Предвкушая Оскар

Cовсем чуть-чуть осталось до того момента, пока огромная куча всякой голливудской знати не соберется с целью поглазеть на счастливцев, которые получат золотого истуканчика в нынешнем году. Очередная церемония премии Оскар запланирована на 22 февраля, то есть на предстоящее воскресенье. Можно догадаться, что номинанты, большинству из которых участвовать в голливудском действе впервой, не смыкают глаз в предвкушении чего-нибудь да заполучить, а, может быть, напротив – в ус себе не дуют, не переживая из-за всякой ерунды, и относятся к соревнованию как и положено: мол, будь, что будет, мы свое дело сделали, теперь черед жюри.

Как водится, в каждой оскароносной церемонии есть своя особенность, а лучше сказать – политический курс. В прошлом году, например, академики почему-то решили побаловать братьев Коэнов, штамповавших шедевры аккурат с самого начала 1990-х, и Пола Томаса Андерсона с его, кстати, не слишком удачной "Нефтью". И Коэны, и Андерсон ярко выделялись в среде американских кинематографистов, их фильмы всегда отличались от огромного количества голливудских поделок, и, кажется, не было момента, чтобы кто-то из них снял откровенно проходную ленту. И вот в определенный момент академики решили: пора. И получили мастера своих статуэток не за их творения 2008 года, а за "былые заслуги". Есть своя особенность и в предстоящей номинации. А заключается она в следующем.

Глядя на представленных номинантов, создается впечатление, что Голливуд решил взять курс на "одомашнивание" авторского кино и всяческими усилиями стремится перетянуть его в "мейнстримную американщину". Превращает ли это крепких независимых режиссеров в холуев "голливудского режима", еще вопрос, а вот Голливуду от этого процесса одни лишь плюсы. Судите сами, из независимых фильмейкеров в этот раз в категорию "лучший режиссер" попали такие зубры авторского кино, как Гас ван Сент с его "Харви Милком", истинный фаворит нынешней номинации Дэвид Финчер с "Загадочной историей Бенджамена Баттона" и Дэнни Бойл с "болливудским" "Миллионером из трущоб". Сказать откровенно, Бойл уже давно штампует прочные кассовые хиты (то ли авторские, то ли "зависимые" – сказать трудно), однако его ранние работы "не для всех" прочно закрепили за ним репутацию "представителя авторского кино". Но, несмотря на перекос в "авторстве", не могли киноакадемики не включить в списочек и "нормальных" голливудских производителей типа Рона Говарда, который, кстати, сделал добротный фильм о сеансе телевизионного психоанализа Ричарда Никсона. Однако есть у нынешней номинации и другая сторона.

Главными фильмами сего года стали вот какие. 13 раз номинировали "Бена Баттона", 10 номинаций досталось "Миллионеру из трущоб", по 8 – "Харви Милку" и "Темному рыцарю" и 6 жалких номинаций получил "ВаллИ" (хотя для мультфильма и того хватит, он, как говорится, и на то не наработал).

Былые, но преданные поклонники Дэвида Финчера, прогремевшего в конце 1990-х фильмами "Семь" и "Бойцовский клуб", долго и отчаянно ожидали реабилитации режиссера после не слишком удачных, по сравнению с предыдущими лент, "Комната страха" и "Зодиак". Что ж, триумфальное возвращение произошло. Почти три часа молодения Бреда Питта и старения Кейт Бланшетт никого не оставят равнодушными. Дэнни Бойл точно также после не особенно удачного "Пекла" удачно реабилитировал себя "Миллионером из трущоб", придумав удачную формулу: народная, всеми обожаемая телеигра с Максимом Галкиным, + индийские темы, полюбившиеся всем с детства, + старая добрая любовь. В общем, сыграл на страстях широких масс, и, кажется, довольно-таки успешно. Что касается Гаса ван Сента, то и он в последнее время не баловал публику шедеврами. Хотя, помнится, его "Последние дни" как-то, кого-то "зацепили" (равно как и скучнейший "Джерри"), но по мне, так с ленты "Даже девочки-ковбойки иногда грустят" он ничего стоящего не снимал. С середины 1990-х он превратился в "настоящего художника". В одном из фильмов Кевина Смитта, когда Гас ван Сент пересчитывает крупную пачку денег, не обращая ни малейшего внимания на съемочный процесс, именно так называют его актеры, восхищенные "работой" режиссера.

Если Коэнам давали приз за действительно хороший фильм, который, впрочем, был не чем не лучше их предыдущих лент, то в этот раз киноакадемики собрали в одну кучу режиссеров, давших слабину после когда-то шумного успеха. Причем номинировали их заслуженно: сразу после того, как они смогли снять приличный фильм после своих "мытарств". Помимо всех перечисленных вернувшихся из колеи неудач, академиками был отмечен Дарен Аранофски, разочаровавший большинство своих поклонников "Фонтаном", но когда-то составивший себе славу фильмами "Пи" и "Реквием по мечте". Что характерно, в номинациях представлен не сам Аранофски, а главный персонаж его ленты "Борец" Микки Рурк. Он-то уж точно вернулся в серьезную игру и голливудских поделок, в которых он, создавалось впечатление, бесславно завершал свою карьеру актера.

В общем, особенность нынешней церемонии Оскар в этом году – это представленность всевозможных голливудских звезд, поднявшихся высоко и когда-то больно упавших, но теперь возвращающихся на голливудский олимп. А то, что их отметили, думают академики, поможет их скорейшей реабилитации. Правда, исключение (кстати, подтверждающее правило) из общего числа номинантов "благородных неудачников" представляет Кристофер Нолан со своим "Темным рыцарем". Несмотря на то, что в этот раз Бэтмена номинировали много в каких категориях, Нолана, относительно независимого мастера, неуклонно шедшего к признанию с 1998 года, не номинировали ни на лучшего режиссера, ни на лучший фильм. Это говорит о следующем: во-первых, у него не было громких провалов, таких, как у его нынешних конкурентов, а потому его подбадривать вовсе и не нужно; во-вторых, он вышел буквально из грязи и в каких-то десять лет достиг головокружительных успехов. Ясно, что это не может не вызывать ревности у киноакадемиков, а потому они столь презрительно обошли его вниманием в самых важных категориях. Правда, можно быть уверенным, когда и он снимет какую-нибудь пакость, голливудские заправилы приголубят "блудного сына".

Что еще любопытного. В этот раз на Оскар поставили сразу два политических фильма. Один про первого открытого гея в американской политике, который к тому же делал на этом основной упор в своих программах. Речь идет о "Харви Милке", которого сыграл ненавистник оскароносных церемоний Шон Пенн. Второй про отставного Ричарда Никсона, которого (ушедшего на покой!) донимает гнуснейшая американская пресса. Не сомневайтесь, с фильмом "Фрост против Никсона" Рон Говард уж постарался на славу, и смотреть его будет интересно, но тяжеловато (особенно если вы симпатизируете одному из лучших президентов США).

Ну вот, теперь осталось лишь ждать, кто же из заслуженных ветеранов американского кинематографа получит главный приз. Что касается прогнозов, говорить трудно. Велики шансы у Финчера получить лидерство в категориях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер". И, само собой, что-то перепадет Рону Говарду. Однако не сомневаться можно в одном. Приз за "Лучшую мужскую роль второго плана" посмертно получит Хит Леджер, потрясающе исполнивший роль Джокера в "Темном рыцаре". Но об этом и так все знают. Что ж, до воскресенья осталось совсем чуть-чуть. Скоро все узнаем.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67