Проблема щекотливого свойства

Концы и начала

Подходит к своему фактическому и логическому завершению Женевская конференция по проблемам расизма. Однако все те вопросы, которые поднимали участники, странным образом не касались кое-каких конкретных тем, имеющих к расизму самое прямое отношение. Пользуясь случаем, пока проблема расизма столь активно мелькает в заголовках разных СМИ, хотелось бы обсудить кое-какие проблемы, с расизмом связанные. Все эти разговоры возвращают нас к сюжетам, которые, казалось бы, должны были, по крайней мере, перестать быть такими злободневными, какими были до этого момента.

Рождение нации

В 1915 году талантливый кинорежиссер Дэвид Гриффит снял эпическую кинокартину, посвященную становлению американской нации. Это был самый популярный фильм немого кинематографа. Однако политическое содержание картины было настолько спорным, что Гриффит был вынужден начать демонстрацию ленты следующими словами.

«Мы не боимся цензуры, ибо у нас нет желания обидеть бестактностью или непристойностью, но в качестве права на свободу самовыражения мы в самом деле требуем показывать темные стороны заблуждения, с помощью которых мы сможем осветить светлую сторону добродетели – той самой свободы, которая наблюдается в искусстве литературы – том искусстве, которое содержится в Библии и сочинениях Шекспира». Так что же такого содержалось в этой картине, уже давно получившей статус культовой, что режиссер должен был предуведомить просмотр подобным пассажем?

В результате победы северян в гражданской войне негров уравнивают в правах с белыми. Цветные начинают избираться в Конгресс, занимать важные должности. Наряду с этим они начинают творить бесчинства: насиловать белых женщин, грабить белое население. Необразованные и вульгарные, в Сенате они кладут на стол ноги. Более того, в Сенат им удалось избрать большинство чернокожих, благодаря своей численности. Таким образом, им даже удается принять закон, согласно которому при встрече белые должны были кланяться черным.

Тогда наиболее сознательные граждане США, дабы спасти страну от вырождения, встают на защиту белого угнетенного населения и организуют движение Ку-клукс-клан. Самовольно они повесили нескольких, особенно опасных цветных, а остальных запугали. Особенно эпохальными выглядят финальные сцены картины, в которой отважные ку-клукс-клановцы, объединив единомышленников как с севера, так и с юга, под «Полет Валькирий» Вагнера громят толпы бесчинствующих черных, спасая мирных белых от неминуемой расправы.

Картина имела колоссальный успех. Ее аудиторию составили все слои общества. Однако многие зрители не одобряли откровенно расистскую идеологию фильма, и картину запретили в большинстве городов США. До Европы «Рождение нации», конечно, не добралось.

Все же это было время, когда любой человек мог самовыражаться, не страшась быть заклейменным позором за проповедь собственных политических убеждений. Вместе с тем кровавые потасовки во время демонстрации картины говорили об обратном: о том, что, хотя в Штатах на тот момент и действовали Законы Джима Кроу, закрепляющие за черными низкий статус, расовое неравноправие являлось серьезной проблемой, требующей скорейшего разрешения. Подобные «неполиткорректные» фильмы уже тогда могли навлечь на авторов волну негодования как самих представителей черного меньшинства, так и их заступников. «Рождение нации» была ярким примером того, что на тот момент, «проблема щекотливого свойства» была особенно актуальной.

Как правильно бороться с сегрегацией?

Законы Джима Кроу – неофициальное широко распространённое название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах США, которые действовали в Америке с 1890 по 1964 года. За это время цветным пришлось многое стерпеть. Для них создавали отдельные школы и даже высшие учебные заведения, их селили в отдельные специально предназначенные районы, не брали на те рабочие места, которые имели статус социально благополучных, оставляя за цветным населением лишь непрестижные вакансии. Им даже не позволяли находиться вместе с белыми в некоторых общественных местах. Для негров создавались отдельные маршруты передвижения. Все эти действия, получившие название сегрегации, являлись выражением расизма.

Следует сказать, что расизм – идеология, апеллирующая к особым чувствам, близкая скорее к этнонационализму, чем какой-либо другой системе политических взглядов. Ее носители не часто осознают, что являются ее сторонниками, испытывая иррациональную ненависть к цветным расам. А сегрегация является социальной практикой, благодаря которой расистские идеи претворяются в жизнь. Однако белый расизм и сегрегация могли породить и на самом деле породили те же самые чувства по отношению к белым у чернокожих. Так, появился «черный расизм».

В середине 1960-х появилась организация «Черные пантеры», члены которой отвечали ненавистью на ненависть, жестокостью на жестокость, убивая белых расистов с крайним изуверством. Стоит ли говорить, что от их рук, равно как и от деятельности другой стороны, в немалом количестве страдали и мирные американцы? «Черные пантеры» отвергали принципы Мартина Лютера Кинга о «несопротивлении злу силою» и не брали в расчет его нравственное осуждение расизма.

Вместе с тем, следует сказать, что пантеры развернули свою деятельность после 1964 года, то есть уже после того, как был отменен один из последних законов Джима Кроу. Это, однако, скорее говорит в пользу того, что, несмотря на наличие законодательных актов, уравнивающих в правах черное население с белым, политику сегрегации продолжали проводить в жизнь.

