"Зачетная книжка без взяток" как борьба с коррупцией

Как известно, большая часть послания Президента была посвящена теме борьбы с коррупцией. И борьба эта тут же началась. Отныне 150 вузов страны получат памятку под названием «Зачетная книжка без взяток», которую раздали всем участникам «круглого стола», организованного подкомиссией Общественной платы РФ по проблемам противодействия коррупции и Плехановской Академией.

Сколько стоит экзамен

В «зачетной книжке» немало полезной информации «по теории и практике» взяток, а также адреса, куда можно обращаться, если возникнет сложная ситуация по этой теме. Ну, например, наверняка, не все студенты задумываются над тем, что срок мотать можно не только за получение взятки, но и за ее дачу. Или, что за получение взятки сурово могут судить только должностное лицо. То есть, например, преподаватель государственного вуза, «постоянно или временно осуществляющий функции представителя власти или выполняющий организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции» за взятку может лишиться свободы на срок до 5 лет. А если взятку берет не «должностное лицо», а просто преподаватель, в том числе негосударственного вуза, то это уже называется коммерческим подкупом. И получить за него можно не так много: максимально 3 года.

Наверное, такое знание студентам нужно. Проблема лишь в том, что бороться с взятками в вузах невыгодно никому. Обучение теперь у нас называется «продажей образовательных услуг», а если это так, то у преподавателей возникает мысль: почему бы на этом не заработать еще и дополнительно?

О том, что во многих вузах, даже в старых, проверенных временем инженерных, зачеты и экзамены продаются и покупаются, знают все. Этим летом, в троллейбусе я услышала разговор двух парней (дело было рядом со станцией метро «Аэропорт», где находится старый и солидный автодорожный вуз). Один рассказывал другому, сколько экзаменов он купит, а сколько сдаст сам. А недавно соседка по дому жаловалась на сына, который постоянно просит у нее денег на зачеты, а она ему отказывает («он ведь и не работает, и даже толком не учится!»).

Иначе говоря, ни о каком вымогательстве взяток у студентов (о чем говорится в «зачетной книжке) как правило, речь не идет. И доносить на нечестного преподавателя (уполномоченному по правам человека или в Роснауку с Рособрнадзором, как это предлагается в брошюрке) студент не будет: он крайне заинтересован в том, чтобы без особых усилий сдать экзамен-зачет. Такса обычно известна. Хотя, при условии анонимности «стука», если речь идет о массовом сборе денег взамен написания курсовой (об этом рассказано в брошюрке), к делу может быть подключена милиция.

Начать с себя

Общая тональность «круглого стола» в Плешке была такой: «Мы должны начинать с себя», «мы должны сами все вычистить». Задавался риторический вопрос: «Как разорвать этот порочный круг?». Ведь если этого не сделать, - продолжали выступавшие, - то из вуза будут выходить специалисты, которые привыкли покупать оценки (позже такой горе-специалист может легко вырезать во время операции не тот орган, или вставить в самолет не ту деталь)… А если человек привык, что все можно купить, то он и дальше станет все покупать – конкурсы, депутатов… Все это и превращает нашу страну в коррупционное государство. Кто бы спорил!

Далее звучали призывы: главное – формирование «антикоррупционного фона в стране», власть должна обеспечить «инфраструктуру борьбы с коррупцией». И вообще – начать нужно с себя! (Об этом, помнится, говорили еще классики русской литературы).

Профессор Плехановской академии Михаил Иоффе в качестве примера для подражания привел опыт западных университетов. Там взяток в вузах нет. Причина - само устройство обучения: в американских университетах и колледжах экзамен принимает не один человек, а минимум три. Оценка студента – их коллегиальное мнение. А в Англии, в университете, в котором преподавал наш профессор, образование было прозрачным (в прямом и переносном смысле слова). Везде – стеклянные перегородки, нигде нет закрытых помещений. То и дело можно увидеть группки студентов, живописно раскинувшихся около преподавателя. Это они сдают коллоквиум. Все происходит на глазах у всех, идет живой обмен мнениями. Сдача экзамена не индивидуализируется, а делается предметом коллегиального обсуждения. Так естественным образом ограничиваются возможности злоупотреблений.

И еще: не всегда там за знания ставятся оценки. Вы сдаете коллоквиум, когда считаете нужным, и комиссия протоколирует ваши знания, понимание проблем. При этом практикуется свободное посещение различных преподавателей. «Я видел, - рассказал Михаил Иоффе, - как у преподавателя кафедры учета и финансов на занятии сидело два человека. А у другого – двадцать два. Мне объяснили: первый профессор, видимо, не заслуживает внимания (к нему довольно часто не ходят). Будем думать, почему».

Там это делается не для борьбы с взятками. Просто такая система обучения.

По мнению Михаила Иоффе, «если мы введем такую же систему в наших вузах, у нас будут исключены индивидуальные оценки, и взяточничество как таковое».

Все это, наверное, верно. Но сколько лет потребуется для того, чтобы перейти на эту прогрессивную систему преподавания, сказать трудно. За это время, наши врачи неоднократно вырежут у несчастных больных вместо аппендицита – желудок, а самолетостроители вместо двигателя всадят что-нибудь другое. Но двигаться в этом направлении, конечно, нужно.

Настоящей борьбы с коррупцией нет

Самые главные слова о борьбе с коррупцией на «круглом столе» произнес зам. председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связям Борис Резник (он - член Президиума национального антикоррупционного комитета). «За два года работы Комиссии по делам коррупции мы привлекли к уголовной ответственности большое количество министров (Адамова, Аксененко, Артюхова, Франка). Но на этом все кончилось. Нам запретили заниматься начальниками. Комиссия стала проверять коррупционность в законодательных актах. Провели одно расследование по Беслану, но и его не завершили».

Настоящей же борьбы с коррупцией, по словам Бориса Резника, нет. Для того чтобы она была, нужна политическая воля: необходимо принять закон «О преодолении коррупции на верхних этажах власти». Мы же бичуем маленьких воришек, а больших не трогаем. Все это – псевдоборьба с коррупцией.

P.S.: То, что происходит в верхних этажах власти в провинциальных вузах, прекрасно иллюстрирует отзыв на одну из последних публикаций «РЖ», посвященных образованию: «Трудно представить себе уровень коррупции и клановости в провинциальных вузах. В Ставрополе, городе с населением 367 тысяч, только шесть федеральных вузов, куча филиалов. Весь Северный Кавказ прет сюда за корочками, меняя их на барашков. Самое ужасное – что местные ректоры – это такие феодалы, перед деяниями которых меркнет темное средневековье… Про филиалы московских вузов просто вспоминать страшно. Но у них есть весомое преимущество – тарифы на сессию существенно дешевле. А по-другому, даже при всем желании учиться в Ставрополе невозможно… Самое интересное, что все эти проводники науки и обеспечиватели равного доступа к высшему образованию являются хозяевами огромной собственности, приносящей колоссальные доходы. Свое состояние они нажили только за счет своей «деятельности» в вузах и они им нужны только для статуса и воровства федеральных денег. Всех мало-мальски небезразличных ученых и педагогов они давно выжили. Вот такое вот высшее партийно-коммерческое образование в форпосте России на Кавказе».

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67