Между детской и Ницше

Современная книжная ярмарка – это не только и не столько книги, сколько контекст, в котором эти книги живы. Потому программа нормальной ярмарки состоит из событий, необязательно связанных с книгой напрямую, но обязательно – с литературой. В программе Красноярской ярмарки книжной культуры (КРЯКК) в этом году оказались такие разные события, как московский спектакль «Рассказы Шукшина», музыкально-поэтический проект культового барабанщика Владимира Тарасова и Льва Рубинштейна, а также театрализованное исполнение стихов Яшки Каzановы. Это псевдоним уроженки Ижевска Юлии Зыкиной, чьи стихи публикуются сегодня лишь в ЖЖ, ее поэзию читала Елена Морозова, сумевшая вместе с композитором Валерием Васюковым создать на сцене КРЯКК-клуба настоящую модернистскую атмосферу. Театрализованные формы уже второй год подряд принимают и публичные дискуссии на тему новой литературной премии «НОС» (ее учредителем выступил Фонд Михаила Прохорова, организующий на свои средства и ярмарку в Красноярске). Форма ее присуждения, по-прежнему интереснее содержания которое в этом году свелось к хрестоматийному набору имен (Сорокин, Пелевин, Пепперштейн, Алексей Иванов) вкупе с историческими исследованиями. Впрочем, в прошлый раз жюри как раз ругали за невключение популярных авторов в шорт-лист. Но вряд ли жонглирование названиями способно породить и новую литературу, и новую социальность, последние либо произрастают из действительности сами, либо остаются недостижимой мечтой. Впрочем, судя по успеху современной прозы на КРЯККе, публика благодарна любому описанию современности.

Среди почти 200 участников ярмарки тон задавали москвичи, от «Трех квадратов» до «Росспэна», и это повторяет издательскую картину России. Но есть среди участников и сибирские участники, например, красноярское Общество изучения Сибири и улучшения ее быта имени члена Императорской Санкт-Петербургской академии наук В.В. Радлова. Детские же книги по-прежнему возглавляют листы продаж – в рядах детских издательств в Красноярске было не протолкнуться, здесь в очередной раз блеснуло издательство «Самокат». Среди хитов продаж неожиданно оказался и Ницше, причем в академическом издании «Культурной революции». Пусть это не новейший, десятый том, изданный к ярмарке, а хрестоматийный «Так говорил Заратустра», но сама тенденция показательна.

Издатели утверждают, что на прежних красноярских ярмарках лучше обстояли дела с продажей литературной критики, в этот раз она среди аутсайдеров. Но удивляться скорее приходится обратному – что критика вообще была в почете. Знакомство с книжными магазинами Красноярска не вызывает энтузиазма, как и повсюду в стране, они забиты в основном макулатурой, это своего рода версия телеканала ОРТ в книгораспространении: имитация работы полная, содержательный выход нулевой. Хорошие книги если и встречаются, то по заоблачным ценам. Страшно даже подумать, сколько будет стоить за Уралом многотомное исследование Андрея Крусанова «Русский авангард» («НЛО» как раз устроило его презентацию на КРЯККе) – а ведь это настольный по сути труд для всякого, кто занимается живописью и литературой начала века. Другая презентация «НЛО» была посвящена «Людям в черном» Джона Харви. Книга вышла в библиотеке журнала «Теория моды» и посвящена специфической роли черного цвета в одежде и культуре.

Издательства и вне Москвы работают на высоком уровне. Примером может быть новосибирское издательство «Свиньин и сыновья», выпустившее в этом году отличную книгу - «Страну возможностей необычайных» А. П. Клягина, и переиздавшее свой хит 2007 года, «Специалиста в Сибири» Рудольфа Волтерса. «Страна возможностей необычайных», рассказывающая о дореволюционной жизни и работе автора на железных дорогах Сибири и Дальнем Востоке, вышла после второй мировой войны во Франции. «Специалист в Сибири» тоже написан инженером-путейцем, но уже немецким, приглашенным на работу в СССР в начале 30-х. Она была напечатана в Германии после прихода Гитлера к власти, хотя и является примером объективно-критического, но не антисоветского взгляда. Книги читаются на одном дыхании, фактура так богата, что достойна чего-то большего, чем стать основой телесериала, да и язык хорош – в одном случае русский (не зря предисловие к Клягину написал в свое время сам Иван Алексеевич Бунин), в другом – перевод Д. Хмельницкого.

