Калифорнийский дневник протеста

Освобождение от диктата идентичности

4 декабря

Надо ввести в наш политический обиход новый термин: что-то вроде плюрократии или одновременного много- и гетеро- властия. Приучить себя к плюральности: идей, позиций, альтернативных путей развития и т.д.

5 декабря

После двухминутного суда за сопротивление правоохранительным органам во время митинга 4 декабря арестован преподаватель Высшей школы экономики, многим известный как человек большого такта и благородства, светлой головы ученый. Срок ареста – 15 суток. Еще в июне этого года мы с его участием проводили в МГУ имени М.В. Ломоносова круглый стол "Сообщество разума: этика аргументативной дискуссии".

6 декабря

Белая (бескровная) революция? М. Ханеке, правда, привил этим символом отвращение к догматическому пуризму, но в нашей стране, хочется надеяться, это о другом: о чистоте помыслов, ясности ума и некровопролитии.

8 декабря

В ситуации, когда кто-то боится жестоких подавлений, кто-то просит разумных (а не лихорадочно надерганных из сетей) объяснений происходящему и юридических подтверждений, кто-то не верит в то, что массовые выступления что-то изменят и т.д., важно вспомнить, что есть такое понятие, как процедурная демократия, которой, как мне кажется, люди сейчас и пытаются добиться. Т.е. демократия, в которой общесоциальные нормы и "признанные результаты" утверждаются в ходе переговоров заинтересованных сторон и подвергаются переопределению до тех пор, пока это не устроит всех или, по крайней мере, не будет для всех рационально обоснованно. Само ее требование не является оскорбительным, угрожающим свержением или анархической разрухой актом. Оно является призывом сменить ситуацию авторитарности на ситуацию коммуникативности. И вот это нужное сейчас требование коммуникативности должно, на мой взгляд, ограничивать людей во всем: в том, какими выражениями они опротестовывают власть, как они взаимодействуют с правоохранительными органами, во что они одеты, в каком (пьяном, агрессивном, коллективно-психотическом, индивидуально-осознанном и т.д.) состоянии они выходят на трибуны. Иначе в общем и эклектичном гуле Правительство рискует даже не услышать, что люди (или, по крайней мере, наиболее осмысленная их часть) требуют коммуникативной этики.

9 декабря

Народ накануне разошелся: кто-то слушает Бетховена, кто-то чувствует себя помолодевшим, кто-то испытывает политическое как эротическое. И все-таки важно все время удерживать себя на грани: убеждать работой критической мысли и аргументативным словом. Читаю замыслы разных группировок, собирающихся на субботнее мероприятие и чувствую степень глубокой политической и юридической неразвитости нашего самосознания. Собираются кто жечь, кто взрывать, кто эмоционально разряжаться, кто долбить музыку, кто маскироваться. Вспоминается мудрый Аверинцев, который когда-то в статье «Преодоление тоталитаризма как проблема: попытка ориентации» раскритиковал все эти формы наивно-демонстративной псевдоборьбы с тоталитарным обществом: абстрагирование, демонизация противника, демонстративность, примитивизация и т.д. Надо всегда иметь ясные и конструктивные альтернативы тому, против чего выступаешь, и логику правового обоснования своего протеста, чтобы не быть чистым выплеском коллективной стихии, необузданной политически и культурно необразованной деструктивной силой.

10 декабря

Интересно, как после митинга постепенно меняется риторика самосознания: люди начинают говорить о том, что они "вспомнили личное достоинство", что они "сильны своим миролюбием", что "надо начинать думать".

11 декабря

Волна митингующих дошла до западного побережья Америки, Калифорнии.

