Москва после Лужкова

В далеком 1987 году, когда только что назначенный главой московского горкома КПСС Борис Ельцин подбирал себе в команду новые кадры, первым заместителем председателя мосгорисполкома (в нынешних терминах - первым вице-премьером столичного правительства) стал пятидесятилетний депутат Моссовета Юрий Михайлович Лужков. Тогда мало кто мог предполагать, что именно это решение Ельцина предопределит будущее нашей столицы на долгие годы вперед. Тем не менее уже через три года Лужков cменяет Валерия Сайкина в кресле председателя мосгорисполкома, еще через год становится всенародно избранным вице-мэром Москвы и, наконец, в июне 1992 года специальным указом того же Ельцина, ставшего к тому времени первым президентом России, Лужков назначается столичным градоначальником, сохраняя за собой пост премьера московского правительства.

С тех пор прошло четырнадцать с половиной лет. За это время Россия пережила конфликт президента с Верховным Советом, расстрел Белого дома, принятие новой Конституции, две чеченских войны, серию кровавых терактов на улицах российских городов, ваучеры, приватизацию, "черный вторник", гиперинфляцию, деноминацию, залоговые аукционы, дефолт, монетизацию льгот, многочисленные бандитские "разборки", олигархический капитализм, путинскую стабилизацию и многое, многое другое. В стране сменилось два президента, пять созывов парламента и более десяти составов правительства. Прошло четыре чемпионата мира по футболу и восемь олимпиад. Но лишь одно оставалось неизменным: все эти годы полноправным хозяином российской столицы являлся Юрий Лужков, одновременно занимавший должности мэра, главы городской администрации и премьер-министра московского правительства.

К деятельности Лужкова на этих постах можно относиться по-разному. Одни восхищаются темпами столичного строительства, реконструкцией МКАД или прокладкой Третьего кольца. Других возмущает варварская "точечная застройка" и уничтожение исторического облика города. Одни ставят в заслугу Лужкову восстановление храма Христа Спасителя. Другие обвиняют нынешнего градоначальника в разрушении множества памятников старины внутри Садового кольца. Одни благодарны мэру за "лужковские" надбавки к зарплатам и пенсиям. Другие упирают на коррупционный характер московской власти и уверенные позиции Елены Батуриной в списке российских миллионеров. Однако и те, и другие, и третьи единодушны в том, что в Москве выстроена авторитарная система власти, где вся сфера принятия решений полностью замкнута на одного человека. И это действительно так.

Конфликт Моссовета с набирающей силу мэрией остался в далеком прошлом. По крайней мере с 1997 года Московская городская дума является верным помощником Лужкова во всех его начинаниях, послушно голосуя за все законопроекты, поступающие с Тверской, 13. Не имеющие ни собственного бюджета, ни сколько-нибудь серьезных полномочий, районные собрания депутатов и муниципалитеты играют сугубо декоративную роль, занимаясь регистрацией домашних животных и браков среди несовершеннолетних. А реальная власть на местах - районные управы - и де-факто и даже де-юре является отделом правительства Москвы.

Конечно, в такой системе есть как определенные плюсы, так и очевидные минусы. С одной стороны, не исключено, что лишь абсолютное единовластие в столице способно сохранить десятимиллионный город в виде единого организма, с централизованным планированием любых преобразований. С другой стороны, очевидно, что при такой модели управления полностью игнорируются интересы рядовых москвичей, лишенных возможности хоть как-то влиять на городскую политику. Что, в свою очередь, нередко приводит к стихийным народным протестам в различных районах Москвы. Многие помнят широко освещавшиеся в медийном поле конфликт в Южном Бутове и митинги против строительства на Ходынке самого большого в Европе кришнаитского храма. Однако в СМИ попадает только вершина айсберга. На самом деле практически в каждом районе есть свои собственные очаги напряженности. И день ото дня их количество только увеличивается.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в настоящий момент лишь Юрий Лужков своим авторитетом охраняет Москву от масштабных народных бунтов против коррумпированных столичных чиновников и обнаглевших строительных корпораций. Однако, как известно, на земле ничто не вечно. В том числе и празднующий в эти дни свой семидесятилетний юбилей московский градоначальник.

Очевидно, что не сегодня, так завтра наш бессменный мэр наконец покинет свой пост и уйдет на заслуженный покой. В столичной политике грядут небывалые перемены. И чтобы первая за четырнадцать лет смена власти в десятимиллионном городе не стала нежданным "стихийным бедствием" для населения, к ней надо подойти во всеоружии. В частности, уже сейчас предметом для самой широкой дискуссии в экспертном сообществе и СМИ должны стать следующие темы: какой станет Москва после Лужкова? какие опасности таит в себе его уход и какие новые возможности открываются перед москвичами? что из "лужковского наследия" мы хотели бы сохранить, а от чего нужно, пользуясь случаем, избавиться?

В связи с этим можно с уверенностью сказать, что, коль скоро один из главных минусов "лужковской модели" заключался в абсолютной оторванности власти от граждан, грех не попытаться воспользоваться сменой мэра для того, чтобы изменить ситуацию в этой области. Надо найти в себе мужество признать: в настоящий момент никакого местного самоуправления в столице нет. Введенные в 2003 году по требованию Верховного суда институты, формально носящие название "органов МСУ", в реальности не имеют ровным счетом никаких возможностей для того, чтобы хоть как-то "управлять" территориями, и выполняют роль ширмы для настоящей местной власти - подчиненных московскому правительству районных управ. Территориальные общины могут разве что проводить совершенно ни на что не влияющие митинги протеста. Практически вся районная пресса полностью контролируется управами, из номера в номер печатая бравурные репортажи о проведении казенных районных праздников и отчеты об очередных встречах префекта. Про немногочисленные местные телеканалы и говорить нечего! А строительные кампании тем временем возводят на месте парков и детских площадок все новые и новые объекты, абсолютно не считаясь с протестами жителей близлежащих домов...

Таким образом, первоочередной задачей сегодняшнего дня должно стать создание в Москве институтов полноценной "низовой демократии" и местного самоуправления. Необходимо дать рядовым жителям возможность активно влиять на развитие своих районов и выстроить систему "народного контроля" над городской властью, подчинив столичных чиновников населению. В том числе и для того, чтобы минимизировать сложности "переходного периода", связанного с беспрецедентным для нашего города явлением - сменой мэра.

За семь лет своего президентства Владимир Путин сумел поставить на место большинство региональных "баронов", заставляя их приводить свое законодательство в соответствие с Конституцией. Однако теперь пришло время обратить внимание на российскую столицу, которая на сегодняшний день остается одним из последних форпостов феодального абсолютизма первой половины 90-х годов. "Лужковская" модель управления, возможно, была вполне эффективна для 1992 года, однако к 2006 году она выглядит явным анахронизмом. И с каждым днем это ощущение усиливается. Поэтому необходимо как можно быстрее приводить Москву в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Иначе говоря, главное, что нужно сделать с нашим городом сегодня, - это вернуть Москву москвичам!

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67