Галлы спасли ярмарку

Ярмарка non/fiction настолько уже въелась в сознание публики и издателей, что стала ключевой частью книжного календаря. Если раньше все жили от сентября до сентября, то сейчас начало декабря готово перенять роль главного времени года. Ярмарка на ВВЦ может поспорить с Крымским валом разве что размерами. Зато по степени излюбленности другому месту встречи пока не быть: ближе к зиме non/fiction начинает занимать место в разговорах и в переписке в социальных сетях.

При этом в день открытия все крутят головой и с удовольствием ноют: дескать, все то же и те же, ничего особенного, приелось… появилось, правда, новое – Винил-клуб, развалы виниловых пластинок, «подсмотренные» у совсем уж камерных ярмарок интеллектуальной литературы, проходивших на Фабрике и в галерее на Солянке. Но в условиях становящейся все более буржуазной non/fiction даже эта филофоническая радость выглядит не очень демократично.

Чем добивают все ярмарки, так это беспрерывными вопросами о том, что нового купил? Да все это есть или в ближайшие дни появится и в магазинах, в ЦДХ разве что дешевле! И все же ходить сюда стоит не столько из-за цен и дружеских встреч. В этом году на non/fiction в качестве гостя выступала Франция, это оказалось главным событием.

Парле-ву, парле-ну

Хотя у нас в самом разгаре год Франции в России, сентябрьскую ярмарку на ВВЦ французы проигнорировали. Основные силы приберегли на декабрь, ведь именно на Крымском валу собираются главные потребители галльского интеллектуального продукта, программы «Пушкин».

Французы мало того что сделали стенд хорошего европейского уровня, так еще и привезли в этом году невиданную по своему составу делегацию. Причем взяли они как качеством, так и количеством. Среди гостей – такие звезды мировой мысли как философ Юлия Кристева и социолог Жан Морен (в свои 90 лет он выглядит очень бодро), а также антрополог Филипп Дескол и главный редактор журнала Esprit Марк-Оливье Падис. Программа встреч и презентаций впечатляет, хотя ЦДХ все-таки так и не стало местом, где хочется вести либо слушать интеллектуальные дебаты. То ли зоны разговоров недостаточно внятно отделены от торговых рядов, то ли сама атмосфера ЦДХ такова, что жанр торгово-культурного комплекса удается ей неважно. Уже не первый год при начале умных разговоров в микрофон хочется либо вывести торгующих из зала, либо отправить рассуждающих куда-нибудь в закрытые пространства.

Впрочем, непришедшим на встречи в утешение достанутся книги. Французов наиздавали к декабрю невиданно. Одно лишь «Новое литературное обозрение» выпустило с полдюжины названий, в том числе «Конец человеческой исключительности» Жана-Мари Шеффера, «Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма» Кристиана Лаваля, «Новый дух капитализма» Люка Болтански и «Дополнение к субъекту. Исследование феномена действия от собственного лица» Венсана Декомба (все их презентации прошли с участием авторов). А книгу Эдгара Морена, вышедшую по французски в 2010 году, опубликовала питерская «Алетейя». За время перевода название «К пропасти?» могло бы и лишиться вопросительного знака: ничто не доказывает позитивного развития событий (автор, впрочем, настаивает, что именно угрожающий хаос является залогом спасения).

Кажется, что второго такого интеллектуального удара non/fiction дождется нескоро: программ поддержки переводов, равных «Пушкину» французского МИДа, в России не существует, все остальные страны делают это не так массово и не так регулярно. Отсюда и куда меньший интерес заграничных партнеров к интеллектуальному вторжению на московскую ярмарку.

Впрочем, всегда найдется, чем еще полнить сумки.

История. Книгой английского исследователя Филиппа Буббайера «Совесть, диссидентство и реформы в Советской России» «Росспэн» продолжил серию «История сталинизма». Буббайер отслеживает нравственную составляющую в крушении СССР с идеалистических позиций: «изменение политической системы и идеологии необязательно приводит к серьезным изменениям природы и мотивации человека». В «Росспэне» вышел и труд Александра Ильюхова «Как платили большевики. Политика советской власти в сфере оплаты труда в 1917 – 1941 гг.». Много таблиц, много архивных источников – и обидный для коммунистов вывод: оригинальные идеи в области принципов зарплаты не сработали, пришлось возвращаться к мировому опыту.

Еще более глубокими пластами российского прошлого (оно же вечное настоящее) предлагает заняться Валерий Сажин, чья «Сила судьбы. Документальная хроника 1861 года» (Спб.: Алетейя) содержит много архивных материалов, посвященных Александру II. И настоящей радостью архивиста стал двухтомник воспоминаний либерального мыслителя Бориса Чичерина (1828—1904), выпущенный издательством имени Сабашниковых. Сюда вошли многочисленные разделы, не опубликованные в первом издании мемуаров на рубеже 20-30-х годов, давно уже ставшем редкостью.

