Мечта о ВТО

Тема ВТО - это бесконечно невкусный апельсин правления Путина. Вступление в эту организацию было первой в области экономики внятно сформулированной инициативой президента (появившейся c разу вслед за решением отменить рентные платежи с нефтяной отрасли и перейти на единый НДПИ). И вот уже близится к концу второй срок, а Россия так и не стала членом ВТО. Неужели вертикаль власти дает сбои? Или мы стали жертвами коварных происков беглых олигархов и мировой закулисы, окопавшейся в США и коварно скупившей власти Грузии и Молдовы?

ВТО едва ли не самая свободная тема в современной российской политике. По какому еще вопросу крупный олигарх, член "Семьи" может открыто спонсировать кампанию в прессе, направленную против официальной точки зрения президента? По какому еще вопросу ведется непрерывная семилетняя дискуссия между представителями разных политических сил, причем позиция каждой публикуется охотно и без купюр? Уже только поэтому нужно сказать - решение вступать было верным. И хорошо бы вступать еще подольше.

Впрочем, в вопросе о "подольше" помощников хватает. Не уверен, правда, что в этом вопросе "долго" значит "умеючи". В последнее время я все чаще думаю: может, вся эта возня с ВТО, на самом деле, просто аппаратная "разводка" Путина Грефом, Медведковым и Ко? В смысле, что вопрос важный, переговоры долгие, а переговорщиков на переправе не меняют. Так сказать, угроза вступления в ВТО - залог аппаратного здоровья либералов в правительстве. При этом, как всегда, результат подменен процессом: очевидно, что при переговорах о вступлении в ВТО их затягивание - верный способ ни о чем не договориться. Благодаря затягиванию появилась проблема Грузии; затем уже подписанное с Россией соглашение отозвала Молдова; в самое ближайшее время мы имеем все шансы столкнуться с непредсказуемой и неуступчивой Украиной, которая тянуть время явно не намерена.

Многие в России поспешили объявить "проблему Грузии" заговором антироссийских сил, мечтающих ослабить нашу страну, раздробить, поставить ее на колени и т.д. Конечно, ВТО - организация крайне противоречивая по своей природе. Геополитические мотивы не могут не влиять на принимаемые решения. Но много раз можно было убедиться: экономические соображения в рамках переговоров внутри ВТО всегда берут верх. При этом чем больше экономика, тем громче голос члена организации (и Россия вообще осталась последней крупной экономикой, находящейся вне ВТО). Однако в целом ряде вопросов формальные процедуры этой организации дают серьезные преференции маленьким странам. Им гораздо легче вступить в ВТО, и они могут создать массу проблем большим соседям. Поэтому крупные державы создают вокруг себя круг сателлитов, государств-лоббистов, которые помогают им решать собственные проблемы.

Россия не так давно на своей шкуре столкнулась с формированием альянса "Грузия -Украина - Молдова", который давит на Москву с целью решения своих, прежде всего энергетических, проблем. Более того, у этих трех государств оказались соседи, которые не хотят по разным причинам оказывать прямое сопротивление России, но могут делать это через подобных посредников. Можно выделить Польшу, которая сильно нервничает по поводу проекта Северо-Европейского газопровода, да и большинство государств ЕС, "энергетическая безопасность" которых находится под явной угрозой со стороны Кремля. Однако не стоит и сомневаться: ключ к решению вопросов между Россией и Украиной, Молдовой и Грузией лежит в плоскости двусторонних взаимоотношений; их дружба не выдержит испытания сепаратной договоренностью с одним из участников альянса, не говоря уже об интересах третьих стран. Тут все в руках Кремля.

