Абхазия - купить или как?

13 марта в Государственной думе РФ состоялись парламентские слушания, на которых должна была проясниться позиция России по отношению к непризнанной республике Абхазии, а также к Южной Осетии и Приднестровью. Итогом стал проект рекомендаций правительству, рекомендаций, предусматривающих все, что возможно, кроме одного - признания. По сути, до него остался всего один шаг, сделать который лишь вопрос времени. С одной стороны, это будет означать самоотделение от Грузии территорий непризнанных республик, с другой - потенциально ускорит ее вступление в НАТО. Но грузинская сторона не спешит отказываться от Абхазии и Южной Осетии и грозится в качестве ответных действий выйти из состава СНГ и даже подать в Страсбургский суд.

Реальная возможность признания осколков СССР в качестве самостоятельных государств замаячила на горизонте после 6 марта. Напомним, в этот день Россия в одностороннем порядке вышла из соглашений 1996 года об ограничении торгово-экономических, финансовых, транспортных и иных связей с Абхазией по государственной линии. Наш МИД направил Исполнительному комитету СНГ официальную ноту, в которой сообщалось, что Россия отныне не считает себя более связанной положениями решения Совета глав государств СНГ "О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии" от 19 января 1996 года. Надо заметить, что упомянутое решение о введении санкций было принято в условиях жесткого отказа Абхазии по вопросу о возвращении грузинских беженцев. А сейчас, когда абхазская сторона почти выполнила свои обязательства по основным договоренностям в этой сфере, уже грузинская сторона отказывается от порядка регистрации беженцев, предложенного Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Как в Грузии, так в Европе и США действия России, в первую очередь, восприняли как ответ на события вокруг Косово. Однако МИД РФ четко и ясно заявил, что этот шаг российской стороны никак не связан с Косово. Выход РФ из режима ограничений в отношении Абхазии, по словам первого заместителя министра иностранных дел Андрея Денисова, нацелен исключительно на облегчение жизни населения региона, и это не влияет на признание Россией территориальной целостности Грузии. Между тем есть мнение, что отмена экономических санкций в отношении Абхазии - это первый пункт в реализации комплекса мер по Грузии, принятого на совещаниях Совбеза РФ еще в декабре прошлого года в качестве ответных действий на признание Косово.

На самом деле не так важно, почему Россия отменила санкции по отношению к Абхазии, куда важнее, какие последуют за этим события. Отметим также, что на возможность признания Абхазии (а в дальнейшем и остальных непризнанных республик) со стороны России влияет угроза приближения к нашим границам НАТО. Последним толчком к действиям России стало заседание Совета НАТО на уровне глав МИДов, прошедшего 6 марта в Брюсселе.

Таким образом, для России и ее граждан, проживающих на территории Абхазии и Южной Осетии, появилась реальная угроза. Ранее неготовая к решительным действиям, Россия была подстегнута возможностью приглашения Грузии в НАТО. Это может означать также решение территориальной проблемы Грузии силовым путем.

Обсуждая ситуацию одностороннего снятия Россией санкций в отношении Абхазии в Совете национальной безопасности Грузии, Михаил Саакашвили отметил, что санкции совета глав государств СНГ в первую очередь распространялись на ввод в этот регион российской военной техники, военных инструкторов и вооружения. Показательно, что из всех последствий грузинского лидера обеспокоил именно этот вопрос. Еще свежи в нашей памяти заявления Ираклия Окруашвили встретить Новый год в Цхинвали, которые так и не сбылись. У Саакашвили (не будем исключать этой возможности) есть надежда навести порядок в стране силами НАТО.

Несмотря на то, что по Уставу альянса в него не могут быть приняты страны, у которых не урегулированы территориальные вопросы, вариант Грузии рассматривается в качестве исключения. О такой возможности высказался помощник госсекретаря США Мэтью Брайз, ссылаясь на прецедент вступления в НАТО Латвии. Вспомним, что Латвия была принята в Организацию североатлантического договора 29 марта 2004 года при существующем территориальном споре с Россией. Границу провели, кстати, когда территориальный вопрос был окончательно решен в декабре прошлого года.

Начало исключительной практики, противоречащей Уставу ООН, было положено. К тому же стоит учитывать, что альянсу в настоящее время необходимы солдаты для поддержания военных кампаний в Ираке и Афганистане. Энтузиазм старых стран - участниц Североатлантического альянса по поводу операций в этих регионах неуклонно снижается, войска союзников выводятся, однако заменить их некем.

