Адвокаты дьявола

Зачем "Мемориал" поддерживает радикальных исламистов?

На прошлой неделе Верховный суд России признал не подлежащим обжалованию список террористических организаций, утвержденный в 2003 году по представлению тогдашнего генерального прокурора Владимира Устинова и опубликованный в июле 2006 года. В этот список вошли 15 организаций: "Высший военный Маджлисуль-Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа" (бывший руководитель - Шамиль Басаев), "Аль-Каида", "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана", "Асбат аль-Аснар" (Ливан), "Священная война" (Египет), "Мусульманские братья", "Хизб ут-Тахрир" ("Партия исламского освобождения"), "Лашкар-И-Тайба" (Пакистан), "Талибан" (Афганистан), "Исламская партия Туркестана" (бывшее "Исламское движение Узбекистана"), "Общество социальных реформ" и "Общество возрождения исламского наследия" (Кувейт), наконец, "Дом двух святынь" (Саудовская Аравия).

Первое, что бросается в глаза, - неполнота списка. По понятным причинам в него не попали "Хамас", "Хезболла", "Исламский джихад" и "Народный фронт освобождения Палестины" (не только организовывавшие теракты против мирного населения на Ближнем Востоке, в которых гибли, кстати, и российские граждане, но и осуществлявшие вербовку наемников в Чечню, Боснию и Косово). Оставим это на совести зигзагов российской внешней политики. Удивление может вызвать и отсутствие в данном списке таких организаций, как "Совет муфтиев России" и "Исламский комитет России", неоднократно высказывавших открытое одобрение деятельности многих из организаций, перечисленных в приведенном списке.

Однако не это обстоятельство обеспокоило руководителей известной правозащитной организации "Мемориал". Правозащитников возмутило присутствие в списках террористов "просветительского" движения "Хизб ут-Тахрир". Эта организация, наряду с ей подобными, была запрещена на территории России решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года на основе статьи 25 Федерального закона "О борьбе с терроризмом". На сайте "Мемориала" говорится, что начиная с 2004 года правозащитный центр "Мемориал" и комитет "Гражданское действие" стали получать жалобы, свидетельствующие о фабрикации в различных регионах России уголовных дел об исламском экстремизме и терроризме, многие из которых касались преследования мусульман, обвиняемых в причастности к исламской партии "Хизб ут-Тахрир".

В феврале 2005 года на официальном сайте "Мемориала" была опубликована объемная статья Виталия Пономарева "Россия: спецслужбы против исламской партии Хизб ут-Тахрир". В преамбуле статьи говорится, что ее целью является "предварительный анализ проблемы и установление фактических данных о начавшихся репрессиях, сопровождающихся грубыми нарушениями гражданских прав". В статье подчеркивается, что "разворачивающаяся в России под прикрытием "борьбы с терроризмом" кампания репрессий коснулась в первую очередь мусульман": "Она затрагивает не только организацию "Хизб ут-Тахрир", но и некоторые другие исламские течения, а также отдельные исламские учреждения и частных лиц, не принадлежащих к каким-либо радикальным насильственным группам. Если нынешняя российская политика не будет пересмотрена, то в ближайшие месяцы десятки и сотни мнимых "террористов" будут обнаружены во многих субъектах Российской Федерации".

Далее говорится о намерении ПЦ "Мемориал" совместно с комитетом "Гражданское действие" и Институтом прав человека "осуществлять правовой анализ и мониторинг ситуации, включая готовящиеся судебные процессы в отдельных регионах РФ": "Мы не разделяем идеологию ?Хизб ут-Тахрир?, однако считаем, что политические взгляды ее сторонников не могут служить оправданием репрессий, тем более - фабрикации уголовных дел и пыток".

Виталий Пономарев не оспаривает факты, приведенные в решении Верховного суда: что "Хизб ут-Тахрир" преследует цель распространения ислама в мире путем джихада, устранения неисламских правительств и установления исламского правления во всемирном масштабе путем воссоздания Всемирного исламского халифата, первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ; что основными формами деятельности данной организации является воинствующая исламистская пропаганда, сочетающаяся с нетерпимостью к другим религиям, активная вербовка сторонников, целенаправленная работа по внесению раскола в общество (прежде всего - пропагандистская с мощным финансовым подкреплением); что, наконец, "Хизб ут-Тахрир" был запрещен даже в ряде мусульманских государств Ближнего Востока и Средней Азии.

