Киногид извращенца 2010

Объяснение того, почему слово "извращенец" упоминается в названии статьи, можно посмотреть в этом тексте. А пока скажем, что уходит год. Фактически десятилетие. И пора бы уже подводить итоги. В кино, разумеется. Что касается декады, как говорит Станислав Ф. Ростоцкий, с ней ничего не ясно. Вроде бы думаешь, вот они основополагающие фильмы десятилетия, а спустя какое-то время осознаешь, что вовсе и не они задавали тон нулевым в кинематографе. Потому судить о десятилетии я пока не стану, взяв какое-то время на обдумывание. Зато об итогах уходящего года написать готов. И даже с удовольствием.

Правда, когда я стал думать, какие именно ленты включить в список главных фильмов уходящего года, то довольно серьезно озадачился. Ведь хотя и было много ожидаемых и даже весьма достойных картин, на поверку оказалось, что в топ-10 они попасть не достойны. И даже, более того, они стали для меня большим разочарованием.

Вот если бы меня попросили назвать главные фильмы 1999 года, то я бы, не задумываясь, сказал, что это – «Красота по-американски», «Бойцовский клуб», «Быть Джоном Малковичем», «Магнолия», «Рашмор». Все это – не задумываясь. И сколько бы я набрал, если бы повспоминал хоть чуть-чуть. Теперь же мне пришлось лезть в Интернет, чтобы освежить свои впечатления от фильмов, вышедших в 2010 году. И, наверное, раз уж впечатления освежились, разумно будет для начала сказать, какие фильмы в список не попадут и какие вообще стали для меня разочарованием.

Новый «Кошмар на улице Вязов», конечно, стал разочарованием. Ничего нового, кроме Фредди, который явно уступает Роберту Инглунду, в нем нет. Зато фактически покадровый американский ремейк шведского фильма про малолетнюю вампиршу «Впусти меня» снят хорошо и может считаться достойным, несмотря на то, что в топ-10 не попадает. Отмечу также картину «Агора». Ее можно терпеть и даже когда-нибудь пересмотреть. Не более того.

Зато крупнейшими разочарованиями года стали «Милые кости», «Остров проклятых», «Алиса в стране чудес», «Социальная сеть» и (внимание) «Начало». Возможно, за то, что я сейчас написал про последний фильм Нолана, меня будут преследовать. Тем не менее я до последнего буду стоять на том, что это – худшее из всего того, что было снято этим чудесным режиссером. Будем надеяться, что он вернется к своему давнему увлечению – летучим мышам – и вновь будет нас радовать хорошими фильмами, а не сложными и унылыми фантазиями, которые он пытается навязать зрителям. К разочарованиям, хотя и не сильным, следует отнести и фильм Эдгара Райта «Скотт Пилигрим против всех». Если бы не первые две ленты его трилогии, эта, вероятно, и выглядела бы сносной, но опять-таки на фоне «Шона живых мертвецов» и «Типа крутые легавые», она выглядит серой, бледной. Даже слишком «хипстерской». А хипстеры, как мы знаем, уже не в моде.

Дэвид Финчер с его совершенно обычной и непримечательной «Социальной сетью» продолжает терять баллы, полученные им за «Бойцовский клуб» еще в 1999 году, и, кажется, кредит доверия к этому режиссеру скоро будет исчерпан окончательно. Что ни говорите, а его предпоследний фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона» – исключительно для девочек. Так что «Сетью» он лишь продолжает упрочивать свое славу плохого режиссера, которому почему-то когда-то сильно повезло. Любопытно, кроме девочек, кто-нибудь помнит, что есть такой фильм «История Бенджамина Баттона»?..

Для девочек же и новая сказка Питера Джексона «Милые кости». Откровенно говоря, для меня так и останется загадкой, почему такой талантливый режиссер, как Питер Джексон, делает вот такие «почти хорошие фильмы», у которых вроде как все есть, а хорошими они не получаются. И хотя Сьюзен Сарандон, как обычно, «жжот», фильм она не выручает. Жаль, жаль. На Джексона-то надежды были большие…

Кто там на очереди? Ах, да. Скорсезе. Плохо. Очень плохо! Называть «Остров проклятых» фильмом года (видел кое-где) – дурной тон. Даже хуже – безвкусица. На всех фильмах, как правило, в кино я засыпаю единожды, и качество фильма измеряется тем, как долго я сплю. Чем дольше сон, тем фильм хуже. Так вот. На «Острове» я не просто спал очень долго (и кино ведь не короткое!), но и заснул дважды! Нонсенс!!

