Пособие по математической обработке душевных сокровищ

Как сказал поэт, нам не дано предугадать, как изменится круг нашего чтения под влиянием интернета. Благодаря интернету слово, изначально адресованное узкому профессиональному сообществу, вооруженному дорогостоящей спецтехникой, теперь достигает обычных читателей так называемой интеллектуальной литературы. В русскоязычном интернете за последние 10-12 лет это стало происходить с психологическими и психиатрическими тестами, иногда довольно специальными и требующими сложных подсчетов. Когда-то такие тесты требовали участия целых лабораторий, оснащенных ЭВМ. А теперь сама процедура тестирования может становиться доступной с любого домашнего компьютера. И это автоматически ставит вопросы о новых сферах употребления результатов тестирования. Когда-то дорогостоящий и малодоступный товар на наших глазах превращается в общедоступный, а общество полусознательно и полустихийно решает, что оно будет с ним делать.

Появление профессиональных психологических тестов в обычной жизни интернет-пользователей — это, повторим, явление уже не новое, ему более десятка лет. Но с выходом третьего издания классической книги Феликса Борисовича Березина и его теперь уже покойных двух соавторов нечто существенное добавляется и меняется. Мы поговорим именно об этом — о значении этой книги не внутри профессионального медицинского сообщества, а за его пределами.

На первый взгляд, книга может произвести на читателя, чей литературный вкус воспитан на «Психопатологии обыденной жизни» Фрейда, впечатление подробной инструкции к какому-нибудь большому холодильнику промышленного образца, который он не то что никогда не купит, но никогда и не увидит своими глазами. Такой читатель, скорее всего, может с готовностью допустить, что и в инструкциях к холодильникам может быть много творческой фантазии и подлинной поэзии, но тут же с сожалением вздохнет о том, что лично он обречен так никогда всей этой поэзии и не познать… Но тут приходит интернет, и все изменяется. Непонятный и огромный холодильник превращается в домашний и уютный рабочий кабинет, где приятно не только поработать, но даже и отдохнуть.

Технически это делается за счет того, что каждому, кто купил книгу, вручается индивидуальный код доступа на сайт проекта, где он может теперь завести личный кабинет, присылая приглашения для тестирования всем, кому захочет. Это в лучших традициях современного образовательного и научного интернета — создавать книги вместе с развивающимися сайтами и интерактивом. Сайт, кстати, есть тоже; это персональная страничка классика советской психиатрии Ф. Б. Березина, на которой выкладываются в общий доступ сканы многочисленных научных работ. А еще есть нечто совсем особенное — воспоминания Ф. Б. Березина, которые доступны на том же сайте и в его Живом Журнале. Все медицинские темы там подробно обсуждаются внутри той жизненной фактуры, в которой сам автор их наблюдал в течение десятков лет, посещая разные экзотические места и встречаясь с множеством необычных людей… или обычных… На самом деле, тут нельзя сказать, обычных или необычных: смотреть на человека вблизи через подобную оптику — это само по себе слишком необычное занятие в рамках современной культуры, и о нем редко рассказывают на общедоступном языке. А когда рассказывают, то необычным оказывается все подряд — не остается ничего обычного. Хотя, конечно, если чтение мемуаров Березина распространится по сети интернет чуть шире, то дело дойдет и до комплиментов девушкам по поводу красоты элементов их внутреннего мира — таких, например, как изгибы кишечника… (начнется все, может быть, с комплиментов по поводу красоты профиля ММИЛ — это такой график, который получается в результате тестирования, — а там уж барьеры для дальнейшего будут сняты!).

Читатель научной монографии Ф. Б. Березина, конечно же, захочет завести себе личный кабинет на его сайте. Зачем это делать специалисту, работающему в области клинической психологии и психиатрии, — достаточно понятно, чтобы не было нужды обсуждать. А кому еще это может быть нужно? — Очевидно, тому, кто может извлечь какие-то полезные данные из результатов тестирования, даже не будучи практикующим специалистом в данной области. Кто же это такие?

Это несколько категорий лиц. Для каждой из этих категорий польза может быть какая-то своя.

Во-первых, смежные специалисты: работающие в области психологии, философии, медицины, социологии и т.д. Подобные читатели имеют некое представление и о психологии, и о психиатрии, их не испугаешь терминологией, и поэтому они сами могут дать довольно подробную интерпретацию данных теста, хотя, конечно, менее подробную и менее надежную, чем могли бы дать настоящие специалисты, погруженные в свою область. Но даже такая интерпретация может многого стоить.

