Мюнхен

В Мюнхене открылась трехдневная конференция по безопасности (неформально называемая также «военным Давосом»), которая проходит уже в 46-й раз с 1962 года. В тщательно охраняемом отеле Bayerischer Hof собралась мировая политическая элита, с российской стороны – вице-премьер Сергей Иванов и министр иностранных дел Сергей Лавров. Уровень конференции, как обычно, чрезвычайно представительный: в ней заявлено участие в общей сложности 13-ти глав государств и правительств (среди которых Ангела Меркель, Николя Саркози, Дональд Туск, Хамид Карзай), 46-ти министров и 70-ти официальных делегаций из более чем 50 стран.

Тема конференции звучит довольно традиционно: «Будущее европейской и глобальной безопасности». Круг вопросов, которые предполагается обсудить в течение этих трех дней – разоружение и нераспространение ядерного оружия, отношения Запада и России, будущее НАТО, миссия в Афганистане, ситуация на Ближнем Востоке, Балканах и Южном Кавказе. Джозеф Байден, вице-президент США, как ожидается, изложит внешнеполитические приоритеты новой американской администрации, которые особенно важно и интересно будет услышать сейчас, когда ситуация с американским военным доминированием в разных регионах быстро меняется под давлением различных обстоятельств.

Мюнхенская конференция была изначально основана как заседание представителей оборонных ведомств членов НАТО, и на протяжении первых нескольких десятков лет встречи в Мюнхене в основном были посвящены внутриблоковым проблемам, обсуждениям и экспертным консультациям по вопросам трансатлантического сотрудничества. Со временем к традиционным участникам добавились и другие страны: Россия (с 1995 года), страны СНГ, Китай, Япония, Индия. Но некоторый оттенок общения между «НАТО и внешним миром» (или НАТО и стран, в той или иной степени противостоящих НАТО или соперничающих с этим блоком в военном отношении) все равно здесь остался, и недаром знаменитая «мюнхенская речь» Владимира Путина (тогда президента России), произнесенная в 2007 году, была построена на резкой критике политики НАТО, слишком жестко увязанной с интересами одной страны – США, по мнению Путина.

Сейчас Мюнхенской конференции в этом отношении добавило интриги то, что 5 февраля, в день ее открытия, новый президент РФ Дмитрий Медведев подписал военную доктрину России, в которой допускается применение нашей страной ядерного оружия, а также отмечено, что расширение НАТО рассматривается в России как одна из главных военных угроз. Возможно, это и не было прямым ответом на то, что буквально за день до подписания этого документа, 4 февраля, Румыния официально выразила согласие на размещение на своей территории ракет-перехватчиков, предусмотренных новой системой ПРО США – но определенная «диалоговость» в этих двух событиях прозвучала. Недавняя отмена размещения наземных элементов американской ПРО в Польше и Чехии была одним из самых громких событий так называемой американо-российской «перезагрузки», а то, что происходит сейчас, выглядит, по крайней мере, на первый взгляд, как новое нагнетание напряженности.

Развертывание систем ПРО, также «резкое обострение военно-политической обстановки и межгосударственных отношений и создание условий для применения военной силы» прямо указаны в документе Медведева в качестве основных военных угроз для нашей страны, и в первый день работы конференции генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен уже успел заявить (правда, в кулуарах, а не в ходе выступления), что новая военная доктрина России для НАТО неприемлема. Это заявление, растиражированное агентством Reuters, буквально звучало так: «Я должен сказать, что новая доктрина не отражает реальный мир... НАТО не враг России. Эта доктрина не отражает реальности и явно идет вразрез со всеми нашими попытками улучшить отношения между НАТО и РФ».

