11 сентября ньюйоркцы испытали на себе, что значит "пожар в умах"

Пятую годовщину событий 11 сентября 2001 года Голливуд отметил двумя фильмами: "Рейсом 93" (United 93) Пола Гринграсса (Paul Greengrass) и "Башнями-близнецами" (World Trade Center) Оливера Стоуна (Oliver Stone). Обе картины ярко и реалистично изображают обычных людей в необычных обстоятельствах. В них несомненно ощущается достоверность; большинство критиков высоко оценили сдержанную манеру этих фильмов, стремление создателей избежать сенсационности. Тем не менее именно в связи с этим ощущением достоверности возникает ряд тревожных вопросов.

Строго реалистичная, "репортажная" манера, выбранная авторами, не позволяет им занять какую-либо политическую позицию и показать общий фон происходящего. Ни пассажиры рейса 93, ни полицейские во Всемирном торговом центре не видят общей картины событий. Они неожиданно оказываются в ужасной ситуации и пытаются в этих условиях действовать наилучшим образом.

Подобное отсутствие "системы координат" имеет важнейшее значение. Мы видим лишь катастрофические последствия, а причина их выглядит абсолютно абстрактной - точно такой же фильм мог бы получиться, если бы "башни-близнецы" рухнули в результате землетрясения. А что если бы действие происходило в каком-нибудь высотном доме в Бейруте, попавшем под израильскую бомбежку? Вот здесь-то и зарыта собака: такое было бы просто невозможно. Ведь подобный фильм расценили бы как "скрытую пропаганду террора, льющую воду на мельницу "Хезболлы". В результате отказ авторов обеих картин от прямой политической "заряженности" сам по себе превращается в политический подтекст. Косвенно его можно сформулировать так: верьте в свое государство, а если оно подвергнется нападению, каждый должен просто выполнять свой долг.

В этом и заключается корень проблемы. Скрытая, но вездесущая угроза террора узаконивает вполне осязаемые меры для защиты от него. Отличие "войны с террором" от конфликтов 20-го века, например холодной войны, заключается в том, что тогда враг в лице реально существующей коммунистической системы был четко известен, а угроза терроризма призрачна. Она напоминает характеристику, которой наградили персонажа Линды Фиорентино (Linda Fiorentino) в фильме "Последнее искушение" ("The Last Seduction"): у большинства людей есть своя темная сторона, а у нее не было ничего другого. У большинства режимов есть своя темная, тайная, репрессивная сторона, но террористическая угроза сплошь соткана из призрачной тьмы.

Если государство постоянно заявляет, что ему грозит опасность, а потому оно попросту принимает меры для защиты от неуловимого врага, оно может скатиться к манипуляторству. Можем ли мы доверять тем, кто стоит у власти, или они используют внешнюю угрозу как предлог, чтобы дисциплинировать и контролировать нас? Вывод таков: в условиях войны с террором демократическая транспарентность политического процесса необходима, как никогда. К сожалению, сегодня мы расплачиваемся за ту паутину лжи и манипуляций, что сплели за последние десять лет правительства США и Британии, - ее кульминацией стал трагифарс с иракским оружием массового поражения.

Вспомним августовские события - поднятую тревогу, беспрецедентные меры безопасности и сорванную попытку взорвать сразу десяток самолетов во время рейса из Британии в США. Несомненно, это не было инсценировкой: думать иначе значило бы впадать в паранойю. Но где-то в глубине души все же кроется подозрение, что это был спектакль, разыгранный властями, стремящимися приучить нас к жизни в условиях чрезвычайного положения. Какой простор для манипуляций открывают подобные события, когда все, что мы видим своими глазами, - это сами антитеррористические меры безопасности? Не слишком ли многого власти требуют от нас, простых граждан: тот уровень доверия к государству, которого они от нас хотят, давным-давно утрачен. Этого Бушу и Блэру нельзя будет простить никогда.

В чем же тогда состоит историческое значение событий 11 сентября? Двенадцатью годами раньше, 9 ноября 1989 года, пала Берлинская стена. Крушение коммунизма было воспринято как банкротство всех политических утопий. Сегодня мы живем в "постутопическом" мире управленческого прагматизма, ведь мы на горьком опыте усвоили урок: самые благородные утопические идеи могут обернуться ужасами тоталитаризма. Тем не менее за крушением прежних иллюзий последовали десять лет господства новой гигантской утопии, связанной с утверждением капитализма и демократии в мировом масштабе. Таким образом, 9 ноября 1989 года стало началом "счастливых девяностых", периода мечты о "конце истории" в духе Фрэнсиса Фукуямы, убежденности в том, что либеральная демократия в общем уже победила, что поиск пути завершен и до мирового либерального сообщества рукой подать, что любые препятствия по дороге к этому голливудскому "хеппи-энду" - лишь последние "очаги
сопротивления", тщетные усилия отдельных лидеров, еще не осознавших, что их время вышло.

11 сентября символизирует конец этой утопии, возвращение к реальной истории, которая никогда не кончалась. Пришла новая эпоха, повсюду высятся новые стены - между Израилем и Палестиной, вокруг ЕС, на границах между США и Мексикой, Марокко и Испанией. Это эпоха новых форм апартеида и узаконенных пыток. После 11 сентября президент Буш заявил: США находятся в состоянии войны. Но проблема в том, что сама Америка этого не ощущает. Для подавляющего большинства населения жизнь продолжается как прежде, а война остается делом государственных структур. Граница между миром и войной стерлась. Мы вступаем в период, когда и состояние мира может отлично уживаться с чрезвычайным положением.

Буш назвал жажду свободы в посткоммунистических странах "неугасимым пламенем в умах"; ирония ситуации заключается в том, что он, сам того не ведая, процитировал фразу из "Бесов" Достоевского. Там она относилась к жестокой "акции" анархистов-радикалов, которые подожгли деревню: "Пожар в умах, а не на крышах домов". Буш не понял главного: пять лет назад, 11 сентября 2001 года, ньюйоркцы увидели дым именно этого пожара.

"The Guardian"

Опубликовано ИноСМИ (информационный спонсор визита Славоя Жижека в Москву)

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67