Специалисты для "Фольксваген"

И в бурю экономического кризиса можно создать производство. Было бы желание. Именно желание наблюдается у руководства Калужской области, которая, с помощью западных инвесторов, стремительно становится крупнейшим автомобильным кластером России. Здесь уже работают заводы «Фольксваген» и «Вольво», а скоро начнут функционировать цеха «Пежо-Ситроен», «Мицубиши» и «Рено».

Как помогали немцам

Для этих знаменитых предприятий совершенно необходимы кадры, которые неспособна подготовить российская система профессионального образования – ни начальное, ни среднее, ни высшее. Однако выход был найден: Калужская область предложила иностранным инвесторам помощь в подготовке персонала, профинансировав реконструкцию здания и строительство нового корпуса для Учебного центра подготовки и переподготовки специалистов для автомобильной промышленности. В октябре вручались первые дипломы.

Область также оплачивает закупку базового, неспецифического оборудования (специфическое – узлы для автомобилей и учебные программы финансируют инвесторы) и бесплатную подготовку специалистов в Учебном центре (до того момента, пока они не станут сотрудниками «Фольксвагена» или «Пежо-Ситроен»). Вот такое получается государственно-частное партнерство.

Центр, созданный на базе трех профлицеев области, находится в системе государственного профобразования. И если сначала он бесплатно готовил только специалистов для «Фольксвагена», то с этого года активно занялся и программами опережающего обучения для предприятий Калужской области в целом. Это федеральная программа для людей, которые либо уже уволены, либо ожидают скорого увольнения.

«Мы направляем в центр людей, которых сократили на других производствах или предупредили о скором увольнении, - говорит министр труда, занятости и кадровой политики Калужской области Ирина Подковинская. - Они получат нужную профессию и без проблем устроятся на работу».

Зарегистрированная безработица в области – 6475 человек. Под угрозой увольнения – 21,5 тысячи, 17 тысяч работают в режиме неполного рабочего дня, а три тысячи человек предупреждены о возможном увольнении в ближайшее время. На одного безработного чуть более одной вакансии. В базе вакансий 80% - это рабочие профессии. Остальное – ИТР, сфера обслуживания.

Уровень официальной безработицы невысок – 1,13% от числа экономически активного населения области. Это третий показатель в Центральном федеральном округе. Такая ситуация стала возможной благодаря программе Калужской области по снижению напряженности на рынке труда. На реализацию программы из федерального центра выделено 403 миллиона рублей, а из бюджета Калужской области – 42 миллиона. При этом, одно из главных направлений – опережающее обучение.

Крайне благоприятное воздействие на ситуацию оказало появление на калужской земле западных инвесторов. Глядя на то, как и на каком оборудовании готовят специалистов для их предприятий, есть надежда, что и у нас (если мы начнем им подражать) хоть что-то в промышленности наладится.

Если в европейских странах 70% трудоспособного населения ежегодно проходит повышение квалификации и переобучение, то у нас эта цифра составляет 2%. Причем, в основном это те, кто обязан ее проходить – электрики, сварщики. Говорить о модернизации и о каком-то развитии с такими цифрами не приходится.

Как готовят рабочих «там»

Разница в подготовке западных и русских рабочих заключается в том, что «у них» сугубо прикладной подход: они готовят быстро, наглядно и абсолютно понятно любому человеку. А мы, даже в ПТУ, даем более глубокую теоретическую подготовку. И самое главное – нашим студентам училищ практику приходится проходить на станках, от которых на продвинутых западных заводах отказались еще в позапрошлом веке. Вот наши рабочие ничего и не умеют.

В Учебном центре мы задали вопрос: каковы сроки обучения на сложнейшем оборудовании «Фольксвагена» или «Пежо-Ситроен»? И получили ответ: за две недели тренировок на этом (который нам в тот момент показывали) стенде, с хорошим преподавателем, с его методикой, рабочий, подготовленный в центре, заткнет за пояс инженера. Причина – способ подачи материала и оборудование, на котором проводится обучение.

Как у нас, например, готовят инженера-гидравлика? Чертеж на стене, насосы, объяснения… Все достаточно умозрительно. А у них даже книга, по которой учат, так толково и внятно составлена (по изображениям, схеме, по описаниям), что сразу многое становится понятно. Там нет той глубины, теории, которую дают у нас, но все ориентировано на прикладное применение.

