Благородные террористы

Посмотрели "Одинокого рейнджера". Забавно, что в стране, так активно борющейся с терроризмом (и пострадавшей от него), так пестуется в массовой кинокультуре образ "благородного террориста". Это один из сквозных героев американского кино. Блейд, по ночам убивающий вампиров, которые "тайно правят миром". Сара Коннор, взрывающая лабораторию корпорации "Кибердайн". Герой "Одинокого рейнджера" Гора Вербински прямым текстом провозглашает террористическую максиму: достижение политических целей с помощью локализованного насилия. Он говорит (прямая цитата из русского дубляжа): "Раз бандиты стали законом, то я буду вне закона" (и идет взрывать мост).
В каждом из этих фильмов террористический акт представлен как единственный выход из положения, как "правильный выбор" в "правом деле".

При это фильм Вербински относится к разряду пародийной фантасмагории, отсылающей чуть ли не к Монти Пайтону, но в обескровленном диснеевском духе. Однако образ террориста тут не является шуточным: это просто готовый элемент сюжетного конструктора, заимствованный из десятков подобных лент.

Суть типажа "благородный террорист" такова. Герой сталкивается с абсолютным всесилием Власти и эффективный способ противостоять ей видит в актах насилия, которые успешно осуществляет. После этого его награждают - всеобщим одобрением, славой, либо любовью прекрасной дамы.

Наиболее же прозрачный пример - это "Матрица", где в террористе воплощается Мессия, а награждается он вознесением в небеса. Власть в "Матрице" тотальна и управляется воплощениями конспиративной паранойи: "агентами". Естественно, окружающий мир представлен как страшная иллюзия, которую необходимо разрушить.

В многочисленных интерпретациях этого фильма, в том числе, дипломных работах по философии и богословию (одну защищал мой преподаватель в Германии, и мы потом всем классом ее читали) Нео сравнивается с Иисусом Христом. Однако Иисус ограничился самопожертвованием и пропагандой смирения, а в Нео акты насилия и самопожертвования счастливо уживаются - точно как в каком-нибудь шахиде (о смирении же нет и речи: вместо подставления другой щеки - арсенал огнестрельного оружия и боевое кунг-фу, взрыв небоскреба также наличествует).

Забавно наблюдать, как в сиквеле "Матрицы" герой буквально изнывает, не зная, как же применить свои познания в разрушении, ведь больше он ни на что не способен. Тут, конечно, его способностям находится применение, ему указывают цель (главное - это чтобы указали цель). У каждого из этих персонажей есть мудрый советчик, который указывает цель: что взорвать, кого уничтожить. А главное - вдохновляет его на борьбу, подчеркивая избранность героя.

Интересно, что воплощения Власти, с которыми борется герой каждого из таких фильмов, как правило, обладают способностью к метаморфозам. Жидкий Терминатор (агент будущей Власти) может принять облик любого человека. Смит в первой части "Матрицы" внедряется прямо в чужие личности, овладевает ими, как злой дух, а во второй части - просто замещает их собой. В "Одиноком рейнджере" бандит, оказывающийся прямым родственником и посланцем Власти - руководителя железной дороги, которому здесь подчиняется все, включая "ментов", - так вот, этот бандит одержим злым духом - Вендиго (как считает персонаж Джонни Деппа). Одним словом, Власть имеет иррациональный, эзотерический характер, вполне отвечающий параноидально-конспиративной парадигме.

Где берет начало череда этих фильмов, мне трудно судить, вероятно, теряется в бесконечности и восходит к балладам о Робине Гуде. Баллады о Робине Гуде изначально политической окраски не носили, но (как услужливо подсказывает Гугл) в романтическом викторианском ревизионизме стали ассоциироваться с борьбой англосаксов за свободу против угнетения норманнов, что можно наблюдать, в частности, у Вальтера Скотта.

В свете вышеописанных наблюдений нетрудно согласиться с утверждением Жижека о том, что терроризм порожден западной цивилизацией, а вовсе не является продуктом конфликта отсталой культуры с прогрессивной.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67