Азиатская рожа

Европейская ночь светится мириадами огней. Нет, не ресторанов или аэродромов - огнями пылающих парижских кафе, жилых домов и автомобилей. С чем можно сравнить это зрелище? С Вальпургиевой ночью? С факелами в руках у беснующихся вандалов? А может быть, с заупокойными свечами в храме, где служится панихида по старой христианской Европе?

Александр Блок - один из самых парадоксальных поэтов России. Его поэму "Двенадцать" приняли неоднозначно и белые и красные. Его близкие друзья и собратья по перу (в частности, Зинаида Гиппиус) обвиняли его в кощунстве за строчки "Товарищ, винтовку возьми, не трусь! Пальнем-ка пулей в святую Русь!". Большевики (в частности, Маяковский) возмутились появлением Христа "в белом венчике из роз" в конце поэмы. Но не было такого произведения, которое бы выявило б ольшую злобу у западников и либералов, как его стихотворение "Скифы".

Эта поэма, написанная в 1918 году, стала манифестом антизападничества, протеста против агрессии Запада против России. На какое-то время большевики вынуждены были выбросить лозунг "Социалистическое отечество в опасности!" - и многие восприняли это как свидетельство переворота в сознании большевиков, переориентации их идеологии на патриотизм, переход от пораженчества к оборончеству. Идеология скифства тогда входила в моду. Однако лишь теперь историкам понятно, что те самые известные греческим историкам скифы-пахари и являются наиболее вероятными предками современных восточных славян.

Стихотворение "Скифы" написано Александром Блоком в 1918 году, почти девяносто лет назад. Но она как нельзя лучше подходит к нынешнему времени.

Можно понять коммунистов, которые увидели в перенесении праздника с 7 на 4 ноября удар по их мировоззрению. Можно понять представителей старшего поколения, для которых октябрьские праздники действительно означали целую эпоху, в которой остались их детство и молодость, война, лишения, все хорошее и плохое. Но почему столь яростно сопротивление этому празднику, надругание над ним со стороны отечественных либералов и западных комментаторов? Почему мы в который раз удивляемся прозорливости Александра Солженицына, который еще в 70-х годах XX века на примере поддержки американцами украинских националистов, живущих в Канаде, показал, что США воевали в холодной войне не с коммунистической "империей зла" - они воевали с Россией.

А все очень просто. Для Запада (и, разумеется, для его доморощенных клевретов) враждебна любая Россия. Любая. Это уже исчерпывающе показал Николай Данилевский в своей работе "Россия и Европа": мы не участвовали в создании того, что называется европейской цивилизацией, мы не участвовали ни в инквизициях, ни в крестовых походах, ни в торговле неграми. Это показал французский (французский!) маркиз де Кюстин в том же веке, от которого прямая дорога в XXI век, к лорду Джадду и Андре Глюксманну. Из века в век Запад видит в России врага - темного, страшного, дремучего. Азиатская дремучесть - вот то, что видят западники за "линией Керзона". Из века в век, из поколения в поколение.

Для нас - века, для вас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас -
Монголов и Европы.

Мы очень долго пытались держать этот щит, бессчетное число раз спасая дряхлую Европу от уничтожения. Мы принимали на себя удары печенегов, половцев и монголов: "России определено было высокое предназначение, ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы... Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией" (А.С.Пушкин).

Мы - во многом себе во вред! - освободили Европу от Наполеона, который был не прочь договориться с Россией о разделе сфер влияния и даже предпринимал к этому усилия. Мы бросились спасать конституционный строй в Австрии - и она нам ответила неблагодарностью во время Крымской войны. Мы бросились спасать балканских христиан от турок - и нам в ответ не дали овладеть Константинополем. Великобритания начиная с XIX века планомерно воюет против России руками кавказских и среднеазиатских мусульман.

В Первую мировую мы слепо, сломя голову, словно мотыльки в горящий бензин, бросились в объятия Антанты - и взамен получили переговоры за спиной России, а затем - совместные выступления против России и "линию Керзона". В 1946 году - сразу же после разгрома гитлеровцев ценой фантастических жертв со стороны Советской России - Черчилль произносит свою знаменитую Фултонскую речь, в благодарность за кровь, пролитую русскими солдатами на полях войны.

