"Искусство, с которым я живу"

"Искусство, с которым я живу", из собрания Михаила Барышникова, Государственный музей изобразительных искусств имени А.Пушкина, Отдел личных коллекций.

Частное собрание Михаила Барышникова невозможно назвать выгодным помещением своих средств, как это часто бывает. Нет, это коллекция, которую Барышников собирал не одно десятилетие лично для себя. И каждый экспонат несет отпечаток неповторимой личности артиста. Если бы надо было сказать о выставке только одно слово, я бы выбрал - "Легкость". Большая часть экспонатов, так или иначе, посвящены танцу, а работы, за очень редкими исключениями, графические, «воздушные», выполненные карандашом или акварелью.
Начнем с прекрасной подборки работ Сергея Судейкина. Востроносый портрет молодого человека, "Женщина в серой шляпке" с удивительно наглыми и бесстыжими глазами. Остроумные жанровые сценки: "Мужчина в салоне красоты", которому одна девушка делает маникюр, другая - педикюр, брадобрей прихорашивает голову, а негритенок чистит ботинки; две картинки про барина и крестьянку, на первой - поцелуи и объятия, на другой - музицирование с гитарой и чубуком. Костюмы к "Петрушке" в Метрополитен-опере в 1925 году со страшными масленичными мордами - высунутыми языками, торчащими бородами и огромными тюрбанами. Костюмы для артистов балиевской "Летучей мыши" (только уже на Бродвее в 1922 году) - Черкасского и Бирс, а постановка в мирискусническом духе - "Саксонский фарфор".

На фоне бесчисленных археологических эскизов Бенуа выделяются два эскиза для костюмов к "Мученичеству св. Себастьяна" работы Бакста и прелестная гостиная Добужинского с клеткой вместо люстры и огромным веером вместо гобелена.

Тему Русского балета вообще и антрепризы Дягилева в частности продолжают синий рисунок Валентины Гюго, запечатлевший Нижинского в партии Призрака Розы, и блестящие и лаконичные зарисовки Ларионова и Кокто, сделанные во время репетиций. Танцовщица у Ларионова в своей балетной пачке куда более эротично смотрится, чем иные обнаженные натуры. А Кокто лишь несколькими выразительными штрихами может передать сложность отношений Дягилева и Нижинского, творческое содружество Дягилева и Аполлинера, или собственные чувства к Жану Маре (см. "Единорог" и "Фавн").

Из работ зарубежных художников обязательно надо отметить "Женский портрет" Рауля Дюфи, на котором тонко и изящно нарисованные, словно волны, губы, ноздри и кудрявые волосы, преображается в портрет женщины благодаря решительной и твердой её руке. Превосходен этюд "Юноша у окна" театрального художника Кристиана Берара, на котором молодой человек в простецком пиджаке и картузе нарисован на фоне фабричных труб. Чудесные, будто вырезанные, изображения женщин, девочек и танцовщиц, созданные тонким пером Леонор Фини. Великолепный задник, выполненный Андре Борепером для балета "Пиковая дама", поставленного в 1978 году на Елисейских полях Роланом Пети с Барышниковым в главной партии, - на нем карты разлетаются из колоды, словно осенние листья с деревьев.

Приложили руку и хореографы, с которыми сотрудничал Барышников. В коллекции есть рисунок Тришы Браун, запечатлевшей ножки балерины с мастерством, не уступающим Кокто; и "Птицы и жуки" Мерса Каннингема с дарственной надписью Мише.

Но большая часть экспозиции все же создана товарищами Барышникова по рассеянию. Семейный "дуэт" у самовара кисти Филиппа Малявина, самураи и тибетцы Александра Яковлева с каменными лицами, прохожие Натальи Гончаровой - румяная утконосая женщина, два старика, еще кто-то мелькает на заднем плане, освещенный фонарными шарами со светящимися нимбами. Три совершенно разных этюда Павла Челищева: татуированный клоун 20-х годов, с рождающимся из его бедра маленьким акробатом и мячом; смутная голова в очках (?) 40-х годов и голова уже 50-х годов, написанная тонкими спиралями на голубом фоне.

И, конечно, работы знаменитых современников и друзей Барышникова: портреты Целкова (особенно хорош с бабочкой, влетевшей в беззубый рот), сюрреалистический танец Шемякина и абстрактный танец Зверева, и даже "Матросы и девушки на берегу" Иосифа Бродского (есть балет Бернстайна на этот сюжет).

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67