Стандарты для будущих интеллектуалов

Упоминание Президентом образовательной темы в Послании Федеральному собранию сразу же вызвало шквал ответных действий в разных областях. Чиновники "взяли под козырек", и отовсюду понеслись рапорты об успехах в разработке новых образовательных стандартов. Как всегда, потемкинские деревни строят споро, и вот уже с 1 сентября 2009 года наступит всеобщее образовательное благоденствие. Но у обозревателя "Русского журнала" сложилось несколько иное впечатление.

Полвека на стандарт

О том, что школе нужны новые стандарты образования, говорят уже лет пятнадцать. С тех пор их безуспешно и разрабатывают. Правда, накануне своего ухода с поста министра образования Владимир Филиппов создал видимость того, что стандарты готовы, единолично приняв решение об их введении. Стандарты мало отличались от прежних и мало кого удовлетворили, поэтому о разработке новых стандартов среднего образования заговорили практически сразу же после "принятия" филипповских: работа над ними началась с 2005 года. Она не закончена до сих пор. Сроки начала эксперимента каждый год переносятся. И каждый год на разработку стандартов выделяются все большие суммы: по свидетельству экспертов, на этот год разработчики получили 140 миллионов рублей.

Ответственное задание, как известно, было поручено Российской академии образования, а одним из руководителей проекта является членкор РАО и гендиректор издательства "Просвещение" Александр Кондаков.

Введение стандартов для начальной школы второго поколения планируется уже в новом учебном году. Впрочем, новые стандарты настолько отличаются от всех предыдущих, что, кажется, для этого понадобится не меньше полувека.

Есть ресурсы – есть результат. А если ресурсов не будет?

Стандарт РАО предлагает некую абстрактную педагогическую конструкцию того, каким должен быть человек (выпускник) на выходе из школы. Там есть, например, индивидуальные потребности (личностная, социальная и профессиональная успешность), социальный заказ (следование принципам безопасного и здорового образа жизни, освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур…). Присутствуют там и государственные требования к образованию (формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении, подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных граждан, живущих в свободной демократической стране в условиях информационного общества…). Перечислять дальше нет сил и жалко времени. Все слова правильные, и с ними трудно не согласиться. И правда: лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным.

Непонятно только, зачем для создания такого сочинения тратить больше четырех лет. Не говоря уже о том, что каждое слово стоит килограммы вполне реального золота.

Впрочем, в стандарте есть и более конкретные вещи. По словам Александра Кондакова, этот документ должен выступать как система требований. Требований к результату образования (к тому, что выпускники должны показать на выходе), к структуре основных образовательных программ (то есть к организации процесса обучения) и к условиям реализации основных образовательных программ. А условия – это обеспечение всем необходимым учителей, финансово-экономическая составляющая, информационная составляющая, материально-техническая база, оснащенность и качество школьного здания, санитарно-гигиенические нормы и т.д. Впервые нормой закона должны стать требования к условиям реализации основных образовательных программ, которые и позволят дать результат. Лозунг такой: есть ресурсы – есть результат.

Но ведь эти условия должно обеспечивать государство, муниципальная власть. То есть речь неизбежно идет об увеличении финансирования школ. Но все мы знаем, что с этим-то как раз и связаны главнейшие проблемы. Выходит, что, если не увеличится финансирование, не будет и нового стандарта к условиям образования?

Что такое УУД

А еще в проекте нового стандарта для начальной школы декларируется: в основу стандарта заложен переход от копирования западной модели к российской системе ценностей. Звучит в духе времени – патриотично. Но на самом деле в концепции нового стандарта как раз все наоборот. Его авторы основное свое внимание уделяют так называемому компетентностному подходу. То есть умению применять школьные знания в жизненных ситуациях. Именно в этом наши школьники страшно отстают от западных (об этом свидетельствуют результаты международного сравнительного исследования PISA). И ничего плохого в этом западном подходе нет (впрочем, тут же раздадутся голоса российских критиков компетентностного подхода, ратующих за традиционную фундаментальность нашей школы). Просто непонятно, зачем говорить на белое – черное.

Вывод о том, что проект нового стандарта стремится к западной модели образования, можно было сделать не из патриотических деклараций, переполняющих документы, а из расспросов руководителей органов образования и методистов из 14 регионов, приехавших в Москву, в издательство "Просвещение" для того, чтобы обсудить итоги апробации. (На самом деле апробировать пока нечего: они "тестировали" семь весьма общих документов и провели в этих регионах три (!) пробных проверочных урока.)