В Учебном центре преподается более 40 краткосрочных дисциплин. Это – модульный метод обучения, когда каждый специалист собирается как из кирпичиков. И для каждого – свой состав этих кирпичиков.

Есть курс – 8 часов. Есть – три месяца. Для сравнения: в России – стандартная программа по сварке – 80 часов. Немцы ужасаются чудовищной длительности наших программ (зачем так долго учить нажимать на кнопку?). У них контактной сварке учат 5 дней!

На одном из этажей Учебного центра работают специалисты «Пежо-Ситроен». Спрашиваю у них: в чем разница в подготовке русских и французских специалистов? И получаю ответ: «Те макеты, которые вы сейчас видите, могут служить кратким резюме этой разнице. Каждый оператор во французской системе обучения должен показать свою компетенцию на каждом рабочем посту. Это элементарные базовые операции. Длительность обучение – 5 недель».

Нетрудно понять, что самое трудное – подготовить не рабочих, а тех, кто их должен обучить. Наиболее эффективной оказалась не привычная схема, когда российские преподаватели, владеющие немецким, ездили на месячную стажировку в Германию, а схема, когда немцы приезжали в Калугу, помогали работать с новым оборудованием, а наш преподаватель наблюдал за занятиями, и потом сам их проводил.

Уже две тысячи человек подготовлены в этом центре для «Фольксвагена». Но заводу скоро понадобится еще тысяча человек.

Не похоже на завод

«Фольксваген» абсолютно не похож на завод в российско-советском понимании этого слова. Пройдя через турникет, вы сразу оказываетесь в Европе: много воздуха, большие чистые залы, никакой гари и специфического запаха, многие операции производят промышленные роботы. Здесь прекрасная столовая, где все сотрудники могут бесплатно пообедать (выбор из двух вариантов комплексных обедов), на работу подвозят на бесплатных автобусах (развозят на расстояние до 90 километров). Все рабочие – в современных комбинезонах, а остальные сотрудники – в фирменных куртках.

Сейчас на заводе «Фольксваген» выпускают 100 автомобилей 22 моделей в сутки. Но это только начало.

Для того, чтобы сюда устроится, можно обратиться в кадровое агентство, а можно – напрямую, отправив в Калугу свое резюме. Когда вы приедете, вам покажут завод, вы пройдете физический тест, потом – интервью. После этого каждый претендент направляется на переучивание в Учебный центр. На сварщика обучат на 6 недель, плюс – 2 недели в мастерской, и еще неделя на заводе. После этого – сертификация. Из 100 претендентов на завод устраивается 30-50 человек.

Из первых 400 сотрудников 60-70% учились за границей (даже охранник был на недельной стажировке в Словакии).

Тимур Зайнулин, мастер учебной мастерской на заводе «Фольксваген» показал, как проходит подготовка рабочих на заводе.

«Это учебная мастерская сборочного цеха. Все новые рабочие, которые направляются потом на крупноузловое и мелкоузловое производство, через нее проходят. Получают основные базовые навыки, которые приняты в концерне, и которые внедряются по всему миру.

Это группа (мы – в учебном цеху – Н.И-Г), набранная для крупноузловой сборки. У нас недельная программа обучения. Ребята обучаются непосредственно на агрегатах (это те участки, на которых они будут работать на линии). Для них это своего рода введение в специальность. У нас три фазы обучения: основные навыки, навыки по элементам и навыки процесса (работа с документацией; рабочим прививается процессное мышление). На линии все должно делаться строго по инструкции. Эти молодые люди пришли с улицы. Они будут слесарями механосборочных работ на линии… У нас есть адаптированные программы и для механиков, электриков».

Мы спросили: нужно ли будущим слесарям начальное специальное образование, и получили ответ: не нужно. Он может быть хоть поваром.

Зарплата рабочих, которые трудятся здесь от нуля до двух лет, в среднем 21 тысяча рублей. Офисные сотрудники получают 27 тысяч ежемесячно. Зарплаты растут с развитием производства. В течение года, они повысились на 20%.