12 декабря

Мысленно спорю с А. Морозовым из «Дневника протеста» «Русского Журнала»: «общество выросло, переросло себя (и потому режим навязанных отношений ему уже тесен)». Нет, не выросло, на мой взгляд, и даже не доросло. А только начало осознавать, насколько оно еще неразвито и политически недееспособно. Насколько ему еще нечего сказать, когда оно осознает, что больше молчать не может. Насколько у нас еще не сложилась политически, философски, этически образованная элита (в значении носителя нравственности и ориентира). Да и откуда ей взяться с таким финансированием гуманитарного образования?! И насколько люди – при полной открытости географических границ – еще в очень большой степени лишены тех мыслительных, образовательных, интеллектуальных ресурсов, которые являются основой гражданского самосознания в демократически развитых странах. В американской политологической традиции существует (как минимум) три концепции демократии с их разными целями и инструментами воплощения: субстанциальная демократия, переговорная (или дискурсивная) демократия и коммуникативная демократия. Мы же только сейчас начинаем к самой этой – зачаточной – идее подступаться, прислушиваться: нужно ли и зачем нам это понятие? что нам с ним делать? начинать ли быть мыслящим и действенным субъектом общегражданского пространства? или привычно пассивно воспроизводить безлично сложившиеся/сложенные другими авторитарные структуры? И лишнее подтверждение этому "отставанию в развитии" – то эйфорическое настроение, в котором мы переживаем сейчас внезапное отсутствие (казалось бы, естественных, закономерных, веками прививаемых нам) санкций за произведенный на Болотной «выдох». Поэтому в атмосфере, когда в людях накопилось столько остервенелости, скепсиса, растерянности, закомплексованности и страха, оправданно было бы осознать себя на этой границе незнания, неопределенности, признания гражданского и политического непрофессионализма, элементарной политической некомпетентности и неумелости.

13 декабря

Высшая школа экономики вывесила на сайте свой комментарий к арестам преподавателей во время декабрьских событий, повторив уже многократно выраженный постулат о том, что «Университет – это не место для политики». Меня всегда эта фраза ставит в тупик: процент государственного финансирования, отведенный на образование, – это политика, учебники, которые наши студенты будут читать, – это политика, нормативный статус авторитета (начальства, преподавателя) внутри университета – это политика, степень юридической защищенности сотрудников внутри университета – это политика. А университет – это не место для политики. Университет сегодня (как, впрочем, и в эпоху модерности в целом) очень сильно пропитывается политикой в том, какие структуры авторитарности, какие зоны умолчаний или узаконенных правонарушений и т.д. он воспроизводит. Недостаточно, или, скорее, поздно было бы отвечать на это, что "университет - это не место для политики". В плане риторики, было бы правильнее сказать "Университет стремится к политической беспристрастности" (что Ю. Хабермас призывал не делать, потому что властные идеологии эффективнее нейтральности) или "Университет мыслит себя на демократических позициях и толерантно относится к носителям других точек зрения" (что и демонстрирует Высшая школа экономики), или что "Университет – это место, чтобы изучать политическое". И именно потому, что столько элементов в инфраструктуре любого университета складываются так, а не иначе именно в силу той, а не иной политической структуры общества в целом, важно понять, насколько ничто не вне политики. И то, что руководство Университета призывает соблюдать закон и готово постоять за права своих сотрудников в случае их нарушения – это тоже выражение признания определенной системы политических ценностей.

14 декабря

(фото арестованных после митинга на Чистых Прудах)

По фотографии не понятно, мы или они за решеткой. Скорее, можно сказать, что обе стороны в политическом заключении и что свобода - совести, самовыражения, самосознания, а не только физическая - нужна сейчас и тем, и другим.

15 декабря

Читаю статью А. Глухова из «Русского Журнала» «Окно легальности закрывается в пятницу» о том, что нужно «выдвинуть множество кандидатов, десятки, показав, что мы против того политического фатума, который нам хотят навязать». Однако же почему плюрализация касается только кандидатур в верховную власть? Есть определенное количество вещей, которые имело бы смысл сделать множественными для нашего гражданского общества в сложившихся обстоятельствах, например: центры проектирования альтернативных сценариев политического развития страны; программы обучения логике и этике политического действия для групп гражданского активизма; правозащитные службы на предприятиях и в образовательных учреждениях; центры по фиксации и анализу общественных нарушений демократических процедур; проекты по интеграции и распространению этико-философских и социо-политических теорий демократически развитых стран; центры по дискурсному анализу действующих политических идеологий и т.д.