На этих уроках региональные начальники проверяли, сформированы ли у детей УУД. Что это такое? Это надпредметные Универсальные Учебные Действия.

Например, идет в четвертом классе урок по "окружающему миру". На традиционном уроке (по действующему стандарту) учитель сначала вызывает кого-то к доске, и ученик пересказывает параграф домашнего задания. Потом учитель рассказывает новую тему.

Теперь все будет по-другому. Если это тема "Родной край – частица родины", четвероклассникам придется (так написано в методичке) самим "найти на карте родной регион, рассказать о результатах экскурсии в краеведческий музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры, беседовать со старшими членами семьи, использовать дополнительную литературу, извлекать из словарей и энциклопедий необходимую информацию и обсуждать полученные сведения…" И т.д.

Ну, допустим, здесь тема, которой можно заниматься таким образом. А если это будут разделы более научные (если можно так выразиться), как действовать учителю? Ему ведь специально ничего не будут навязывать: твори, выдумывай! Чтобы так работать, должна произойти революция в учительских умах. И в педобразовании – тоже.

Как рассказала Ольга Карабанова, профессор кафедры возрастной психологии МГУ, теперь учитель не будет просто излагать материал. Он поставит какой-то предмет и задаст ученикам вопрос: а что бы вы могли про него спросить? Так дети будут активно познавать новое.

Смысл УУД заключается еще и в том, что ребенок должен понимать, какое отношение предлагаемая ему задача имеет к его реальной жизни. Еще: педагог не должен способствовать формированию у школьника заниженной самооценки (то есть – каким бы "тупым" ни был ученик, его нужно хвалить?).

Кроме того, УУД должны формировать коммуникативные качества. Школьник обязан учитывать другие точки зрения, в том числе своих однокашников, уметь работать в команде. Преподавательница из Омской области рассказала журналистам, как эти навыки проверяли во время "апробации" у первоклашек. Им дали задание нарисовать две одинаковые варежки. Так вот, оказывается, дети должны суметь договориться друг с другом, какими параметрами должны обладать эти варежки.

Или: ученикам на уроке велели вставить пропущенные буквы. "Если они будут делать это молча, то сделают много ошибок. Им нужно проговаривать слова вслух, объяснять свой вариант соседу. У хорошего учителя во время самостоятельной работы стоит шум: дети все проговаривают (!)".

Без знаний к умениям

Один из главных лозунгов проекта нового стандарта – переход от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности. Поэтому учителю не будут ничего навязывать: он сам должен будет придумывать, как вести уроки нового типа. Чтобы на выходе из школы выпускник был "самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем; чтобы у него было больше друзей, он был бы лидером, умел ставить задачи" (слова Ольги Карабановой). Именно об этом мечтает каждый родитель. "При этом мы не думаем, что ему нужно знать столько-то из русского, столько-то из математики, столько-то из физики", – уверяет психолог.

Может быть, всем родителям именно это и нужно. Однако есть одно "но" – это Единый государственный экзамен, вступающий в законную силу тогда же, когда и новый стандарт для начальной школы: 1 сентября 2009 года. Такая форма экзамена никак не сочетается с новой концепцией стандартов. ЕГЭ – это в крайней степени формализованный экзамен, который должен проверить знание огромного массива сведений.

Забавно, что работа над стандартами шла параллельно с "экспериментом" по ЕГЭ. И те, кто разрабатывал новый стандарт, должны были четко понимать, что ЕГЭ нужно отменять (он не будет проверять то, чему станут учить в "школе будущего"). Если же это не так, значит, для них новый стандарт – просто фикция.

Правда, один из главных руководителей проекта нового стандарта Александр Кондаков сегодня говорит: "Ну не вклеивается ЕГЭ в это дело. Большего урона государству, чем ЕГЭ в сегодняшней форме, нанести было просто невозможно. Это массовая унификация предметного знания. Мы должны от этого максимально уйти. ЕГЭ – единый, но не единственный". (Удивляет только, что все годы эксперимента по ЕГЭ издательство "Просвещение" было одним из трех, официально уполномоченных Минобром выпускать всю справочную и тренировочную литературу по Единому экзамену.)