Настоящая же проблема у нас не с Грузией и Ко, а с США. Но и здесь, вопреки утверждениям кремлевских чиновников, проблема носит не политический, а сугубо экономический характер. Во-первых, несмотря на то что после разгрома таких ярких представителей национальной буржуазии, как Ходорковский, доступ транснациональных корпораций в стратегические отрасли российской промышленности существенно облегчился, все равно западный бизнес заметно ограничен в России в своих действиях и сильно зависит от субъективной воли отдельных чиновников. Этот факт порождает мощное антироссийское лобби в конгрессе США, которое активно использует козырь ВТО для отстаивания своих интересов. Во-вторых, существуют гораздо более конъюнктурные факторы, как, например, куриное мясо. Фермеры, жители американской глубинки, - одна из наиболее надежных опор неоконсерваторов вообще и Буша в частности. Рисковать их симпатиями в преддверии непростых для Америки выборов 2008 года по меньшей мере неразумно.

Не следует думать, что Россия здесь в какой-то исключительной позиции - американцы готовы похоронить всю организацию, но не уступить в вопросах курятины; это главное противоречие, например, с ЕС и Бразилией. В этой ситуации и США, и Россия нашли удобные для себя объяснения собственной негибкости в переговорном процессе. Нам удобно верить, что США не дают добро на вступление нашей страны в ВТО по причине того, что боятся нашего усиления, расшатывания основ однополярного мира и т.п.; им удобно вспоминать о правах человека и состоянии демократии в России. При этом современная российская элита мечтает отнюдь не о "многополярности", а о скорейшем собственном встраивании в американскую империю (а вступление в ВТО, вне всякого сомнения, будет этому способствовать); при этом американцам гораздо удобнее иметь дело с авторитарными режимами ("своими сукиными сынами", а не демократиями, которые, еще чего доброго, какой-нибудь "Хамас" выберут), что они постоянно и демонстрируют по всему миру.

В этой связи очень показательна дискуссия, развернувшаяся в американской прессе по вопросу - принимать или не принимать Россию в ВТО. Одни категорически против и предлагают выдвинуть заведомо невыполнимые условия (как, например, не только дать преференции США на экспорт злополучной курятины, но и жестко зафиксировать конкретные квоты за конкретными российскими импортерами, что вообще не имеет прецедентов в мировой практике... Хотя нет, имеет: статус United Fruit Company в банановых республиках Латинской Америки сто лет назад чем-то напоминает предлагаемую нам схему). Другие, наоборот, утверждают, что принятие России в ВТО наиболее действенный механизм борьбы с антидемократическими "силовиками из КГБ" в нашем руководстве. Хотелось бы, конечно, верить, что какой-нибудь хитроумный г-н Лесин проплатил очередной миллион народных денег какой-нибудь "Кетчуп, Инк.", которая и развязала PR-кампанию в американской прессе, лоббируя российские национальные интересы. Однако смею в этом усомниться и предположить, что вся дискуссия сводится исключительно к борьбе за пост будущего президента США (а пока - к очередным выборам в конгресс в ноябре этого года). Отрадно, конечно, что Россия вновь начинает влиять на внутреннюю политику заклятого конкурента; грустно только, что мы здесь выступаем в роли заложника интересов американских элит. В этом смысле миссия Буша в октябре, когда они должны встретиться с Путиным для очередного обсуждения проблемы ВТО, выглядит практически невыполнимой.

Вряд ли эта встреча станет для России судьбоносной, вне зависимости от ее результата. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе? Совершенно не разделяю апокалипсических настроений не только своих соратников, но и многих членов "Единой России", включая некоторых отцов-основателей этой организации, которые ждут от ВТО чуть ли не немедленного разорения большинства российских предприятий. Вряд ли это произойдет. Уважаемое Министерство экономического развития и торговли уже давно провело через правительство и Думу все необходимые решения, приводящие российскую экономику в соответствие правилам ВТО (а кое-где и взяв на себя "повышенные обязательства"). Одиноким рифом на пути лайнера глобализации держится вопрос о либерализации энергетического рынка, но от попыток заставить нас что-то с ним делать европейцы уже отступились, пресловутые Грузия с Молдовой и Украиной этого больше всего и боятся, а американцев это никогда не интересовало. Так что все страхи, мягко говоря, запоздали.