Тем не менее, по мнению представителя "Мемориала", все это "не является подтверждением того, что деятельность "Хизб ут-Тахрир" носит террористический характер". При этом Пономарев явно пытается ввести читателей в заблуждение, утверждая, что "Россия не является страной, в которой согласно теоретическим воззрениям этой организации может начаться создание "всемирного халифата". По крайней мере, в нескольких субъектах Федерации - Татарстан, Башкирия, Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия - мусульмане составляют большинство населения, растет число мусульманского населения и во всех других регионах России - от Карелии до Приморья, а целью партии является освобождение мусульман от власти "неверных" во всех уголках мира. При этом пропагандистско-просветительская деятельность партии является лишь первым шагом перед двумя другими - идеологическим, а затем и политическим переворотом в стране.

Набросившись на журналистов российских изданий, которыми "откровенно манипулируют представители спецслужб для идеологического обоснования начавшейся репрессивной кампании" (в частности, на Светлану Метелеву из "Московского комсомольца" за статью "200 дней в джихаде"), Пономарев дает информацию о "репрессиях против мусульман на территории России" по регионам в алфавитном порядке. Примечательно, что помимо мусульманских регионов (Башкортостан, Татарстан) в длинном перечне "регионов, где ущемляются права мусульман" фигурируют Московская, Самарская, Нижегородская, Тюменская, Ульяновская области и Ханты-Мансийский автономный округ.

В том же 2005 году председатель комитета "Гражданское содействие", член "Мемориала" Светлана Ганнушкина обратилась с просьбой дать экспертную оценку печатным изданиям "Хизб ут-Тахрир" не к кому-нибудь, а к сопредседателю "Совета муфтиев России", председателю "Духовного управления мусульман Азиатской части России" (да, они уже в мыслях давно Россию надвое по Уралу поделили) Нафигулле Аширову, широко известному своими провокационными экстремистскими высказываниями и неоднократными скандальными заявлениями в поддержку террора, - "как к эксперту, имеющему специальное религиозное образование" (интересно, почему не сразу к мулле Омару, соратнику Усамы бен Ладена?).

16 мая 2005 года Аширов представил в "Мемориал" текст своего "экспертного заключения", в котором "пришел к выводу", что "в указанной литературе не содержится положений, которые можно было бы трактовать как призывы к насилию, межрелигиозной розни, ущемлению религиозных чувств или человеческого достоинства представителей других конфессий". По мнению "эксперта", в этих изданиях всего-навсего излагаются "теоретические рассуждения о том, какими путями может быть построено общество, которое во всех своих проявлениях - от быта до общественно-политического устройства - исходило бы из законов шариата". При этом, как считает Аширов, правоохранительные органы не вправе использовать при оценке исламской литературы такие "сомнительные формулировки", как "призывы в скрытой форме" или "косвенное способствование возбуждению вражды". "Авторитетный эксперт" также высказал мнение, что под "пропагандой религиозной исключительности" нередко имеется в виду "естественное для каждого верующего убеждение в правильности именно своей религии". Оценка подобной пропаганды как незаконной, по его мнению, "дает возможность осудить как правонарушителя любого проповедника или последователя ислама". Таким образом, публичное сравнение "неверных" с собаками и свиньями должно пониматься как "выражение естественного убеждения в правильности своей религии", а выражение одобрения деятельности боевиков, захвативших школу в Беслане, может "субъективно преследовать гуманные цели духовно-нравственного возрождения страны на основе исламских ценностей".

Международное общество "Мемориал", которому, по словам Ганнушкиной, "глубоко чужда идея создания теократического государства", тем не менее опубликовало "экспертное заключение" Аширова на свом сайте. Реакция исламистов не заставила себя долго ждать. Активисты "Хизб ут-Тахрир" распечатывали "заключение" Аширова прямо с сайта "Мемориала" и распространяли его в мечетях Москвы и других городов России.

Согласно заключению судебной социально-психологической экспертизы, проведенной прокуратурой Москвы, текст Нафигуллы Аширова с точки зрения социальной психологии можно расценивать как "пропагандистский материал, главной характеристикой которого является фальсификация фактов и сознательное использование своего религиозного авторитета в политических целях". На основании данного заключения заместитель прокурора города Москвы С.Ю.Лапин направил на имя исполнительного директора "Мемориала" Елены Жемковой предостережение о недопустимости нарушения закона "О противодействии экстремизму" и потребовал в трехдневный срок удалить ашировское "заключение". Требования прокуратуры были выполнены, однако на этой же самой странице появилась надпись: "На этом месте было размещено "Заключение Духовного управления мусульман Азиатской части России по брошюрам движения Хизб ут-Тахрир".