Хочется верить, что тираж Клягина тоже будет распродан. Хотя, как это ни удивительно, не стал бестселлером фундаментальный труд «Сталинские премии: две стороны одной медали», изданные «Свиньиным» три года назад. Огромный том, подготовленный В.Ф. Свиньиным и К.А. Асеевым, включает не только официальные материалы по всем премиям, но и антологию статей и мемуаров, воссоздающих контекст их присуждения. Особый интерес вызывают документы по так и не присужденным премиям 1952-1953 годов, оставшимся лишь в виде проекта совминовского постановления. Среди предполагаемых лауреатов там значились Майя Плисецкая и Михаил Пришвин, а также Сергей Дурылин (за книгу о Ермоловой) и Генрих Нейгауз, который государственной премии в каком-либо виде так и не получил. Премию первой степени по разделу художественной кинематографии присуждать не предполагалось.

Чтение этой книги дает массу информации по поводу советской культурной политики, поражающей одновременно размахом и абсурдом. То, что «Сталинские премии: две стороны одной медали» не только не стали бестселлером, но даже не распроданы (это при тираже-то в тысячу экземпляров), многое говорит о состоянии нынешнего книжного рынка в России, интеллектуальном векторе в развитии самого общества.

Кажется, никогда еще не была так далека от воплощения как сегодня некрасовская мечта о временах, в которых «мужик не Блюхера… – Белинского и Гоголя с базара понесет…». Не несет и в ближайшие годы не понесет (да и надо ли, чтобы несли все?). К тому же, скоро уже будет трудно понять, что именно читает в своих компьютерах народ. В Красноярске, правда, не складывается ощущение, что электронные книги здесь распространены – в переполненных автобусах явно не до чтения, а на ярмарке e-books были представлены слабо. Кажется, они продолжают оставаться феноменом метрополий, их потребители не доходят до книжных выставок, предпочитая сидеть у компьютеров и качать в сети.

Культурные программы Фонда Прохорова сегодня охватывают не только Россию, но и Европу (в конце ноября во французском Лионе фонд открывает масштабный фестиваль «Сибирь неизвестная»). Но, пожалуй, мало кто нуждается в культурной поддержке столь сильно, как русская провинция. Культурное поле Красноярска не выглядит малоурожайным – здесь хороший драмтеатр, которым руководит Олег Рыбкин, есть театр оперы и балета, нынешней зимой закончат ремонтировать огромный концертный зал (филармоническая афиша города впечатляет). Конечно, появление в городе книжной выставки российского масштаба пока что так и не привело к открытию книжного магазина с интеллектуальной литературой – и это выглядит странным при таком количестве студентов в Красноярске. Зато здесь множество музеев, в том числе такие интересные как Литературный и Краеведческий, а неподалеку, в Овсянке на берегу Енисея – дом-музей Виктора Астафьева, культ которого в крае не выглядит формальным. При этом, правда, ценовая политика в музеях выглядит порой странновато, так, в некоторые из них сотрудников других российских музеев в них не пускают по служебным удостоверениям (что является практикой практически во всей остальной России), нет и бесплатных билетов для инвалидов. Подобный жест не назовешь социально дружественным, равно как и плату за разовое посещение краевой библиотеки, которое обходится в 10 рублей. О таких мелочах легко забыть, когда внимание сконцентрировано на больших проектах, каковым и является КРЯКК. Но в итоге и мелочи оказываются важны. Смысл любой культурной интервенции в том, чтобы воздействовать на культурное пространство. Вряд ли одного фонда Прохорова хватит на всю страну. Предложения из других регионов проводить у них такую же ярмарку не встречают понимания в фонде, рассчитывающим быть примером для многих, но не обязательно донором для всех. В этом и состоит парадокс современной России: к хорошему стремятся многие, гораздо меньше тех, кто готов заниматься делом лично.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67