Ирина Логвинова, заместитель директора Института стратегических исследований в образовании РАО (в нем, в частности, разрабатываются стандарты второго поколения), предложила компромиссный вариант: оценивать с помощью ЕГЭ не конкретного ребенка, а учителей, школу. Причем так, чтобы школьники участвовали в ЕГЭ анонимно.

Может быть, это и есть нормальный выход из сложной ситуации. Помимо того, что ЕГЭ не может проверить "компетенции" выпускника, с его помощью невозможно протестировать, является ли выпускник школы "самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем", обладает ли "универсальными способами познания мира". Да и можно ли это в принципе проверить?

Если школа (работая по новому стандарту) должна готовить человека к жизни, учить его применять полученные знания, значит, и выпускные экзамены должны быть другими. Например, в Финляндии, которая лидирует в школьном образовании, о чем свидетельствуют результаты исследований PISA (они проверяют умения применять знания в жизни), нет ЕГЭ. Там есть экзамены на аттестат зрелости в школе. А те, кто хочет получить высшее образование, сдают сложнейший комбинированный экзамен.

Учителя

Понятно, что для такого коренного изменения всей системы российского среднего образования должно пройти несколько десятков лет. Уже сегодня нужно начинать готовить нового учителя. И Александр Кондаков тоже говорит: "Если не будет учителя, который способен реализовать новые идеи, все будет зря. Остро стоит проблема педагогического образования. В существующем виде оно было создано 80 лет назад под реализацию задач той самой школы, которая до недавнего времени считалась лучшей в мире. Но оно не отвечает требованиям сегодняшнего дня. И, к сожалению, это оказалась система, слабо поддающаяся реформированию… Система педагогического образования должна быть зеркалирована по отношению к стандарту. Это ресурс реализации стандарта второго поколения. Значит, она должна полностью отвечать целям и задачам, заложенным в стандарте".

Как говорится, кто бы спорил! Правда, было сказано, что в новый стандарт заложена система повышения квалификации и переподготовки учителей. "Ресурсные точки роста – это институты повышения квалификации и развития образования в субъектах РФ. Будут и дистанционные программы повышения квалификации".

Но это речь идет об уже работающих учителях. А чему учить студентов педвузов? Дальше – тишина.

Бунт двуязычных

Новый стандарт, как говорят его авторы, должен привести к формированию у выпускника российской гражданской идентичности, привести к консолидации общества. Чтобы избежать того, что происходит на Западе, в частности во Франции.

Но оказалось, что на этом пути возникают свои трудности. 18 ноября в Казани состоялось совещание по вопросу обеспечения прав участников образовательного процесса на реализацию этнокультурных запросов и потребностей в условиях действия Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.

Глава Татарстана Минтимер Шаймиев высказал опасения, что принятие этого закона отменяет гарантию сохранения национальных языков и культур, что субъекты Федерации не смогут реализовать свои права на обеспечение преподавания национальных языков и культуры в школах. По его мнению, это может внести дисбаланс в существующую систему образования и даже противоречит Конституции РФ, согласно которой вопросы образования находятся в совместном ведении Федерации и регионов. Президент Татарстана предложил изменить принятый закон, вернув в структуру стандартов исключенный оттуда национально-региональный компонент. "Я выступил резко, но, к сожалению, такова суть проблемы", – заключил Шаймиев, подчеркнув, что будет добиваться рассмотрения законодательной инициативы от 21 субъекта Федерации по решению этого вопроса.

"Наша задача – обеспечить единство образовательного пространства в Российской Федерации и учесть национально-региональные особенности в субъектах Федерации", – сказал в Казани председатель Комитета по образованию Госдумы Григорий Балыхин. Способствуя решению этой задачи, комитет рассматривает предложения Республики Татарстан и Республики Башкортостан о закреплении в обязательной части основной образовательной программы национально-региональной составляющей.

А еще на этом совещании представители регионов предложили предоставить право выпускникам школ сдавать обязательные предметы ЕГЭ на родном языке. Но получили отказ министра образования Андрея Фурсенко. Такой подход, по мнению министра, нарушил бы права ребят, которые, к примеру, окончив школу на Камчатке, хотят получать высшее образование в вузах Татарстана. Ведь ЕГЭ – это не только выпускной экзамен за курс средней школы, но и экзамен для поступления в вузы по всей стране.

Неизвестно, устроит ли такой вариант республики, в которых русский язык – не родной.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67