О том, что НАТО не враг России, мы слышим с самого момента появления Российской Федерации в качестве независимого государства. Между тем, как все хорошо помнят, относительно краткая история отношений между новой Россией и НАТО насчитывает уже немало трудных и острых моментов, в том числе и прямое военное столкновение с государством, считавшимся и считающимся кандидатом в члены блока – Грузией. Можно сколько угодно повторять, что наши отношения должны быть миролюбивыми, и в целом, конечно, обе стороны этот подход разделяют, но политическая реальность, несмотря на это, в любом случае очень далека от той, которую описывает Расмуссен.

Интересную попытку преодолеть блоковый характер европейской безопасности (который в целом устраивает Запад) предприняла российская сторона в прошлом году, когда Медведев предложил проект Договора о европейской безопасности, встреченный поначалу (хотя и с некоторыми исключениями) европейскими лидерами довольно прохладно. Страны Запада хотели бы сохранить существующие организации – ОБСЕ и НАТО, разве что лишь несколько их обновив и реформировав. В первый рабочий день конференции в Мюнхене Сергей Лавров, выступая на заседании с участием около трехсот своих коллег, попытался обосновать российскую концепцию договора о евробезопасности, одновременно обрушившись с критикой, и довольно резкой, на существующие структуры по обеспечению безопасности.

Сейчас в Европе «вызревает качественно новый момент», сказал Лавров, своего рода «конвергенция национальных интересов». Лавров призвал преодолеть «блоковые подходы холодной войны» в Европе и «страхи по поводу сфер влияния», чтобы обеспечить «то новое качество взаимного доверия, которое так остро необходимо в современных условиях». «Едва ли мы можем назвать нормальной ситуацию, – продолжил он, – когда военно-политические реалии на евроатлантическом пространстве далеко отстали от современных экономических, технологических, торгово-инвестиционных и иных процессов взаимозависимости, все больше приходят в противоречие с требованиями времени».

С учетом того, в какой степени страны НАТО политически и в военном и стратегическом отношении зависят от США, можно было ожидать, что инициатива Медведева о новом договоре по безопасности, изложенная сейчас еще раз Лавровым во всеуслышание, встретит, как обычно, молчаливую реакцию, близкую к полному равнодушию – политику европейской безопасности все равно определяют США. Об этом, в частности, высказался на конференции постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин, который сказал, что большинство европейских лидеров и министров иностранных дел «делают вид, что ее [новой концепции безопасности] не существует вовсе».

Между тем озабоченность европейских лидеров чрезмерной зависимостью от США и американской политикой, которая в последнее время принимает иногда отчетливо эгоистический характер, видимо, чувствуется и в самом НАТО, потому что несколько представителей ключевых для этого блока стран высказалось в поддержку инициативы Медведева. Первым из них стал министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле, который призвал к укреплению ЕС и «евроатлантического партнерства» и одновременно выступил за стратегическое партнерство с Россией «в сфере евробезопасности, решении глобальных проблем и других важнейших международных вопросов».

Еще одной идеей министра стало создание европейской армии, которую можно было бы «использовать в ограниченных объемах в очагах напряженности». Глава МИД Испании, председательствующей сейчас в ЕС, Мигель Моратинос также поддержал инициативу России и призвал к «более партнерским» отношениям с нашей страной, отметив необходимость «терпеливо развивать более конструктивные отношения между западными странами и укрепляющейся Россией, чтобы сделать ее сильным партнером в борьбе против общих глобальных угроз».

Будущее европейской безопасности явно зависит от очень многих факторов сразу, и никто не ожидает, что мюнхенская конференция тут превратится в какой-то радикальный поворотный момент. Сейчас, когда США уходят из Ирака и Афганистана и ведут довольно невнятную европейскую политику, будущее Европы представляется достаточно неопределенным, потому что очевидно, что старые схемы и структуры безопасности несколько теряют свое значение, а новые еще совершенно не выработаны. Возможно, именно поэтому Лаврова в Мюнхене слушали с большим вниманием, чем обычно. Впрочем, в любом случае от этих идей до их воплощения еще очень большое расстояние, и политическая реальность явно внесет в них свои коррективы.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67