Все красиво

XVII Московская международная книжная выставка-ярмарка стартовала в среду, 1 сентября. Несмотря на два проведенных в павильонах ВВЦ дня, целостной картины этого грандиозного мероприятия у меня так и не сложилось, зато разрозненных впечатлений более чем достаточно.

Ну, например, в этом году на ярмарке мало посетителей. В субботу-воскресенье их, конечно, будет больше, но в прошлом году очереди перед кассами и в будни были куда длиннее. Кто-то связывает это с ранним стартом ММКВЯ - к 1 сентября не все москвичи успели вернуться с дач, - кто-то объясняет невысокую посещаемость страхом людей перед терактами.

Вот, кстати, и второе впечатление - о терроре и террористах на ярмарке в этом году говорят почти столько же, сколько о книгах. Посла Израиля Аркади Мил-Мана я за эти дни слушал дважды: первый раз на вернисаже израильского художника Яна Раухвергера в Третьяковке, а второй - на открытии Фестиваля еврейской книги на ВВЦ. Оба раза он очень мало говорил о самом событии и очень много - о ситуации в России и в Израиле. И его можно понять.

Так же, как можно понять Бориса Немцова, Павла Шеремета и Светлану Калинкину, фактически саботировавших собственную пресс-конференцию. Намеченная на четверг презентация книги Шеремета и Калинкиной об Александре Лукашенко "Случайный президент" (Немцов писал к ней предисловие) должна была проходить в знаменитом самолете, хвостовую часть которого второй год подряд снимает издательство "Ультра.Культура". Но полноценной пресс-конференции не получилось. Шеремет пояснил, что проблема белорусско-российских отношений отошла в свете последних событий на второй план, а потому мероприятие переносится на конец сентября. После чего Шеремет с Калинкиной ответили на пару вопросов, Немцов арендованной у меня ручкой подписал несколько экземпляров книги, сфотографировался с забредшими в самолет белорусами, и все трое отбыли.

Жаль, конечно; впрочем, "Случайный президент" все-таки вышел не вчера, а хитами ярмарки стали книги, приуроченные издательствами специально к открытию. Как, например, третий "Ящик водки" Альфреда Коха и Игоря Свинаренко, выпущенный "ЭКСМО". Не сомневаюсь, что у "эксмошников" много и других достойных новинок - но я как только увидел очередной том любимой эпопеи, сразу перестал замечать все вокруг. Впрочем, сборник новелл не менее любимого Харуки Мураками "Все божьи дети могут танцевать" все же заметить успел.

Хорош стенд "Амфоры". В первый день там милая девушка в кимоно предлагала стаканчик сливового вина. Правда, не всем, а только тем, кто купит книгу другого Мураками - Рю. Но выделяется "Амфора" на ярмарке не этим - здесь на каждом втором стенде чем-нибудь поят или кормят, - а организацией визитов зарубежных звезд. Ну, или - будем объективны - скорее звездочек. В субботу питерцы обещают "королеву романтической комедии" Изабель Вульф, в воскресенье - англичанина Дуги Бримсона, известного своими романами из жизни футбольных фанатов.

"Махаон" выпустил сказочную дилогию сменившего специализацию Люка Бессона: "Артур и минипуты" и "Артур и запретный город". Странный человек этот Бессон - сначала снимал молодежное кино вроде "Подземки", потом сделал подростковый "Пятый элемент", а теперь вот выпустил дилогию для тех, кому за десять. Впрочем, "дилогию" - это мягко сказано. Как я понимаю, похождения Артура на "Запретном городе" не заканчиваются, и продолжение следует.

Порадовало "ОГИ", выпустившее "Недетскую еду" Линор Горалик - коллекцию разрозненных записей, подсмотренных сценок, подслушанных фраз. Могу сказать одно - это самая смешная книга, которую я читал за последнее время. Мне даже пришлось уйти с очередного круглого стола - кажется, это были польские писатели, издаваемые "НЛО", - чтобы участники не подумали, что я смеюсь над ними. Самое обидное, что книжка тут же пошла по рукам, да так и не вернулась, и сейчас я даже не могу ничего процитировать в подтверждение своих слов. Запомнил оттуда (да и то правильно ли?) только две строчки: "Отчего у кошки хвостик? / Я не знаю, я агностик". Впрочем, автор утверждает, что это Ксения Рагозина придумала.

Помянутое "НЛО" тоже подготовило к ярмарке замечательные книги: в библиотеке журнала "Неприкосновенный запас" вышла монография "Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы" Николая Митрохина, а в новой серии "Либерти" - "Знак пробела" Михаила Эпштейна. Обе книги несомненно заслуживают более серьезного разговора, каковой в ближайшее время, надеюсь, и состоится на виртуальных страницах "РЖ".

