Книжные покупки Дмитрия Травина

Иван Клулас. Лоренцо Великолепный. М.: Молодая гвардия, 2007. Серия «Жизнь замечательных людей». 260 с. Тираж 5000 экз.

Ранее уже были читаны две очень приличные книги этого автора (о семье Борджиа и о замках Луары в эпоху Возрождения). В данном случае Клулас тоже остается на высоте. По сути дела он дает не просто биографию своего героя, но картину всей жизни Флоренции второй половины XV в. Более того, в начале книги содержится подробный рассказ о том, как формировались капиталы династии Медичи, а это меня, как экономиста, особенно сильно интересовало.

Вообще мне представляется, что любая биография — это, скорее, повод поговорить об эпохе, подав ее через личность главного героя, чтобы интереснее было читать. Неправы те биографы, которые нудно описывают каждый час жизни своего персонажа, извещая читателя о том, когда тот чихнул и что съел на обед. Впрочем, если у ученого нет широты взглядов и по-настоящему хорошего образования, ему ничего иного не остается.

***

Станислав Зарницкий. Боттичелли. М.: Молодая гвардия, 2007. Серия «Жизнь замечательных людей». 330 с. Тираж 5000 экз.

По мере того как углубляешься в книгу, понимаешь, что это, скорее, роман. Роман о художнике и его эпохе. Примерно как «Муки и радости» Ирвинга Стоуна. Только не о Микеланджело, а о Боттичелли.

Тем не менее сделана работа, насколько я могу судить, вполне профессионально. Общая картина верна. Дух эпохи чувствуется. Хотя есть опасность принять за чистую монету то, что у автора думает его герой. Особенно если перед этим прочтешь другие издания из ЖЗЛ — те, что представляют собой не допускающие предположений научные труды, основанные только на источниках. В смешении принципиально разных подходов состоит, кстати, проблема этой в общем-то очень хорошей серии. Не лучше ли было бы разделить ЖЗЛ на две части с разными названиями?

***

Эрнесто Че Гевара. Эпизоды революционной войны. М.: АСТ, 2007. Серия «Азбука революционера». 571 с. Тираж 3000 экз.

Купил книгу, поскольку работал над статьей к 80-летию Че Гевары. Подозреваю, что мотивы моей покупки сильно расходятся с мотивами подавляющего большинства поклонников команданте, для которых этот томик — что-то вроде Священного писания.

По-настоящему интересно читать про то, как делалась революция на Кубе. Но в сборник входят еще и другие тексты. Учебник по ведению партизанской войны в тропических лесах скучен до зевоты. Полагаю, что даже верные последователи Че Гевары не извлекут из него пользы хотя бы по причине отсутствия у нас соответствующих природных условий. Лучше уж вспомнить ленинское, классическое: про телеграф, телефон, мосты и банки.

Тексты про экономику вызывают лишь улыбку. Команданте в этом вопросе был чрезвычайно наивен. Если в плане организации герильи у него можно многому научиться (при наличии тропических лесов, естественно), то революционер, строящий экономику по Че Геваре, может стать лучшим другом контрреволюционера, поскольку быстро лишит свою революцию всякой социальной базы. А вот что трогает до слез, так это «Боливийский дневник». Текст этот не предназначался для чтения посторонними людьми, но трудно найти документ, который точнее отражал бы трагедию человека, который хотел, как лучше, а сделал, как всегда.

***

Жак Эрс. Людовик XI. Ремесло короля. М.: Молодая гвардия, 2007. Серия «Жизнь замечательных людей». 367 с. Тираж 5000 экз.

Купил книгу в связи с моим интересом к ренессансу. Работа Эрса в отличие от работы Зарницкого — чисто научное исследование, основанное на массе источников. Возможно, порой слишком даже суховатое для ЖЗЛ. Не знаю, где сегодня найдется пять тысяч читателей, способных работать с таким текстом. Впрочем, наверное, хорошо раскрученный брэнд «ЖЗЛ» способствует продажам. Побольше бы издавать серьезных книг под такими брэндами! Наука от этого, может, и не поднялась бы, но иллюзия того, что народ умнеет, явно появилась бы.

Впрочем, шутки — шутками, но прочесть о Людовике стоило бы всякому. Особенно из числа тех, кто полагает, будто Россия обладает монополией на всякую гнусность типа той, что творил Иван Грозный. Почитав Эрса, можно обнаружить множество аналогий вплоть до репрессированных городов, в которые на место принудительно выселенных бюргеров, приводились новые люди (ср., напр., Новгород и Дижон). Да и сторонникам Ричарда Пайпса, полагающим будто только в России отсутствовало четкое представлении о правах собственности, стоило бы узнать о том, как легко конфисковывалось во Франции при Людовике имущество тех, кто был против власти.

***

Жак Эрс. Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420 – 1520. М.: Молодая гвардия, 2007. Серия «Живая история: повседневная жизнь человечества». 220 с. Тираж 5000 экз.

