Последнее пике сербской авиации

От редакции. Редакция "Русского журнала" долгое время не знала, что делать с этой публикацией, посвященной состоянию сербской авиации - уж больно специализированная тема там затрагивалась. Однако трагедия, произошедшая 16 августа и унесшая жизнь командира пилотажной группы ″Русские витязи″ Игоря Ткаченко, как никогда актуализировала тему авиации. Сильно ли состояние российской авиации лучше состояния авиации сербской? Возможность судить об этом РЖ предоставляет своим читателям. Отметим лишь, что данная статья была написана сразу же после катастрофы военного сербского самолета МИГ-29.

* * *

На сегодняшний день, к сожалению, военная авиация Сербии не располагает ни одним боевым самолетом, возраст которого был бы младше двадцати лет, сообщает газета Blic в своем выпуске сразу после того, как один из МиГов – 29, под пилотированием пилота Раде Ранджеловича разбился на военном аэродроме Батайница.

«МиГ, который пилотировал Ранджелович был старше 20 лет, один из тех, кто «пережил» бомбардировки 1999 года, когда было уничтожено около 70% нашей военной авиации. Сербские ВВС сейчас располагают тремя отремонтированными МиГ-29 и 24-мя МиГ-21, «Орлами» и «Галебами», половина из которых неспособна подняться в воздух. Средний годовой налет в нашей авиации – 20 часов, а в НАТО стандарты предполагают около 170», – сообщает своему читателю неутешительные факты, опираясь на мнение аналитиков сербская «Blic».

По оценкам сербских военных аналитиков стране сегодня просто необходимо обновить свою небесную эскадрилью. И для этого по самым скромным подсчетам необходимо, по меньшей мере, двадцать новых машин, средняя стоимость которых составляет по шестьдесят миллионов евро каждая. Общая сумма, которая получается в итоге – не маленькая.

Но при этом, когда смотришь на гигантские суммы, не стоит забывать, что от авиации страны зависит готовность в любой момент продемонстрировать серьезные намерения государства, защитить его суверенитет. Именно поэтому главами независимых государств вкладываются в развитие воздушных эскадрилий значительные средства. Например, та же самая Индия, которая регулярно покупает у России крылатую технику, исправно встающая на защиту рубежей этой азиатской державы.

«Ведь если защищаешь воздушный простор, защищаешь и землю под этим небом», – рассказывает собеседник Blic, военный эксперт и аналитик Александр Радич.

И кто знает, не случись бы катастрофы, повлекшей за собой смерть двух человек, обратили бы в СМИ внимание на плачевное состояние сербской авиации? Или также и дальше продолжали бы потчевать читателей байками об «эффективном» двустороннем сотрудничестве армий США и Сербии? Так например со страниц сербский СМИ, совсем недавно военный атташе США Эрик фон Тирш рассказывал о планах прохождения сербскими офицерами переподготовки на военных базах в Соединенных штатах. Чиновник особенно подчеркнул, что подобное сотрудничество ведет к развитию двусторонних отношений и направлено на повышение доверия между странами.

«Америка открыла для Сербии полную систему своего военного образования, а аттестаты сербских курсантов показывают, что они добились в США великолепных результатов».

Вот и получается, что в силу традиций своих предков колонизаторов, американские стратеги из Вашингтона за красочные аттестаты и богатые на похвальбу речи берут у сербской армии нечто более ценное, чем отдают взамен. Лишение страны некогда мощного военного авиационного комплекса и полное блокирование возможностей хоть что-то сделать заинтересованным лицам в этом направлении – одна из целей, приближающая окончательный развал страны.

Но винить сегодня во всех сербских бедах США и Запад было бы глупо. Многое сегодня в этом губительном для страны и народа направлении делается самими сербами. И в частности правительством и президентом. Эти люди, кто-то больший срок, кто-то меньший, находящиеся у власти ежедневно делают то, что многим и не приснилось бы в самом кошмарном сне. За их словами, где якобы звучит патриотизм, скрывается ложь и предательство. Отсутствие любви к своей стране и своему народу – вот отличительная черта тех, кто сегодня собрался и стоит у власти в Сербии.

Например, президент Борис Тадич, спустя несколько дней, после катастрофы военного МиГа сделал ряд демонстрационных и бездумных перетасовок и отставок в рядах своих вооруженных сил. И все для того, чтобы показать, что у него, все якобы находится под контролем и любую возникающую проблему он сможет легко разрешить. Но в итоге получилось – только хуже. Так, его личным указом с военной службы уволен генерал-майор Драган Катанич, командующий ВВС и ПВО Сербии, человек, который всегда выступал за союз России и Сербии, ярый борец за возрождение сербских ВВС и именно российскими МиГами. Также под президентское сокращение попали генерал-майор Видосав Ковачевич, возглавлявший Военную Академию и бригадный генерал Здравко Елисавчич, начальник управления общей логистики Министерства обороны Сербии, со ссылкой на агенство «Бета» сообщает СРПСКА.РУ.

На освободившиеся должности президент поставил новых людей, часть из которых была специально к случаю повышена в звании. А это значит, что на должности, по сути ключевые, встали люди, у которых отсутствуют знания и должный опыт.

То есть вместо пересмотра финансовой программы, в которую бы включили статью расходов на ВВС, президент страны тупо тасует людей, как карты в колоде.

По мнению военного аналитика Александра Радича, новые назначения и увольнения в армии Сербии произошли вне установленного порядка и под «давлением ситуации», а значит – бездумно.

Но перетасовка военных, это частность и показательным примером предательства правительства и президента по отношению к своему народу служить не может. Зато этому может послужить визит в конце весны в регион Джозефа Байдена, точнее то, как официальный Белград воспринял этот визит.

Президент Тадич в одной из сербских газет заявил по этому поводу, что это «новый этап в формировании американской политики в отношении Сербии и Западных Балкан».

В своем визите, американский чиновник высшего ранга в мягкой форме намекнул руководству Сербии, что Косово и Босния более не должны являться областями их интересов. По мнению США, наличие сербских притязаний на эти регионы создает в них дестабилизирующую обстановку и идет в разрез планам Вашингтона. Поэтому Борису Тадичу и его компании было предложено отказаться от притязания на эти территории. А вместе с территориями и от сербов, которые исторически проживают на этих землях. Отойдите в сторонку, мы сами все решим, не мешайте нам.

Еще одной целью визита Джозефа Байдена было извещение президента и правительства о том, что им предстоит вступить в НАТО. Байден даже пообещал, что США приложит все усилия для того, чтобы Сербия «без проблем» влилась в западный военный альянс. А это значит, хочет того сербский народ, или нет, но в ближайшее время им предстоит поучаствовать в ряде сомнительных военных кампаний под руководством США. Например, во все том же Афганистане. Не зря же военные инструкторы на своих базах учат сербских офицеров новым премудростям.

И за все это американский вице-президент пообещал сербам все тот же – открытый путь в ЕС. Но вот сможет ли Сербия долететь до этой конечной цели – вот вопрос, ведь с визитом Джозефа Байдена не было подписано ни одной экономической программы, которые все только обещаются, но никогда не исполняются.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67