На пути к интеграции

История расставила все по своим местам. Оказалось, что своей правозащитной деятельностью, не выходящей за рамки легитимности, для чернокожих американцев Мартин Лютер Кинг сделал гораздо больше, чем террористическая деятельность «Черных пантер». Начиная с 1964 года (и даже с 1948, в тот момент, когда Гарри Трумэн призвал покончить с сегрегацией в вооруженных силах), когда президент Линдон Джонсон отменил последний закон о сегрегации, начался процесс взаимной интеграции. Это был сложный и мучительный процесс. Однако он был довольно успешным.

В высших учебных заведениях, ранее предназначенных исключительно для цветных, стали учиться люди разных рас – латиноамериканцы, китайцы, белые. Например, сегодня среди студентов «черных вузов» доля афроамериканцов составляет не более 60%. В некоторых даже меньше. Например, в Колледже Западная Вирджиния их – 12%. Претерпел большие изменения и преподавательский состав. Кроме того, эти университеты получают поддержку от государства на решение целого ряда проблем, затрагивающих прежде всего афроамериканцев.

Еще пример. В 1970-х году в органах законодательной власти США стали проводиться особые политические собрания афроамериканских политических деятелей, созываемые для выработки общей позиции при решении проблемы, имеющей особое значение для афроамериканцев. Такое собрание есть даже в Конгрессе США: оно называется «Совещание чернокожих членов Конгресса».

Хотя противники уравнения в правах белых с черными никуда не исчезали. Например, не столь давно умершие политики, как губернатор Джорджии Лестер Мэддокс, и сенатор от Штата Южная Каролина Стром Турмонд, будучи ярыми сторонниками сегрегации, утверждали, что они – не расисты, но просто борются против вмешательства федерального правительства, защищая самостоятельность штатов. Однако при том они забывали, что расовая сегрегация, которую они защищали, нарушала права афроамериканцев.

Наряду с такими фигурами существовали люди типа Мейнарда Джексона, который был первым черным мэром крупного южного города Атланты. В период своего пребывания на посту мэра Джексон укрепил экономическое положение чернокожих жителей города. Это — один из ярких примеров крушения идеи сегрегации.

Расовая проблема постепенно разрешалась. По крайней мере, подобным образом обстояло дело на правовом и, следовательно, политическом уровнях. Так, потихоньку был достигнут политический консенсус.

Столкновение?

Но, несмотря на то, что проблема была решена политически и, по большому счету социально, она до сих пор остается неразрешенной в плане социально-психологическом. Черные уже давно живут вместе с белыми. Они занимают важные политические посты, добиваются социального успеха, и женятся (или выходят замуж) на представителях других рас. Все это не вызывает широких резких протестных выступлений или негодования.

Более того, черное население имеет кое-какие приоритеты в отношении белого. Например, существуют специальные социальные квоты, в соответствии с которыми на ту или иную позицию не могут принять белого, так как место забронировано специально для черного. Им также полагается государственная поддержка и многое другое. Белым, но не черным, запрещено говорить слова типа «негр» или «ниггер», а позволительно употреблять лишь политкорректное «афроамериканец». Однако чернокожие без последствий могут называть белых «снежками» или «белоснежками».

Многих до сих пор волнует вопрос, как быть с печальной историей межрасовых отношений недавнего прошлого? Следует ли выплачивать репарации наследникам пострадавших? Поможет ли эта мера искупить «грехи» прошлого? И то, что этот вопрос сегодня становится актуальным или даже сохраняется таковым, как раз говорит о том, проблема межрасовых отношений на самом-то деле еще не ушла в прошлое.

И, конечно, все это не может не вызвать у белых ощущения, что их ущемляют. Многие из тех, кого не приняли на работу, или же те, кто живет беднее некоторых цветных, начинают их ненавидеть. Вместе с тем, если внимательно посмотреть, кто в США работает на позициях обслуживающего персонала, то с легкостью можно убедиться, что это цветные – черные или латиноамериканцы. В какую более или менее благополучную американскую семью ни зайди, если у той в наличие имеется служанка, то ею обязательно будет какая-нибудь латиноамериканка.

Например, по данным Министерства юстиции США, водителей с черным цветом кожи патрульные полицейские досматривают в три раза чаще, чем белых. Однако по сравнению с цветными белых автомобилистов в два раза чаще арестовывают за серьезные нарушения правил дорожного движения.

В стране искусственных улыбок и навязанной толерантности все еще остаются «проблемы щекотливого свойства». В пользу этого факта, кстати, хорошо свидетельствует еще один фильм-веха американского кинематографа. В 2004 году (то есть ровно через 40 лет после отмены последнего закона Джима Кроу) была снята картина «Столкновение», появившаяся на экранах лишь в 2005 году (то есть ровно через 90 лет после выхода «Рождения нации»). Лента была посвящена психологическим проблемам (предрассудкам и реальным опасениям), которые испытывают герои фильма, являясь представителями разных рас, по отношению друг к другу.

Режиссерский дебют Пола Хаггиса продемонстрировал не столько его талант, сколько готовность выразить серьезные социальные проблемы, по-прежнему беспокоящие американское общество. А то, что картина получила премию Оскар за лучший фильм года (номинировалась по шести позициям), говорит о том, что проблема межрасовых отношений еще долго будет будоражить жителей США. Любопытно, кстати, ополчились бы представители прогрессивной общественности на академиков Киноакадемии, обвинив последних в стремлении скрыть напряженные межрасовые отношения внутри общества, если бы те вдруг не проголосовали за «Столкновение»?

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67