Но разве по-другому Запад отплатил сербам - за такое же многовековое противостояние мусульманской угрозе? Сегодня сербских лидеров судят в Гааге, инкриминируя им все мыслимые и немыслимые преступления. Однако до сих пор никто не понес наказания за тысячи убитых, раненых, лишенных крыши над головой, умерших от радиации и массовых эпидемий вследствие авианалетов натовских бомбардировщиков, за разрушенные во время бомбардировок жилые здания в Белграде, за сгоревших заживо в расстрелянном пассажирском поезде. Более того - никто до сих пор даже не извинился перед сербами! Как никто из стран - членов НАТО, ответственных за поддержание мира и безопасности в Косово, не принес сербам извинений за творимый сегодня там сербский Холокост, когда сербов убивают тысячами, жгут древние монастыри, когда более двухсот тысяч сербов были вынуждены покинуть свои дома.

Какие извинения? О чем вы? Наоборот - сегодня напрямую стоит вопрос о полном, узаконенном на референдуме отделении Косова от Сербии. И что самое интересное - проводить подобные референдумы об отделении в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии - нельзя, "это нарушает Хельсинкский пакт о нерушимости границ". ОБСЕ грубо вмешивается в приднестровский конфликт на стороне Молдовы и требует вывода Российской армии - фактического возврата к ситуации, предшествовавшей агрессии Молдовы в 1992 году. Парламентская ассамблея Совета Европы предъявляет России обширный список требований, и если бы на каком-то заседании ПАСЕ поставить на голосование вопрос о введении внешнего управления на всей территории России - результат голосования был бы очевиден.

И сегодня в этой самой ситуации мы должны посочувствовать несчастной Европе, умирающей в агонии при свете автомобильных факелов? Может, мы еще и добровольцев должны туда послать? И ведь найдутся, непременно найдутся какие-нибудь полоумные скинхеды, которые захотят туда ехать "мочить чурок" и "спасать белую цивилизацию"!

Наивно это, они неисправимы. Не оценят. Как не оценили американцы нашей заботы после 11 сентября. Вся цена американским словам благодарности проявилась буквально сразу же - если кто забыл, зимой 2002 года на позорнейшей Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити.

Поэтому - не надо утешений. Не надо слов поддержки. Не надо трогательного сочувствия, которое все равно никто не оценит. Надо потребовать от них одно: оставьте Россию в покое. Мы не хотим пожаров у себя на улицах. Проявляйте сами гуманизм и толерантность, соблюдайте сами у себя, в пригородах Марселя, права человека.

Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!

Но сами мы отныне вам - не щит.
Отныне в бой не вступим сами.
Мы поглядим, как смертный бой кипит
Своими узкими глазами!

Самая правильная реакция - в бой не вступать. Расступиться. Не вмешиваться. Обернуться азиатской рожей. Как правило, трусливый Запад очень нервно реагирует на "азиатскую рожу" России, когда речь заходит, например, о мировых ценах на энергоресурсы для клиентов, особо рвущихся в НАТО и Евросоюз. " Что же, не прогневайтесь, говорит вам история, чем богата - тем и рада", как говорил Ульянов-Ленин.

Существует миф о том, что революционный пожар, словно зараза, имеет склонность переходить на другие здания. Поэтому, дескать, не надо быть безучастными к революционным событиям в Европе - это все перебросится на нас. Это миф. Пожар перебрасывается тогда, когда не проводятся предупредительные мероприятия. Если пожар вспыхнет у нас - нам следует заняться тушением пожара со всей интенсивностью. Но вряд ли стоит тушить пожар там, где жильцы сами бросали в тлеющий огонь сухие ветки и сдабривали его изрядными порциями солярки.

Но у нас остался только один повод вмешаться - наша византийская христианская миссия. Мы - истинные христиане. Мы сохранили этот христианский обряд таким, каким он был в Европе. "Православие - это античное христианство. Мы - старообрядцы Европы: мы верим так, как европейцы тысячу лет назад. Мы - Европа Боэция, Августина, Тертуллиана, Амвросия. Православие - тот образ жизни, который сложился в эпоху поздней античности" (д. Андрей Кураев).

Христианство - единственное основание, которое отнимает у нас право на равнодушие. Других оснований нет. Только в качестве Третьего Рима мы имеем все основания для того, чтобы потушить пожар. Мы ответственны за все христианское, что существует в мире. В том числе и за христианскую Европу. Если она, конечно, хочет остаться христианской.

В последний раз, опомнись, старый мир! -
На светлый братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Взывает варварская лира!

Наш варварский Спас, в белом венчике из роз, с выразительным скифским изгибом бровей, в последний раз взывает вас на братскую трапезу Тайной вечери. Мсье и мадам, леди и джентльмены, кто до сих пор не понял - это ваш последний шанс.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67