Официальная позиция Грузии очень умеренна. Министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе "надеется на благоразумие российских политиков и на то, что процесс признания Абхазии запущен не будет ". Грузинская оппозиция призывает к более радикальным действиям: она потребовала выхода из состава СНГ. Больше всех отличился председатель временной комиссии парламента Грузии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия. Он заявил, что подаст иск России в Страсбургский суд в случае признания Абхазии. Сущность иска - добиться компенсации за потери, связанные с политикой России по отношению к непризнанной республике. Малашхия оценил размер ущерба в 20 миллиардов долларов, которые должны быть выплачены грузинским беженцам в качестве компенсации за утрату их собственности, оставшейся в зоне конфликта. Остальную часть (15 миллиардов), согласно его подсчетам, составляют потери грузинского государства. При этом он не обосновал, почему ущерб, который может быть нанесен абхазскими властями, в случае, если они откажут в компенсации грузинским собственникам, должна возмещать Россия. Заметим, что данное предложение можно рассматривать как попытку "продать" Абхазию достаточно оригинальным способом.

Но Россия пока не торопится выразить свою окончательную позицию - возможно, потому, что ее попросту нет. Между тем в связи с возможным обострением ситуации в регионе Россия должна более конкретно определить свою позицию, чему и послужили парламентские слушания. Для этого в заседании 13 марта приняли участие не только депутаты Госдумы, сотрудники МИДа, но и представители Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.

Из практических соображений, сформулированных участниками на встрече, которые вошли в проект рекомендаций правительству России, вызывает интерес возможность беспошлинного ввоза в РФ товаров, произведенных на предприятиях с российским участием на территории данных республик. Это должно открыть дорогу в непризнанные государства российских инвестиций. Было высказано также предложение о развитии всестороннего социально-экономического и гуманитарного сотрудничества субъектов России с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем.

Кроме того, было высказано мнение, что России необходимо решительно противодействовать любым попыткам внешнеполитического, экономического и военного давления в отношении непризнанных республик, а также добиваться сохранения существующих форматов миротворческих операций для достижения урегулирования конфликтов вокруг Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья на основе взаимоприемлемых договоренностей.

Пойдет ли Россия на более решительные действия, зависит от итогов саммита НАТО, который пройдет в апреле, поэтому после него и стоит ожидать окончательных решений. Парламентские слушания были нацелены на то, чтобы Грузия серьезно задумалась о необходимости своего вступления в НАТО. По сути, Москва ставит Тбилиси жесткий ультиматум: либо территориальная целостность, либо членство в альянсе. Учитывая, что Абхазия стоит в шаге от признания со стороны России, Грузия должна принять сложное решение: либо отказаться от Абхазии и Южной Осетии и начать вхождение в НАТО уже с апреля, а также получать все вытекающие отсюда выгоды, либо отложить свое вступление на период улаживания отношений с "сепаратистами". Очевидно, что перед таким же выбором была раньше поставлена Молдавия, которая предпочла отказаться от членства в НАТО в обмен на возвращение Приднестровья, которого в итоге так и не произошло.

В сложившейся ситуации США призвали Россию и Грузию к диалогу по вопросу Абхазии. Постоянный представитель Америки в ООН Залмай Халилзад выразился нейтрально - по существу, возложил принятие этого решения на плечи самой Грузии. Он выразил понимание необходимости отмены санкций как существенной помехи экономического развития республики и надежду на конструктивную роль России в регионе в связи с тем, что большинство населения Абхазии являются гражданами России. Между тем Халилзад отметил, что Грузия не одинока и что он видит ее будущее в интеграции в европейское и североатлантическое сообщество.

Однако вступление Грузии в НАТО с преследуемыми ею целями угрожает возможностью нового военного конфликта альянса, который и так втянут в затяжные конфликты. Поэтому если руководство НАТО и примет в свои ряды Грузию, то только, судя по всему, без Абхазии.

Заметим, что сейчас руководство Грузии в лице Саакашвили уверено в том, что на апрельском саммите в Бухаресте Тбилиси получит статус кандидата на членство в НАТО. Между тем в Брюсселе прекрасно понимают, что, сделав Грузию кандидатом на вступление в НАТО, международное сообщество развяжет руки России для признания двух самопровозглашенных республик, и это событие может иметь еще более серьезные последствия, чем признание Косово. Именно поэтому среди участников альянса до сих пор не достигнуто консенсуса в вопросе получения Тбилиси статуса кандидата в НАТО. Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер заявлял, что решения о включении Грузии в ПДЧ в НАТО пока нет. Впрочем, генсек не исключил, что оно может быть принято до конца марта.

От того, какие решения примет Грузия и государства - члены Североатлантического альянса, зависит, насколько быстро непризнанные республики получат долгожданную независимость. Позиция России в данной ситуации выжидательная относительно действий НАТО и Грузии. Но все условия, чтобы сделать последний необходимый шаг, после слушаний 13 марта появились.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67