Креативность в России: результаты глобального исследования

От редакции. В конце сентября канадский мозговой трест Martin Prosperity Institute, руководителем которого является известный урбанист и автор концепции «креативного класса» Ричард Флорида, опубликовал отчет, посвященный сопоставлению креативности и благосостояния. В отчете исследователи презентовали новую версию глобального индекса креативности, созданную на основе статистического анализа данных из 82 стран всего мира. В тройке креативных лидеров – Швеция, США и Финляндия. Россия, согласно результатам отчета, делит 30-е место по уровню креативности с Японией, уступая Чехии и опережая Коста-Рику.

О том, какую методику использовали исследователи и как интерпретировать полученные результаты, «Русский журнал» побеседовал с Шарлоттой Меландер – директором по исследованиям Института Благосостояния Скандинавии, соавтором Ричарда Флориды по многим публикациям, связанным с идеями креативного развития, которая также входит в авторский коллектив, разработавший глобальный индекс креативности.

* * *

Русский журнал: Что такое Глобальный индекс креативности, как он построен?

Шарлотта Меландер: Глобальный проект по оценке Индекса креативности занимается исследованиями и анализом данных о креативности и креативном классе в регионах и странах по всему миру. В этом году мы расширили и обновили Глобальный индекс креативности (впервые опубликованный в «Полете креативного класса» Ричарда Флориды), чтобы разработать новый критерий глобальной креативной конкурентоспособности.

Глобальный индекс креативности оценивает и ранжирует 82 государства по трем ключевым показателям — технологии, талантам и толерантности — трем «Т» экономического развития. Технологии: инвестиции в научные исследования и разработки, число исследователей и патентов на душу населения. Талант: уровень и характер образования и наличие креативного класса. Толерантность: оценка индекса толерантности основывается на данных социологических опросов Gallup на тему отношения общества к иммигрантам, расовым и этническим меньшинствам, а также к сексуальным меньшинствам.

РЖ: Расскажите подробнее о результатах исследования, касающихся России?

Ш.М.: Согласно нашему отчету, очевидно, что в России дела с талантами и технологиями обстоят намного лучше, чем с толерантностью. В расчет принимались следующие показатели. Талант: доля людей, имеющих высшее образование, и доля людей творческих профессий от общего числа трудоспособного населения. По числу людей, имеющих высшее образование, Россия вошла в первую десятку, а по числу представителей креативного класса — она в двадцатке лучших (среди 82 стран, представленных в исследовании). Для измерения индекса технологий мы взяли число патентов, объем инвестиций в научные исследования и разработки в процентном отношении от ВВП страны, а также число исследователей на душу населения. Россия вошла в первую двадцатку по объему инвестиций в научные исследования и разработки и в десятку лучших по числу исследований на душу населения. Однако по числу патентов Россия стала лишь 28 в рейтинге. Тем не менее, в сумме талант и технологии оказались двумя наиболее сильными составляющими.

С толерантностью в России дела обстоят намного хуже, и она оказалась на 74 месте, то есть в десятке стран с наиболее низкими показателями. В данном случае толерантность измерялась на основании опросов общественного мнения Gallup, которые проводились по всему миру. Респондентов просили ответить на вопрос, является ли их родная страна благоприятным местом для проживания этнических и расовых меньшинств. Лишь 13% россиян отметили, что Россия — благоприятное место для сексуальных меньшинств, и 41% ответили, что Россия — благоприятное место для проживания этнических и расовых меньшинств. Эти данные можно сравнить с усредненными результатами опроса по всем странам, где 60% опрошенных называют свою страну благоприятным местом для проживания этнических и расовых меньшинств. И 34% опрошенных, считают, что их страна благоприятна для проживания сексуальных меньшинств. В странах, вошедших в первую десятку, эти показатели составляют 91% и 83% соответственно, что свидетельствует о значительном отставании России (в показателе толерантности) от лидирующих стран.

РЖ: Получается, что общий рейтинг креативности для России относительно низок именно из-за нетолерантности. Почему этот критерий так важен?

Ш.М.: Толерантность считается ключевой составляющей по нескольким причинам. Во-первых, толерантные и открытые общества более привлекательны для творческих людей, которые вносят решающий вклад в экономику знаний сегодня. В особенности потому, что рынок труда стал глобальным для этой категории трудовых ресурсов, открытость и толерантность государства или города важны для того, чтобы стать местом работы и жизни для умных, талантливых и предприимчивых людей. Во-вторых, вероятность превращения идей в инновации и экономическую выгоду повышается, если общество в целом открыто для новых знаний и идей. Таким образом, открытость как составляющая толерантности, то есть открытость к тем людям, которых мы считаем «не такими как все», означает такую же открытость к новым идеям.

РЖ: Россия в отчете рассматривается как одна из стран БРИК. Но ведь БРИК – это политическое объединение, а не социальное. Насколько результаты рейтинга, относящиеся к России, близки к индексам креативности Бразилии, Индии и Китая?

Ш.М.: Наше исследование показывает, что Россия в среднем по своим показателям опережает другие страны БРИК. Как Вы говорите, БРИК — это политическое объединение, а не социальное, и, разумеется, между этими странами существует довольно много различий. Однако у них есть и то, что их объединяет: это большие экономические державы, которые последние несколько десятилетий переживают значительный экономический рост, и соответственно, все четыре государства представляют собой очень интересные примеры для более детального изучения. Страны БРИК по индексу креативности GCI по-прежнему далеки от вершины списка: Россия занимает 30-е место, Бразилия - 46-е, Индия — 50-е и Китай — только 58-е. Основываясь на этом широком и полном анализе, кажется очень маловероятным, чтобы какая-либо из стран БРИК, в особенности Китай, смогла обогнать США или любое другое развитое государство в обозримом будущем.

РЖ: Какие страны близки по индексу креативности к России? Близка ли она европейским странам?

Ш.М.: По технологиям странами, которые немного опередили Россию, стали Нидерланды, Великобритания, Новая Зеландия и Ирландия. Немного отстали от России Гонконг и Словения. По талантам Россию опередили Греция, Словения, Нидерланды и Бельгия. Сразу за Россией идут Латвия и Эстония. Стоит отметить, что Россия оказалась на 20 месте по критерию «Креативный класс», в то время как США стали лишь 27. По критерию толерантности Россия находится между Азербайджаном и Монголией (которые чуть отстают) и Литвой, Египтом и Украиной (которые чуть опережают).

РЖ: Как индекс креативности (или один из трех его компонентов) можно связать с таким фактором, как стабильность национальной экономики во время продолжающегося экономического кризиса? К примеру, США, которые занимают второе место по технологиям, да и высокую позицию в целом, сейчас переживают особенно тяжелые времена.

Ш.М.: Это очень сложный вопрос. Я думаю, никто не сможет ответить на него еще несколько лет, пока мы не поймем, что на самом деле произошло во время этого кризиса. Да, США сейчас в тяжелом положении. Однако история показывает, что зачастую именно после серьезных кризисов государства склонны к тому, чтобы изменить свою политику развития и активнее внедрять инновации. Более того, вышедший совсем недавно мировой рейтинг университетов показывает, что 28% университетов, входящих в первую десятку, находятся на территории США. Так что я не думаю, что США сильно пострадают от кризиса в долгосрочной перспективе.

Беседовала Валентина Быкова

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67