Кажется, Ж.-Л. Нанси уже много лет мечтает о демократии как бесконечном размножении и высвобождении внешних форм через искусство, политику, образование, телесный опыт и т.д. – по оппозиции к монологичному тотальному «внутреннему» или «Единому».

16 декабря

Открытое письмо сотрудников Издательского дома «Коммерсантъ» в связи с увольнением главного редактора из-за опубликования фотографии с нецензурной надписью «Нас принуждают к трусости». Хорошо, что люди стали писать открытые письма. В этом, как и во всякой умной и искренней открытости, какие-то человеческие слова и смыслы: "честь", "достоинство", "солидарность".

15 декабря

В американской политической философии есть такое понятие «disengagement of identity» (освобождение от диктата идентичности) или «disengagement of differences from identity» (высвобождение различий из оков идентичности). Когда сегодня митингующих называют оппозицией, эту идентификацию многие, если не все, принимают за естественную и оправданную. К «оппозиции» соответственно относятся и соответственно выражают себя в ответ. Но почему, собственно, это – оп-позиция, а не «позиция» или не «альтернативная позиция»? Люди, приходящие на митинги – такой же конститутивный элемент российского общества, как и любые другие группы или сообщества внутри нашего государства. Россия – наша страна, наша культура и история, в смысл и развитие которой мы вкладываем наши я. Было бы закономерно, если бы «оппозиция» вышла на митинг 24 декабря не только в белых ленточках, но и во всех цветах российского флага, на который она «тоже» имеет право. Мне кажется, когда людям говорят «оппозиция», тем более «подкупленная Западом» – им в этом образе также тесно и душно, как, возможно, и их оппонентам в навязанной им идентификации. Мы – логические, политические, идеологические заключенные взаимного идентифицирования.

17 декабря

Владимир Путин по «Прямой линии» о том, что митинги рождаются в фейсбуке: «Если власти или кому-то еще не нравится, что происходит в Интернете, есть только один способ противостоять – на той же площадке предлагать другие варианты и подходы решения проблем, которые в Интернете обсуждаются, и делать это более креативно, интересно, собирать большее количество сторонников». Мудрая мысль – научиться видеть язык, как и интернет, пространством бесконечных инициатив и возможностей (высказывания, существования, освобождения идентичностей), высвобождать его как собственную лингвистическую сущность, в которой именно поэтому не будет узко, а конфликт, не стиснутый рамками политического поля притязаний на значимость, не будет иметь абсолютного смысла.

18 декабря

О готовности иронизировать над символами митингующих (в сети и со стороны Правительства). Вспоминается Бродский, который в интервью из телефильма "Прогулки с Бродским" (режиссеры Е. Якович, А. Шишов) говорил: «Основная трагедия русской политической и общественной жизни заключается в колоссальном неуважении человека к человеку, если угодно – презрении. Это обосновано теми десятилетиями, если не столетиями всеобщего унижения, когда на другого человека смотришь, как на вполне заменимую и случайную вещь. Одним из выражением этого неуважения друг к другу являются шуточки, ирония, касающаяся устройства общества. Самое чудовищное последствие тоталитарной системы, которая у нас царила, является именно полный цинизм или, если угодно, нигилизм общественного сознания... На протяжении этого (ХХ – Т.В.) столетия русскому человеку выпало такое, что ни одному народу ни выпадало... Нас раздели, разули, и выставили на коллоссальный экзистенциальный холод. Результатом этого не должна быть ирония – результатом этого должно быть взаимное сострадание».


© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67