а? Здесь все-таки сидят живые люди и обсуждают волнующие их, живых людей, проблемы. Знаете, где настоящая виртуальность? Хотите ее увидеть? Запросто: посредством "ящика", дивана и чипсов каждый житель планеты может с утра до вечера наблюдать за уникальным арт-проектом. По указке гениальных сценаристов и режиссеров, узнать имена которых я хочу больше всего на свете, десятки тысяч людей по всему миру взрывают, устанавливают, ссорятся, призывают, совершают, любят, принимают, скорбят и вершат. Зовется это все "Новости". Я не знаю, кому принадлежит идея сего великолепия, но он, безусловно, величайший из художников за всю историю человечества.

Перу того же глыбы-человечища явно принадлежат и несколько проектов поменьше. Прекрасен совершенно проект "Всемирный атом": нельзя не признать - мало что сравнится по красоте со съемками взрывов на атолле Муруроа или пикников американцев, выехавших в пустыню посмотреть на "грибочки" на горизонте. Боюсь, что эффектную точку в этом начинании поставят еще до моей противоестественной смерти, но искренне завидую тем счастливчикам, кто будет наблюдать эту феерию с загодя подобранных точек обзора.

Неплох был по своей задумке и проект "Есть контакт!". Введение в игру внеземного разума должно было развязать художникам руки и подарить миру гигантские по масштабу и сюрреальности творения. Увы и ах, но кастинг доверили какому-то совершеннейшему олуху. В результате из прекрасного имеем разве что круги на полях, плато Наска да Джорджа Буша, которого к тому же сделали слишком похожим на человека.

Когда я вырасту большим и известным, я обязательно обращу на себя внимание этих ребят, и они возьмут меня к себе. Штокхаузен уже с ними, я уверен.

Обсудить тему, вариации или комментарии || Ознакомиться с чужими комментариями

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67