Тем более что у российских чиновников сложилось довольно специфическое отношение к участию в любых международных соглашениях. Чиновники привыкли и любят долго торговаться, с помпой договариваться, игнорировать достигнутые договоренности, а на недоуменные вопросы другой стороны начинать вести разговоры об "особом пути" и "особом подходе". После чего разворачивается дискуссия: может, проще исключить нашу страну из очередной международной структуры? И в очередной раз звучат рассуждения "лучше уж мы хоть как-то на них, заблудших, влиять будем, чем оттолкнем и дадим возможность российским консерваторам взять реванш". Естественно, те самые консерваторы этим лишний раз укрепляются в собственной безнаказанности. А договор? А что договор, мы все равно его подписывали без какой-либо мысли: в чем его суть и зачем нам это нужно.

Соображения войти в какое-то соглашение в случае российских властей могут быть одними из двух: 1) PR (международный престиж, приверженность демократическим ценностям и либеральной экономической политике etc.) и 2) в политических целях (под давлением западных партнеров, с целью нейтрализации внешнеполитических соперников и т.п.). Зачем мы, например, вошли в Совет Европы? Неужели кто-то из представителей власти действительно хотел независимого аудита наших "демократических" процедур? Зачем мы участвуем в G7, когда Россия лишь пытается стать из объекта субъектом мировой экономической политики и вынуждена идти на колоссальные жертвы ради замены цифры 7 на 8? Не сомневаюсь, что несколько раз высказанная Путиным в 2001-2003 гг. идея вступить в НАТО вполне могла бы быть с нашей стороны реализована; и наше первое действие в составе этой организации был бы вооруженный конфликт с другими странами альянса в очередной Приштине на потеху всем окружающим.

Вся практика работы российских органов власти подсказывает: у любого процесса есть заказчик, который за него платит, ибо за зарплату сегодня не работает никто. Кто же платит за вступление в ВТО? Вроде бы нам говорят, что членство в ВТО облегчит жизнь нашему бизнесу. Давайте разберемся и посмотрим на наш экспорт. Нефтянка? Скорее потеряет, хотя в целом не важно. Цветная металлургия? Точно потеряет. Алмазы? Здесь всем все равно. Энергетика? Ну, разве что вследствие извращенной реформаторской логики Анатолия Борисовича. Обрабатывающая промышленность? Тут ВТО смерти подобно. ВПК? Атомщики? Сельское хозяйство? Совсем плохо. Нам говорят: да вот же, черная металлургия! Ничего подобного, здесь все зависит от структуры экспорта конкретных предприятий, часть выиграет, часть нет. Но вряд ли один Мордашов может двигать такой проект, тем более не факт, что остальные тайно не платят чиновникам МЭРТ за затягивание переговоров. Мы явно не Китай, которому членство в ВТО было нужно, чтобы завалить своим дешевым экспортом весь мир. Значит, все-таки мотивация носит внутренний по отношению к правящему классу характер. Членство в ВТО понятно, для чего нужно - облегчить интеграцию в западные бизнес-процессы, упростить диверсификацию бизнеса в направлениях, максимально далеких от России, легализовать свои капиталы на Западе.

И без ответа остается главный вопрос по отношению к ВТО: а нужно ли нам вообще вступать, да еще с такими жертвами, в структуру, находящуюся в предсмертном состоянии? Не секрет, что после провала Дохийского раунда переговоров о мировой торговле в июле этого года многие эксперты объявили о кончине ВТО. Австралия вообще вышла из переговорного процесса; после чего страны АСЕАН объявили о формировании альтернативного азиатского торгового рынка. Латиноамериканские страны, находящиеся под влиянием социалиста Чавеса, выступили локомотивом сопротивления и доказали на практике, что сопротивляться неолиберальной политике глобализации можно не только на словах, и не только методами партизанской войны. Генеральный директор ВТО Паскаль Лами считает, что будущее организации находится под угрозой.

А что же мы? Говорят, на днях Россия стала хозяйкой международного саммита Всемирной Туалетной Организации, полноправным членом которой она уже является. Кажется, мечта стала явью!

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67