Олимпийские уроки

На прошлой неделе состоялось открытие XXI зимних Олимпийских игр. На этот раз столицей главных спортивных соревнований стал Ванкувер – один из самых крупных городов Канады. Правда, на международном уровне он до сих пор был ничем не примечателен. Встречали Олимпиаду по-разному: общественники, недовольные кругленькой суммой примерно в 6,6 миллиардов долларов, израсходованной на Игры, требовали отказаться от затеи проведения соревнований, и потратить эти деньги на приюты для детей. Публика, местные представители мелкого бизнеса и эскорт-услуг – с восторгом и ликованием встречали спортсменов, а сами спортсмены и примкнувшие к ним политики готовились показать свой профессионализм. С учетом того, что следующие зимние Игры предстоит принимать России, учиться на опыте прошлых состязаний стоит как нашим олимпионикам, так и отечественным представителям власти. И нет в этом ничего удивительного: единение спорта и политики складывалось веками.

Во славу переговоров

Первые Олимпийские Игры, информация о которых дошла до нас благодаря письменным источникам, проводились в 776 году до н.э. в Греции. Историк Дэвид Валлечински, известный как автор исторического исследования «Полная книга о летних Олимпиадах», отмечал, что в ту пору родина нынешних мировых соревнований состояла из небольших мини-государств, которые находилась в постоянной вражде друг с другом. Чтобы как-то выигрывать войны и отстаивать свою независимость, государства постоянно тренировали мужчин, а лучшим способом поддержки физической формы был спорт.

Как известно, политика в те давние времена складывалась из долгих кровопролитных военных конфликтов, а Олимпиада гарантировала временный мир, и давала передышку уставшим странам. На спортивных играх в честь Зевса собирались болельщики со всех концов известного древним грекам мира, поэтому на них постоянно обсуждались политические вопросы, праздновались общие победы, а также формировались политические и военные союзы. Фактически перемирие на Олимпиадах зачастую было лишь прелюдией к очередному конфликту. Известно много примеров, когда олимпионики проявляли чудеса храбрости на войне, а прославленные воины – на Олимпиадах.

Однако, проведение состязаний Зевса периодически становилось и причиной конфликтов. Обычно святилище властителя Олимпа, при котором и проводились Игры, находилось под надзором города-государства Элис. Известны как минимум два случая, когда этот контроль пытались перехватить — в 668 году до н.э. и в 264 году до н.э. В обоих случаях соседний город Писа пытался завладеть правом проведения Игр, получив власть над святилищем Зевса. В обоих случаях, естественно, активно применялась военная сила.

Так или иначе, власть показывала силу на поле боя, и вела переговоры во время спортивных «дней», олимпионики были не просто участниками соревнований, а прежде всего воинами и во время Игр защищали не только свой титул, но и олицетворяли собой мощь и могущество своей родины.

«Факельная» традиция

После длительного перерыва с 394 года н.э, когда «языческая Олимпиада» была запрещена христианами, греческие спортивные игры были возрождены в конце XIX столетия, благодаря активности барона Пьера де Кубертена. Несмотря на общепризнанное «отцовство» Кубертена, существуют доказательства более ранних «римейков» античной Олимпиады. Возрождение Игр отчасти заслуга менее известных грека Евангелиса Заппаса и англичанина Уильяма Пенни Брукса.

Заппас и Брукс не были знакомы и, вероятно, никогда не слышали друг о друге. Заппас в 1859 году (за четыре десятилетия до Кубертена) впервые организовал и провел Олимпиаду в Афинах, потратив на нее свои собственные деньги. В свою очередь, британский доктор Брукс организовал игры под названием «Олимпийская Память» в маленьком городке Мач Венлок. В 1887 году им были организованы уже общенациональные Британские Олимпийские игры.

Предприимчивый барон де Кубертен в 1890 году посетил соревнования в Мач Венлоке. Идея Брукса ему понравилась, однако барона интересовали вовсе не спортивные идеалы. Кубертен рассчитывал с помощью Олимпиад восстановить величие и популярность Франции, которая оказалась поверженной в войне с Пруссией за два десятилетия до описываемых событий. Кроме того, по его мнению, спорт являлся лучшим способом оздоровления населения и создания мощных вооруженных сил. Иными словами, продвигая идею Олимпийских игр, Кубертен выступал как французский националист, заинтересованный в укреплении мощи своей страны. Однако воплотить «профранцузские» идеи в спорте барону не удалось. Первую современную Олимпиаду по его наущению изначально планировалось провести в Париже, но под давлением представителей других европейских держав, символическое первенство было все-таки отдано родине Олимпиад – Греции.

Однако греки к моменту проведения первых Игр, из политических соображений хотели «монополизировать Олимпиаду» и приложили все силы, чтобы эти события постоянно проводились в Греции. Мотивация народа была примерно такая же, как у Кубертена – престиж, подъем национального духа и деньги. Международный Олимпийский Комитет присвоить соревнования не дал и приказал Афинам делиться.