Тот же автор и те же мотивы приобретения книги. И примерно те же самые достоинства исследования. Вообще следует заметить, что данная серия далеко выходит за рамки собственно исследования повседневной жизни, как такового. По сути дела, в ней публикуются хорошие исторические монографии, которые трудно было бы у нас издать и продать, если бы не некоторая популяризация.

***

Марк Курлански. 1968. Год, который потряс мир. М.: АСТ, 2008. 541 с. Тираж 2000 экз. (серия «Историческая библиотека») + 2500 экз. (серия «Исторические даты»).

Понятно, почему книга издана именно в этом году и, соответственно, понятно, почему куплена. Был, правда, и дополнительный мотив. Я сам писал большую статью к 40-летию чехословацких событий и хотел прочесть то, что раньше мне не попадалось в руки.

Книга неплохая, информативная. Правда, как и все, что делается в США, она содержит большой перекос в сторону американских событий. В некоторых случаях сосредоточение внимания на США бывает оправдано. Например, когда речь идет об истории бизнеса ХХ в. Понятно, где находился центр событий. Но при всем уважении к американским университетским бунтарям, по-настоящему эпохальные процессы в 1968 г. шли в Европе. Любопытно, что о венгерских экономических реформах, начавшихся именно в этот год, автор, похоже, вообще ничего не знает. Или просто полагает, что столь скучная материя не содействует росту тиражей и гонораров. А ведь с этих реформ в известном смысле начались преобразования, которые к концу 80-х гг. трансформировали всю Центральную и Восточную Европу.

***

Томас Манн. Путь на Волшебнуюгору. М.: Вагриус, 2008. Серия «Мой 20 век». 460 с. Тираж 3000 экз.

Томас Манн не оставил единой целостной книги мемуаров, но картину его жизни можно составить по целому ряду автобиографических очерков, написанных в разные годы жизни. Вагриус опубликовал прекрасную подборку текстов, сделанную Соломоном Аптом. Наряду с биографией писателя пера самого С. Апта (ЖЗЛ), а также ранее публиковавшимися у нас письмами Томаса Манна (изданными в «Литературном наследии») и мемуарами его жены Кати Манн нынешний том дает прекрасный материал для изучения того, как появились не только «Волшебная гора», но «Будденброки», «Иосиф и его братья», «Лотта в Веймаре», «Доктор Фаустус» и многие новеллы. Я купил книгу сразу, как только ее увидел, поскольку раньше много изучал творчество Т. Манна и писал о нем. Отложил все и прочел сразу. Когда листаю Т. Манна со мной происходит что-то странное. Как будто вся культура ХХ в. впитывается через эти страницы. Наверное, здесь что-то личное. Не знаю, можно ли этим кого-нибудь заразить? Впрочем, полагаю, что даже для тех, кто имеет от подобной заразы иммунитет, данная книга может быть небезынтересна. Манн — писатель, обращенный не только вовнутрь, как, скажем, Г. Гессе (см. его «Путь внутрь»), но и вовне. В определенном смысле жизнь Манна — срез европейской истории ХХ в. Особенно хороши в этом смысле его ранние и несколько наивные «Рассуждения аполитичного». Полезное чтение для всех, кто полагает, что именно Россия — родина слонов, великой духовности и героического сопротивления «западному бескультурью».

***

Генри Мортон. Рим. Прогулки по вечному городу. М.: Эксмо, 2007. Серия «Биографии великих стран». 512 с. Тираж 5100 экз.

Снова — к вопросу о духовности. Порой приходится слышать, что только «наш человек» может быть поистине духовным, тогда как Запад несет в Россию лишь деньги и гамбургеры. Увы, ни от одного нашего автора и ни от одного нашего экскурсовода, я не получил такого культурного заряда, как от англичанина Мортона. Возможно, это единственный человек в мире (за исключением моей жены), с которым я хотел бы бродить по Риму. Он не просто знает город. И даже не просто чувствует его дух. Мортон ведет себя именно так, как вел бы себя я сам, будь у меня возможность прожить там не неделю, а несколько месяцев. Мне кажется мы с Генри могли бы обогатить друг друга кое-какими наблюдениями, но, увы, он бродил по Риму в 50-х гг., когда я еще не родился.

Купил я эту книгу, поскольку люблю читать об Италии. А также, естественно, по ней бродить. Правда, при покупке долго колебался. О Риме написаны тонны книг и большая часть такого рода литературы фактически повторяет одно и то же. Когда кое-что уже прочел, новых книг покупать не хочется. Но Мортон — исключение. Он индивидуальность. А индивидуальность имеет право писать на ту тему, по которой раньше уже высказались сотни авторов.

Единственный недостаток книги для русского читателя состоит в том, что она написана для англичанина. В ней много страниц, посвященных тому, как английская культура преломлялась на римских камнях. Кому-то это может показаться скучным, поскольку не все имена у нас на слуху. Но сотню страниц из пятисот можно, в конце концов, и пропустить.