В тот же день "Мемориал" распространил заявление, где указал на то, что действия московской прокуратуры - "это не что иное, как ограничение свободы слова, попытка незаконной цензуры, противоречащие Конституции и международным обязательствам РФ", а спустя два дня "правозащитники" провели пресс-конференцию, где заявили о намерении обжаловать "незаконные" действия столичной прокуратуры в суде.

Вообще, если зайти на сайт "Мемориала", может сложиться впечатление, что единственные, кого преследует "кровавый путинский режим", - это активисты "Хизб ут-Тахрир" и других исламистских движений типа "Джамаата мувахидов" ("Союза единобожников"), действовавшего в Волгограде. После того, как в декабре 2006 года в Казани были задержаны девять активистов "Хизб ут-Тахрир", которым среди предъявленных обвинений инкриминируется статья 278 УК РФ (подготовка к действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя РФ), "Мемориал" опубликовал в январе этого года очередную статью под громким названием: "Впервые в России по делу о "Хизб ут-Тахрир" фабрикуется обвинение о подготовке захвата власти".

Зачем правозащитники столь открыто крышуют международную организацию, занимающуюся распространением радикального ислама в России? Может быть, они не понимают, что в случае создания Всемирного халифата первыми жертвами среди "неверных" станут именно они? Может быть, они видят возможность сохранения деятельности "Мемориала" в условиях "империи Аллаха"? Думается, что вряд ли. Тогда можно допустить, что они - либо блаженные, либо тайные приверженцы исламской доктрины (ведь выяснилось, что и отравленный полонием Александр Литвиненко перед смертью принял ислам, и даже, как говорят, другой оппозиционер, "ультракультуролог" Илья Кормильцев перед смертью в том же Лондоне "шахаду" произносил).

А возможно, все намного проще. Они отрабатывают деньги, вложенные в дело "цветной революции". Госдепартамент США ведь не скрывает, что демократизация России - по-прежнему на повестке дня. Разумеется, с ее последующим развалом - ведь "несправедливо, что только одна страна владеет сибирскими богатствами". Осуществить революцию с либеральными лозунгами в 2005 году не получилось, потому что за одни только слова "Запад", "демократия", "либерализм" и "права человека" сегодня на улицах России можно получить по морде. Поэтому и придумываются два разных проекта: первый, для этнически русских областей, - нацистско-сепаратистский, с лозунгами типа "Новгородская Республика - для русских!", "Ингерманландия - для белых!" и т.д., а другой, для исламских автономий и городов со значительным мусульманским населением, - радикально-исламский, с лозунгом исламской революции и Великого халифата.

Вы думаете, фантастика? В Узбекистане, когда президент Ислам Каримов впал в немилость Запада после выхода из ГУУАМ и заявления о намерении ликвидации американских баз на территории страны, для осуществления "цветной революции" в мае 2005 года использовались именно исламисты - и именно из "Хизб ут-Тахрир" и "Акрамии". А когда мятеж отмороженных исламистов в Андижане был подавлен, США и Евросоюз отреагировали мгновенно, введя санкции против Узбекистана и фактически приравняв Каримова к Лукашенко. Причем наиболее активными сторонниками санкций против Узбекистана выступили те самые американские сенаторы-республиканцы, которые чуть ли не на каждом углу разглагольствуют о необходимости "борьбы с мировым терроризмом".

Сегодня, когда стало очевидно, что революционные сценарии не работают в Москве и Питере, цель тех, кто стремится к расчленению России, - перенести андижанские события поближе к Казани, Уфе, Тюмени, Нальчику и далее по списку. А еще лучше - спровоцировать, вкупе с социальными, несколько локальных межэтнических и межнациональных конфликтов. И "процесс пойдет", как говорил один малозначительный политический деятель конца ХХ века.

Для того чтобы этого избежать, власть сама должна прекратить порочную практику умиротворения противников государственности в угоду сомнительным внешнеполитическим соображениям. Те "друзья" из-за границы, на кого это рассчитано, все равно не оценят благородной жертвы. Суверенная демократия, права человека, свобода слова, межконфессиональный мир, мультикультурализм и все прочее - это всего лишь средства. Целью может являться только сохранение России на карте мира, безопасность ее граждан и продолжение ее участия в истории человечества.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67