Возраст рабочих – в среднем 32 года. Но здесь не ориентируются на годы. Когда выбирают людей на линию, смотрят, сможет ли он физически выполнять возложенные на него обязанности.

На «Фольксвагене» более 30% женщин. То, чего нет на европейских заводах. Почему? Потому что мужчин нет (так говорят иностранцы)! Женщины обычно очень хорошие специалисты.

Что немцу здорово, то и русскому сгодится

Мы спросили Ярослава Холечека, директора по персоналу «Фольксваген-Рус», чем русский рабочий или сотрудник отличается от немецкого? И получили такой ответ: «Когда немецкий сотрудник приходит на завод, он уже подготовлен. А когда русский, его нужно обучать. Даже если он приходит к нам слесарем, окончившим училище, он слесарем не является. В России обычно оборудование в центрах обучения не отвечает потребностям нашего завода. Их учат на станках, которых здесь никогда не было и не будет. Или: учат тому, как возникает, например, электричество. Но нашему рабочему не нужно этого знать. Он должен использовать это электричество».

Но, почему российские инженерные вузы не могут подготовить людей для работы, например, на «Фольксвагене»?

Холечек объяснил и это: «Они хорошо готовят людей. Но только общей квалификации. Потому что у них нет технических условий (такие агрегаты уже не используются), и их учителям тоже нужно дальше развиваться. Возможно, им стоит придти сюда, увидеть, на чем здесь работают.

Но, несмотря на все эти трудности, мы должны подготовить для себя квалифицированных рабочих. В калужском Учебном центре – оборудование на самом высоком уровне технологий. Но его тоже нужно развивать».

И все же будут ли отличаться друг от друга по качеству машины, собранные в Германии, и в России?

Господин Холечек ответил так: «Качество одно и тоже. Нет никакой разницы. Это машины «Фольксвагена» и каждая из них должна иметь качество «Фольксвагена». Таковы правила концерна. И не важно, находится такой завод в Европе, Азии, Африке или в России.

Вы спросите: как вы можете делать это с русскими людьми? Но они – хорошие! Им нужно просто показать, как это делать! Они такие же, как другие. Когда у нас на заводе ему нужно сделать 30 точек, он не может сделать 28. Технология не позволяет. Иначе, он не может здесь работать. Значит, людей нужно привести к дисциплине, к порядку, к тому, чтобы они думали, как «Фольксваген».

Когда я работал на таком заводе в Португалии, меня спрашивали: как вы, словак, работаете в Португалии? Я отвечал: я не словак, я – «Фольксваген» в Португалии. Наши аудиторы сравнивают машины и констатируют: между ними нет разницы».

Почему Калуга?

Оказывается, у «Фольксвагена» было несколько вариантов размещения своего завода в России. Можно было отправиться в Петербург, в Москву, в Подмосковье и в Калугу. «Но в Калуге нас хотели видеть, - сказал Ярослав Холечек. - А мы идем туда, где нас хотят видеть. Для того, чтобы развиваться, нужно, чтобы вам предоставили для этого условия. Следовательно, нужно сотрудничать с областью, в которой размещено производство. Когда вы строите завод, невозможно ждать целый год для того, чтобы получить все необходимые бумаги. Вами должен кто-то заниматься. Нас взяли как партнеров, а не как обычного клиента, который ждет 2-3-4-5 месяцев. В противном случае, до сегодняшнего дня мы не смогли бы здесь создавать автомобили. Когда у нас есть проблема, мы всегда находим поддержку. Это одна причина. А другая – в Петербурге уже есть компании, выпускающие автомобили. Это значит, что там не было бы рабочей силы. Москва – более коммерческий центр, чем промышленный. А Подмосковье не проявляло активности, не пыталось привлечь наше внимание».

Учебный центр, о котором мы рассказали, может стать отправной точкой для развития автомобильной промышленности во всей Калужской области. В свою очередь иностранцы считают, что, придя сюда, они развивают не только свой бизнес, но и регион.

Скоро сюда придут «Пежо-Ситроен», «Мицубиши» и «Рено». А вдруг они, благодаря своим современным производствам, заронят и в россиян мысль о том, что модернизация и инновации – это не просто красивые и непонятные слова?

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67