"Азбука" устроила презентацию первого тома из десятитомной антологии русской рок-поэзии. Правда, в качестве главного рок-поэта на нее был приглашен почему-то Максим Леонидов. "Независимая газета" выпустила увесистый трехтомник Бориса Березовского - фактически полное собрание сочинений опального олигарха за последние десять лет. Впрочем, я больше времени провел на стенде РГГУ, изучая филологические новинки университетского издательства: собрание заметок Дины Магомедовой "Комментируя Блока" и дополненное издание монографии Леонида Кациса о Маяковском.

Фигуранты букеровского лонг-листа - "Спасти президента" Льва Гурского (третий выпуск серии "Парк гурского периода") и роман Анны Исаковой "Ах, эта черная луна!" - вышли в издательстве "Время". Рядышком на стенде лежит и вторая книга Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак "Современные методы управления погодой" - продолжение их предыдущего романа "А черт с ним, с этим платьем!". Забавная проза без претензий, идеальное чтение для первой недели сентября - героиня работает на книжной ярмарке.

Кроме того, "Время" издало десятитомник Фазиля Искандера, презентация которого стала, пожалуй, главным событием второго дня ярмарки. Собрание сочинений - достойный подарок к 75-летию живого классика (редкий случай, когда слова эти пишутся без кавычек и произносятся без всякой иронии).

Несколько "временских" книг попали в шорт-лист премии "Книга года-2004", но получил ее в итоге только Евгений Гришковец, чей роман "Рубашка" был признан "дебютом года". "Бестселлером года", естественно, стал "Ночной дозор" Сергея Лукьяненко ("АСТ"), "поэтом года" - Олег Чухонцев с книгой новых стихотворений "Fifia" ("Пушкинский фонд").

В номинации "Проза года" победил роман Людмилы Улицкой "Искренне ваш Шурик" ("ЭКСМО"). Не могу отказать себе в удовольствии огласить весь список. В шорт-лист по этой номинации, кроме Улицкой, вошли Афанасий Мамедов со сборником "Слон" ("Время") и Алексей Слаповский с романом "Качество жизни" ("Вагриус"). Очень, очень любопытно было бы посмотреть на тот лонг, из которого уважаемым членам жюри удалось отобрать такой шорт.

Ну а "книгой года" стал том "Россия" "Большой Российской энциклопедии". Кто бы сомневался...

Очень много на этой ярмарке мероприятий с национально-религиозным уклоном. Сайентологи проводят фотовыставку из жизни Рона Хаббарда; согласившимся осмотреть экспозицию полагается кусок торта. Совет муфтиев России награждает победителей поэтического конкурса "Читая сладостный Коран". Министерство информации республики Беларусь проводит "День белорусской книги", а украинские издатели - фестиваль "Наша Украина".

Впрочем, по размаху мероприятий вне конкуренции в этом году оказался Фестиваль еврейской книги. На огромном стенде представлены полторы тысячи книг на русском и 500 - на других языках. Сам стенд украшен фотографиями всяких достойных людей, среди которых я опознал Вуди Аллена, Аллена Гинзберга, Леонарда Коэна, Боба Дилана. Последний, говорят, даже собирался приехать, но не сложилось. Вместо него представительствует еще один живой классик, но теперь уже израильской литературы - А.Б.Иегошуа.

Книжную программу фестиваля сопровождают спектакли, выставки и концерты. Музыканты клейзмер-бенда во главе с Псоем Короленко выступали и на церемонии открытия. Похоже, музыканты на книжных выставках становятся доброй традицией - на открытии последней "Нон-фикшн" "феллиниевский" оркестр уже обходил зал по периметру.

Самое крупное из издательств, работающих на рынке еврейской литературы на русском языке, - "Мосты культуры" - подготовило к ярмарке и фестивалю 13 новых книг. Это и первый выпуск русской "целанианы" - сборник "Пауль Целан: воспоминания, материалы, исследования", и роман французского писателя Бернара Лекаша в переводе Осипа Мандельштама, и смешной роман Марии Галиной "Гиви и Шендерович". Но главным событием, безусловно, стал выход классического труда Гершома Шолема "Основные течения в еврейской мистике" - самого известного исследования каббалистической традиции. В связи с выходом этого тома на фестиваль приехал ученик Шолема Моше Идель - тот самый, которому Умберто Эко посвятил "Маятник Фуко". Выступая на презентации книги Шолема, Идель сказал, что монография его учителя переведена на большинство основных мировых языков, но русское издание превосходит все остальные и научной подготовкой, и полиграфическим оформлением.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67