Олимпийские победы изначально также использовались для укрепления национального духа, и для их достижения применялись не вполне благовидные методы. Показательная история произошла в 1904 году на Олимпиаде в Сент-Луисе. Из-за отсутствия должной инфраструктуры и проблем с транспортом подавляющее большинство европейских атлетов не смогли приехать в США. Американцы, вместо того, чтобы как-то наладить транспортные связи предпочли воспользоваться отсутствием большинства конкурентов и разыграли международные награды между собой. По-другому добиться столь высоких побед у жителей «Нового света» просто не получалось. К примеру, на «штатовской Олимпиаде», в первый и последний раз в истории американские гимнасты выиграли абсолютно все медали. Показательно и то, что пресса США широко освещала результаты сокрушительных побед своих героев, акцентируя внимание именно на тотальном превосходстве своей команды. Правда, в превосходстве над кем, журналисты, почему-то не упоминали.

Кристофер Шоу, автор книги «Пять Колец: Мифы и Реалии Олимпийских Игр», отмечает, что традиции этих состязаний во многих случаях определялись пожеланиями сильных мира сего. Показательная история произошла в марафонском состязании в 1908 году на Олимпиаде в Лондоне. Тогда бегуны впервые преодолели современную дистанцию – 42195 метров. До этого продолжительность дистанции определялась «на глазок». Корректировка длины была вызвана не уточнением расстояния, которое преодолел древнегреческий воин Федиппид, стремящийся в 490 году до н.э. сообщить афинянам о победе армии греков над персами на Марафонском поле, а пожеланиями британской королевской семьи: организаторов Игр попросили, чтобы забег начался у Виндзорского замка и закончился на олимпийском стадионе. Итоговое расстояние и составило 42195 метров. В 1924 году МОК официально утвердил именно такую дистанцию для олимпийского марафона.

Кстати и история Олимпийского огня берет свое начало не в античных ритуалах, а в немецкой пропаганде нацизма в предвоенные годы. 20 июля 1936 года, за две недели до начала Олимпиады в Берлине, полтора десятка гречанок, одетых в античные одежды и изображавших жриц, собрались на развалинах стадиона в Олимпии. Они использовали параболическое зеркало для того, чтобы сфокусировать солнечные лучи на сухой веточке. Ветка вспыхнула, от нее был зажжен факел – попутно девушки декламировали: «О, огонь, зажженный в древнем и священном месте, начни свой путь» и играли на античных музыкальных инструментах. После этого бегуны доставили факел на стадион в Берлине. На самом деле подобная церемония в древней Олимпии не проводилась – историкам прекрасно известно, что в святилищах Зевса, которому были посвящены древние Игры, никогда не поддерживали вечных огней (это был атрибут богини домашнего очага Гестии). «Факельную» церемонию изобрел глава Олимпийского комитета Германии Карл Дим, который подобным образом «связал» нацизм со славой классической Греции. В любом случае, сейчас зажжение огня на Играх является едва ли не самым важным событием.

Спортивная макулатура

Традиция политизировать спорт «перетекла» в настоящее время и на «внутренние» рынки стран. Отношение организаторов праздника к жителям будущего олимпийского города, как мы знаем, оставляет желать лучшего. Когда речь идет о больших деньгах вложенных в Олимпиаду и способных принести многомиллионную прибыль, о 20-30 местных жителях, которые почему-то не просчитали все наперед и лет 30 назад поселились на земле, теперь необходимой под стройку, вопрос не встает. Будущая «золотая жила», треки и стадионы, возводится на территории, купленной у частников за копейки. Зато на создание колоритного Греко-германского огня деньги у государства всегда найдутся. Ведь чем, пышнее и наряднее церемония открытия, тем более широкую огласку она получит и тем ярче покажет богатство и щедрость страны, в которой, возможно, множество граждан находится на границе нищеты. Затраты государств на Олимпиады прощались бы и даже приветствовались, когда бы не «денежный» дисбаланс и миллионы обездоленных.

К олимпионикам, отношение тоже своеобразное. Спортсмен для государства все равно, что пакет акций компании. Приносит прибыль – в него вкладывают деньги, его берегут и ценят, а упадет – и про него забудут, разместив такую «макулатуру» в туалете в качестве обоев.

В 2008 году в городе Геленджике погибли три российские гимнастки: Анастасия Головизнина (14 лет), Анна Марьина (18), Ольга Гофман (16) и их тренер, чемпионка мира и Европы по акробатике Светлана Кушу. Молодые девчонки сгорели заживо в результате пожара в гостинице. А оказались они там лишь потому, что готовились к чемпионату мира и хотели защитить честь своей страны. Когда эта новость облетела Интернет, на сайте Федерации спортивной акробатики России тоже появилось сообщение о смерти девушек. Но только выглядело оно как холодный факт: погибли спортсменки. Ни слов соболезнования, ни перечисления заслуг, ни поддержки родственников. Спортсмены свое отработали, погибли и перестали быть интересными.

Среди задач Международного Олимпийского Комитета числится следующая: «противостоять любым политическим или коммерческим злоупотреблениям спортом и спортсменами». Но о неукоснительном соблюдении этого правила речи пока не идет…

Отдушиной для спортсменов может быть любовь и поддержка сограждан, которые продолжают болеть и переживать за них просто так, не за славу и деньги. Профессор экономики американского колледжа Дэниэл Джонсон, чьи олимпийские прогнозы считаются одними из самых точных, предсказал победу сборной России в медальном зачете Игр в Ванкувере. По мнению Джонсона, россияне выиграют на Канадской Олимпиаде восемь золотых медалей. Всего, по оценке эксперта, наши спортсмены завоюют 23 награды.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67