Например, даже такая интерпретация позволяет описать основные проблемы характера человека или основные особенности его психиатрических и психосоматических проблем без личного знакомства или даже без всякого знакомства виртуального — на основании только тех данных, которые сам человек сообщает о себе в процессе тестирования. На непривычного испытуемого такая «прозорливость» исследователя может производить впечатление сеанса ясновидения, но на самом деле здесь всего лишь примерное выяснение основного набора медицинских и психологических проблем. На выходе получаем некоторый материал к размышлению, распорядиться которым должен будет сам испытуемый: нужно ли обращение к психиатру или к психотерапевту, что можно самостоятельно менять в своем поведении…

Кстати, сразу оговоримся, что данные методики тестирования не определяют напрямую медицинский диагноз, хотя иногда и могут на него довольно ясно указывать, так как при выраженных психических заболеваниях результаты тестирования приобретают свои специфические формы. В общем и в целом, однако, это методика постановки вопросов перед психиатром, а не получения окончательных ответов на все вопросы. Машинки для автоматической раздачи психиатрических диагнозов пока что не изобрели и, возможно, не изобретут никогда. И, еще раз заметим, среди того большинства людей, у которого клинические показатели в пределах нормы, существует огромное множество разных типов характера, и каждый такой тип требует с собой правильного обращения — и на работе, и в семье, и просто в личной жизни… Тестирование по методу Березина и соавторов — оно не просто об этом тоже, но и преимущественно именно об этом — о том, к каким ситуациям в жизни стремиться, каких избегать, и что для этого можно сделать.

Во-вторых, разного рода любители. В зависимости от уровня понимания, им доступна, по крайней мере, поверхностная интерпретация результатов тестирования. Этого бывает достаточно, чтобы поставить серьезные вопросы перед специалистами. Стандартный случай — когда необходимо убедить человека обратиться к психиатру. Часто бывает, например, что все вокруг видят, что он в опасном положении, но никто не может убедить его личным авторитетом, а сам он категорически отказывается от лечения. Тестирование по методике Березина, не давая никакого диагноза, может стать серьезным объективным аргументом для обращения к доктору. Опыт показывает, что достаточно многие больные способны внимать подобной аргументации. Так как при психических заболеваниях интеллект затрагивается в последнюю очередь, то на интеллект самих больных можно и должно опираться, и тестирование «по Березину» тут может стать эффективным инструментом даже в слабых руках родных и близких больного.

Кто-то из подобных любителей может ограничиваться использованием тестов лишь для самоконтроля. Например, при наличии каких-то острых проблем с социальным окружением такая интроспекция имела бы смысл, даже если она не выявит особо сильных подозрений на психическое заболевание. Но, конечно, затем всего лучше пойти обсуждать свои данные тестирования с каким-нибудь психотерапевтом или врачом.

Но все-таки надо сказать и о самой методике тестирования. Поскольку речь идет о методах, которые в клинической психологии относятся к числу самых известных — так, например, последние лет 40 почти все пациенты наших психиатрических лечебниц заполняют длиннющие «простыни» опросных листов ММИЛ, — то я скажу несколько слов об этих методиках, обращаясь к неспециалистам.

Рядовые пользователи интернета привыкли не только к разным несерьезным тестам, но и ко вполне серьезным средствам медицинской диагностики. Обычно, однако, это шкалы тестирования определенных конкретных психических расстройств (депрессии прежде всего, но не только: вот, например, целый букет шкал для самостоятельного тестирования). Эти шкалы просты в интерпретации за счет того, что сфокусированы очень узко — только на одном определенном расстройстве, а точнее, даже не на самом расстройстве, а на одном комплексе симптомов. Ни одна из них не пытается охарактеризовать личность в целом, и каждая из них совершенно бесполезна для характеристики человека, не имеющего соответствующих симптомов.

С тестами, предназначенными для общей характеристики личности, все обстоит гораздо хуже. Наиболее доступными для пользователей интернета являются цветовой тест Люшера и 16-факторный тест Кеттела, адаптированный к русским культурным реалиям Э. Чугуновой (1970). Однако тест Люшера, будучи весьма точным в оценке текущего эмоционального состояния, не очень щедр на глубинные характеристики личности, а 16-факторный анализ в общедоступной интернет-версии настолько сильно теряет в точности, что, по многолетним наблюдениям автора этих строк, доверять ему имеет смысл лишь в разделе «Клиническая интерпретация», но и то только в тех случаях, когда там загораются красные надписи, свидетельствующие о высокой вероятности психических расстройств: при таком результате тестирования можно быть уверенным только в том, что есть тема для общения с психиатром или психотерапевтом, но больше ни в чем уверенным быть нельзя. Анализа по методике многостороннего исследования личности (ММИЛ) в общедоступном виде нет вовсе.