Наконец, «Алиса в стране чудес» Тима Бертона. Если кто не видел, ничего не потерял. Пока я не слышал мнения, что это хорошая картина. Все мои знакомые лишь спорят о том, грандиозный это провал или всего-навсего рядовой. Я лично думаю, что рядовой, хотя в контексте этого текста это не так уж и важно.

Наконец, можем перейти к лучшим фильмам 2010 года. На десятом месте «Черный лебедь» Даррена Аронофски. Хорошее кино про то, как балерина сходит с ума. В принципе – для девочек, но мужикам смотреть не возбраняется (сразу скажу: если будете проигрывать на домашнем плеере, используйте перемотку. Обычно помогает). Номер девять «Химера» Винченцо Натали. Интересный, качественный, нетривиальный. Кино то ли про евгенику, то ли про генетику. В общем стандартный сюжет на тему биоэтики. Хотя и морализаторский, но на безрыбье и его на девятое место поставить можно.

Если бы «Вход в пустоту» был фильмом (а Стас Ф. Ростоцкий справедливо считает, что это не совсем фильм), ему, конечно, можно было бы дать и первое место. Но так как галлюциногенно-наркотический бред Гаспара Ноэ не совсем вписывается в наши традиционные представления о кинематографа, потому ему достается почетное восьмое место.

Дешевый и восхитительный фильм «Монстры» (режиссер Гэрет Эдвардс) не может оставить равнодушными эстетов. Каждый кадр выверен с доскональной точностью. Четко, ровно смотрится это кино. Что там за сюжет и про что вообще кино, не имеет значения. Но имеет значение лишь то, как красиво режиссер раскладывает фотокарточки, которые впоследствии он превратил в полтора часа торжества киноэстетики.

Чего нельзя сказать про следующий фильм французского варвара Александра Ажа «Пираньи 3D» (шестое место). Полтора часа кровавого, бескомпромиссного, безжалостного рубилова не оставят равнодушным даже самое пылкое воображение. Это, что называется «жестить по-жестокому», по-другому и не скажешь. Если вы собрались смотреть это кино, значит оно вам точно понравится. Иначе испортите настроение. В этом случае ваш вариант – что-нибудь девическое. «Милые кости» или «Секс в большом городе 2», например.

Майкл Уинтерботтом еще ни разу не разочаровывал. Вероятно, у него и есть что-то относительно неуспешное, но то, что видел я, хорошо все. Потому и «Убийца внутри меня» (пятое место) про Кейси Аффлека, не пожалевшего живота Джессики Альбы (в прямом смысле), вышел качественным. Медленным, размеренным, но интересным. Стоит смотреть уже за то, как главный герой интеллигентно бьет героиню в живот, а потом куда попало, профессионально добивая ногами. И второй фильм Антона Корбайна тоже хороший (четвертое место). «Американец» безыдейный и бессодержательный, но технически настолько безукоризненный, что получает очень высокий балл. Наслаждайтесь.

Третьим номером идет «Хлоя». Атом Эгоян не снимает плохо. И хотя этот фильм не вызвал шумихи, надеюсь, в будущем его оценят по достоинству. Традиционный морализаторский перепев на тему «Не искушай» в виде эротического триллера. Очень по-канадски и очень по-армянски. Хорошее кино для ценителей. Авторемейк на «Девятые врата» Романа Поланского под названием «Призрак» более чем успешен. Восхитительно все. Но особенно – Юэн Макгрегор. Сыграть так серого и неприглядного «призрака» может только очень хороший актер. Смотреть можно уже только на одного него. Но если иметь в виду, что прекрасно и все остальное, ясно, почему фильм получает заслуженное второе место.

Итак, номер один – апокалиптическое роуд-муви про голодного и грязного Виго Мортенсена и его сынишку, не видевшего жизни. «Дорога» – эдакий несмешной «Кысь», посвященный, правда, не духовному (книгам), но материальному (пище). По роману Кормака Маккарти, которого, к слову, не так давно экранизировали еще братья Коэны («Старикам тут не место»). Режиссер фильма Джон Хилкоут не делает плохих фильмов. Включая эту, я знаю всего три его работы. И все они выше всяких повал. «Дорога» – прекрасное атмосферное кино, которое обязательно захочется пересмотреть. Главное, что оно дает, так это понимание, что у тебя все хорошо. И во многом хорошо у тебя все потому, что ты смотришь фильм «Дорога». Сильно.

Вместе с тем, один мой знакомый так отозвался о моем рейтинге: если "Дорога" – это лучший фильм года, то "фиговый был у нас год". Так оно и есть. Будем надеяться, что в новой декаде будет получше.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67