***

Генри Мортон. От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии. М.: Эксмо, 2008. Серия «Биографии великих стран». 512 с. Тираж 4100 экз.

Автор тот же, причины покупки те же. Впечатления в общем-то примерно такие же, хотя, увы, того блеска, которого удалось Мортону достичь при написании книги о Риме, здесь уже нет. Но ведь и сам Рим неповторим. Автор объехал на машине весь юг Италии, но душа его, похоже, все время оставалась в столице этой страны. Правда, у данной книги имеются другие плюсы. О Риме, Флоренции или Венеции есть горы литературы, тогда как о юге (даже о Неаполе) у нас почитать особо нечего. Так что если Мортон в какой-то мере подменяет собой путеводитель, то это уже хорошо.

***

Андрей Столяров. Освобожденный Эдем. М.: АСТ, 2008. Серия «Philosophy». 414 с. Тираж 3000 экз.

Столярова я люблю как писателя. Хотя, может, не слишком здесь объективен, поскольку еще больше люблю его как человека. Но в данном случае нам предлагается полюбить его как аналитика, стремящегося осмыслить кризисное состояние современного мира.

Книгу подарил мне сам автор, но, надо признаться, ее появления я ждал с нетерпением, поскольку отдельные мысли и выводы мы с ним неоднократно обсуждали за столиками питерских кафе, а одну главу я даже пару лет назад целиком опубликовал в своей газете. Кое-что из предлагаемого Андреем Михайловичем мне всегда представлялось наивным. Да и сейчас я не отказался полностью от своего скепсиса. Но в целом, как концепция, как попытка видения современного мира — это безумно интересно.

В серии «Philosophy» публиковались Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, Э. Тоффлер, Т. Фридман, Р. Осборн, предлагавшие свое видение мира. Но современный российский автор, стремящийся ответить примерно на те же вопросы, что и они, печатается там, насколько я знаю, впервые. Увы, наши историки и социологи побаиваются глобальных обобщений. Они не хотят выглядеть наивными даже в частностях. А, может, в свете будущих защит диссертаций просто боятся нажить себе врагов. Поэтому на риск идет писатель. В этом есть как минусы, так и плюсы. Чего больше? Каждый решит сам в зависимости от того, сильна ли его внутренняя потребность понять, как функционирует мир в целом.

***

Борис Фирсов. Разномыслие в СССР. 1940 – 1960-е годы. История, теория и практика. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. 544 с. Тираж 1000 экз.

Книгу подарил автор. С одной стороны, потому, что мы давно знакомы, и я собирался выступать на ее презентации. С другой стороны, потому, что один из очерков о шестидесятниках в моей собственной книге был посвящен Фирсову, и теперь автор, рассказывая о себе, цитирует и мои оценки.

«Разномыслие в СССР» — интересный синтез профессионального анализа эпохи с мемуарами автора, который, прежде чем стать профессором социологии и ректором Европейского университета в Санкт-Петербурге, успел поработать и первым секретарем райкома КПСС, и директором ленинградского телевидения. К числу книг, находящихся в той же интеллектуальной цепочке, что и «Разномыслие…», я отнес бы «Гибель империи» Егора Гайдара, «Сумерки» Александра Яковлева, «Технологию власти» Абдурахмана Авторханова… «Разномыслие…», скорее, научное исследование, нежели занимательная мемуаристика. Фирсов не столько рассказывает о себе и людях, которые его окружали, сколько на известных ему примерах формирования личности в условиях советского общества (в том числе, естественно, и на своем примере) пытается понять, как и почему произошла трансформация сталинского Союза.

***

Геннадий Красухин. Комментарий. Не только литературные нравы. М.: Языки славянской культуры, 2008. 480 с. Тираж 800 экз.

Эту книгу я сам, конечно, никогда бы не купил. Но как-то раз, заглянув в Библиотеку Российской Академии Наук, разговорился со знакомым продавцом работающего там с незапамятных времен книжного киоска — очень милым человеком и, что в данном случае самое главное, типичным демократом-шестидесятником. Он как раз читал Красухина и очень удивился, что я не могу даже вспомнить эту довольно известную среди читателей «Литературки» 70 – 80-х гг фамилию. И вот, стремясь ликвидировать неполноту моих знаний о шестидесятниках, он вдруг решил подарить мне томик Красухина. Я принял подарок и начал читать уже в метро. Сначала — из уважения к дарителю. Но затем еще и потому, что стало действительно интересно.

В книге есть много жестких и совершенно верных заметок о путинской России. Немало есть частностей, вряд ли кому-то интересных кроме десятка-другого красухинских друзей. Но самое главное — это типичный, классический шестидесятнический документ. Я много читал (и писал) о шестидесятниках выдающихся, и все они были в чем-то выше своей эпохи. Но Красухин хорош тем, что он абсолютно адекватен эпохе и в этом смысле для историка этот герой, наверное, интереснее, чем, скажем, Андрей Дмитриевич Сахаров или Александр Евгеньевич Бовин.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67