Метод Березина в третьем издании книги о ММИЛ представлен в новой форме (о ней мы еще поговорим), а первое издание книги вышло в 1976 году. Для советской психологии и психиатрии ее выход ознаменовал целую революцию. В 1975 году потребовалось специальное заседание в отделе науки ЦК КПСС, чтобы книга по ММИЛ, уже лежавшая в издательстве, вышла в свет. Дело было в том, что появление работ Березина совместно с его соавторами означало возвращение в Россию (тогда СССР) тестов, допускающих количественную оценку. В 1936 году тесты были запрещены специальным постановлением ЦК ВКП(б) со всеми вытекающими — по линии другого ведомства — последствиями. Возвращение тестов в 1969 году (когда появились первые работы Березина и его соавторов) стало для психологов старшего поколения — в том числе, выдающихся ученых с мировым именем (как, например, А. Р. Лурия и Б. В. Зейгарник) — возвращением иррационального кошмара. Все эти люди страдали с конца 1930-х годов посттравматическим расстройством в особо тяжелой для науки форме, и триггером для возвращения симптоматики было количественное тестирование — ведь сталинские репрессии против психологов начались именно с него. Тогда был расстрелян (в 1937 г.) лидер психометрического направления в советской науке и ученый с мировым именем Исаак Шпильрейн (родной брат знаменитого психоаналитика и ученицы Фрейда и Юнга Сабины Шпильрейн, которая из-за своего родства с репрессированным поехала в ссылку). Иррациональные страхи перед психометрией были, разумеется, рационализированы, то есть прикрыты какими-то научными по форме (но несколько архаичными, если не пещерными для мировой науки 1960-х годов) рассуждениями. А большинство представителей молодого поколения искренне верили своим учителям и официальным источникам, утверждавшим вредность количественной оценки личности человека.

Метод Березина в его новой форме, впервые представленной только в третьем издании книги о ММИЛ, заключается в параллельном тестировании по ММИЛ и по 16-факторному опроснику, причем русская версия 16-факторного анализа предложена новая и оригинальная, основанная на многолетних клинических исследованиях, адаптированная к совместному применению с ММИЛ и даже заметно корректирующая некоторые теоретические представления американских разработчиков первоначального варианта теста. Надо сказать, что и само появление в СССР, а теперь и на всем русскоязычном пространстве методики ММИЛ — заслуга Ф. Б. Березина и его многолетних ближайших коллег и соавторов Е. Д. Соколовой (супруги) и М. П. Мирошникова. Об этих людях очень советую почитать мемуары Ф. Б. Березина.

Прототипом ММИЛ стал знаменитый американский MMPI, но адаптация его для русской среды обернулась, фактически, разработкой нового теста, хотя и в рамках базовых идей прототипа. ММИЛ основывается на десяти шкалах, данные по которым определяются независимо, и использует три дополнительных шкалы для коррекции. Всего, получается, на 13 шкал 377 вопросов, что, по стандартам подобных методик, сущие пустяки: американский MMPI в ранних версиях имел 550. 16-факторный анализ не такой всеохватывающий: хотя там целых 20 факторов, вопросов всего лишь 187, а из 20 факторов лишь 16 являются независимыми, а остальные 4 рассчитываются, исходя из других, методом факторного анализа. Таким образом, связь между разными факторами ММИЛ устанавливается всецело в рамках исследовательской интерпретации, а при 16-факторном анализе она отчасти рассчитывается.

В итоге получается мощная и надежная система тестирования, характеризующая с большой полнотой не только психические заболевания, но и характер человека (как больного, так и здорового), а отчасти и его соматические заболевания, отношения в семье, на работе и так далее. Естественно, что традиционные области применения такого тестирования — медицинская диагностика и работа с кадрами (в тех учреждениях, где могут или просто обязаны себе такое позволить). Но ее есть, куда расширить — например, на изучение разных не очень больших социальных групп (достаточно малых групп, чтобы психологические особенности рядовых членов существенно влияли на общее состояние группы).

Первое, что мне тут приходит в голову, — это различные религиозные общины (приходы). Это достаточно закрытая среда, чтобы отторгнуть любые исследовательские десанты: те данные, которые могут тут собрать пришедшие извне исследователи-профессионалы будут заведомо нерепрезентативны, так как многие прихожане не станут с ними разговаривать. А вот распространение более-менее грамотных исследователей-«кустарей» в собственной приходской среде позволило бы выяснить очень многое, особенно если возникла бы какая-нибудь мода на подобное тестирование внутри религиозных объединений, и сырые результаты тестирования (без личных данных испытуемых) появлялись бы в открытом доступе в сети. А исследовать тут, поверьте, есть, что. Приведу только несколько примеров.

В любом приходе, если он насчитывает больше 30-40 человек, находятся люди с ярко выраженными психическими отклонениями. Если речь идет о крупном городе, то эти несколько человек, скорее всего, уже и так хорошо диагностированы во время пребывания в психиатрических стационарах. А все остальные? По моим очень приблизительным оценкам пропорция, приблизительно, такова (тем точнее, чем больше число прихожан; от юрисдикции не зависит): около 2 % — психотики в неустойчивой ремиссии или в остром состоянии, еще 8-10 % — тяжелые личностные расстройства (возможно, при психозе в ремиссии), — в советское время их было принято называть психопатиями, — то и другое с тяжелым нарушением социализации. Все эти цифры немного выше, чем в среднем по популяции, так как подобные больные люди нередко тяготеют к храмам. Но «большая» психиатрия церковной среды, а также вплотную примыкающая к ней часть «малой» — это особая тема; она не столько для комплексного исследования личности, сколько для специального психиатрического исследования. Остальные почти 90 % постоянных посетителей храмов не имеют столь ярко выраженных психопатологий, и они-то как раз и являются наиболее интересным объектом для комплексного исследования личности. Тут тоже можно найти много интересного даже не только для изучения влияния религии на человека, но и просто для изучения человека.

Практически, наверное, наиболее важно разработать рекомендации, защищающие людей, входящих в соответствующие группы риска, от приобретения в результате следования правилам церковной жизни тяжелых или даже весьма опасных заболеваний. По моим наблюдениям, в первую очередь, это депрессивный синдром и анорексия. Они часто возникают там, где люди, имеющие некоторые психопатологии, стараются строго следовать правилам, созданным для обычных людей. В результате религиозная жизнь оказывает на них не психотерапевтическое, а разрушающее воздействие, — как часто бывает, если врач ошибается с выбором лекарства.

Но более общезначимым результатом было бы получение статистики по приходам в целом. По всей видимости, наиболее массовыми психическими заболеваниями в среде верующих являются алкоголизм среди мужчин (часто отрицаемый самими больными, считающими, что у них «все под контролем») и расстройства пищевого поведения среди женщин (с абсолютным преобладанием компульсивного переедания, то есть неконтролируемого поглощения пищи: как мужчины склонны «запивать» свои стрессы, так женщины — «заедать», тоже не всегда сознавая, что это перешло в стадию психического заболевания). Но эти расстройства обычно сопряжены с другими, и, чтобы разобраться даже только в причинах этих расстройств, очень много может дать комплексное исследование личности. Дело в том, что христианская аскетика задает для человека такой стандарт жизни, при котором он до самой смерти пытается интериоризировать некоторые нормы внешнего и внутреннего поведения, но, по мере успеха интериоризации, эти нормы постоянно пересматриваются так, чтобы оставаться вечно недостижимыми. По сложившейся в начале ХХ века традиции можно с некоторой поспешностью сделать вывод, будто аскетика только продуцирует невроз. Да, в каких-то случаях получается невроз, а в каких-то других — психотерапия. К тому же, теоретически положено все применять с «рассуждением» (аскетический термин), которое и должно бы позволить разобраться, что и как применять. Если бы подобное «рассуждение» пастырей и, главное, самих пасомых вооружить еще и методиками исследования личности и выведенными с их помощью стандартными рекомендациями, то, наверное, мир изменился бы к лучшему — пусть и в небольшой своей части.

…А книга Ф. Б. Березина и соавторов, пожалуй, только сейчас начинает свой путь к аудитории читателей интеллектуальной литературы.

Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, Е. Д. Соколова. Методика многостороннего исследования личности. Структуры, основы интерпретации, некоторые области применения. Третье издание (исправленное и дополненное). М.: Изд-во «Березин Феликс Борисович», 2011. 320 с. ISBN 978-5-9903210-1-4.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67