Прекрасное. В Таллине начала выходить Bibliotheca LOTMANIANA. Она открылась непубликовавшейся прежде монографией Ю.М. Лотмана «Непредсказуемые механизмы культуры» (TLU Press 2010). Изначально предполагалась, что в этой серии будут печататься лишь работы из архива Ю.М. Лотмана и З.Г. Минц, но сейчас рассматриваются и другие варианты развития Bibliotheca LOTMANIANA.

Библиофильскому счастью посвящен сборник «О книгах, книжниках и писателе Василии Аксенове» Владимира Солоненко (М.: Три квадрата). Тут и заметки (с приложением библиографий) о важнейших книжных сериях советской поры, таких как «Памятники эстетики» или «Писатели о писателях», и эссе о книжном художнике Владимире Медведеве (книги в его оформлении есть у любого ценителя поэзии), и полсотни с лишним страниц, посвященных Аксенову… Жаль, что те же «Три квадрата» не стали проводить презентацию 15-го номера журнала «Синий диван» под редакцией Елены Петровской, посвященного вампирам и вампиризму – эту тему могли бы развить не только культурологи, но и политологи.

Академические новинки представлены фундаментальным исследованием С.С.Степановой «Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова» (Спб.: Искусство – Спб., 2011). Помимо интересных размышлений – например, о фетишизме качественного в русском искусстве середины XIX века или антиакадемических усилиях Иванова – издание хочется отметить и за особую культуру верстки.

Мало с чем сравнимым событием стал и огромный том Александра Введенского (М.: ОГИ), подготовленный Анной Герасимовой, филологом, известной среди поклонников современной песни как Умка. Книга включает практически все поэтическое наследие «взрослого» Введенского, сюда вошли также воспоминания об обэриуте и его переписка плюс вкладка с впервые публикуемыми иллюстрациями.

Сборник пьес, рассказов и философских трудов Сигизмунда Кржижановского вышел в ОГИ в качестве пятого тома собрания сочинений (всего в нем теперь будет шесть томов); многие из этих текстов были лишь недавно обнаружены в киевском архиве и обнародуются впервые (М.: Б.С.Г.-пресс - Спб.: Симпозиум).

«Время» выпустило «Против часовой стрелки», второй роман бывшей рижанки, а ныне американки Елены Катишонок о семье Ивановых, переселившейся в своей время в Остзейский край (первый, «Жили-были старик со старухой», понравился публике и критике, хотя местами и выглядит излишне идиллическим по языку). Во «Времени» наконец-то вышло и адекватное издание Льва Рубинштейна – четыре его произведение на карточках (каждое упаковано в отдельную коробочку, но продаются все вместе). А фонд Потанина довез до Москвы тираж вышедшего еще летом тома живописи Дейнеки – роскошное издание, публикующее наследие художника без купюр.

Будущее. Авторство книги «Анархия в эпоху динозавров» (М. Гилея) принадлежит Бригаде Любопытного Джорджа. Это уже не первое издание в анархистской серии «Час «Ч» - серия без названия», которая доказывает, что политическая жизнь молодежи не обязательно должна проходить под контролем государства, что ее активность не всегда связана с финансовым стимулированием и что «Наши» не обладают монополией на общественную деятельность. Поэтому, чтобы самому не превратиться в динозавра, «Анархию» Бригады Любопытного Джорджа хотя бы полистать стоит каждому.

Сборник под редакцией Э. Паина «Идеология «особого пути» в России и Германии: истоки, содержание, последствия» (М.: Три квадрата) охватывает – в российской перспективе - период от графа Уварова и большевиков до современной России. Юрген Царуски рассматривает идеологию «особого пути» при социал-национализме и сталинизме, Борис Дубин пишет о мифологии «особого пути» в России наших дней, а Андреас Умланд изучает влияние «оранжевых революций» на радикальное антизападничество и паратоталитарный неоавторитаризм.

Немало интересного для анализа и прогнозов можно почерпнуть и в биографии Вудро Вильсона (М.: Культурная революция), написанной А.И.Уткиным, ныне покойным директором Центра международных исследований Института США и Канады РАН. Особенно интересны страницы, посвященные реакции американского президента на русскую революцию. Существовало несколько планов по возвращению России в антинемецкую коалицию, увы, ни один из них так и не был реализован.

Детское. «Текст» переиздал увлекательную «Историю Европы, рассказанную детям» Жака Ле Гоффа (здесь же, кстати, вышло еще одно обаятельное переиздание, фрагменты дневников английского чиновника XVII века Сэмюэля Пипса «Домой, ужинать и в постель»). Но подросткам можно читать и солидные книги – чем фэнтези лучше «Песни об альбигойском крестовом походе» Гильема Тудельского (М. Квадрига)? Кому для понимания ситуации в советской литературе повредит знакомство с книгой Якова Гордина «Рыцарь и смерть, или Жизнь как замысел. О судьбе Иосифа Бродского» (М., Время)? Чем плох для уроков истории сборник «Поляки в Петербурге в первой половине XIX века», как и сама серия «НЛО» «Россия в мемуарах», где этот том вышел? Риторические вопросы. Хорошо, что дети такие не любят.

Лишения

На ярмарке-2010 не оказалось многих ее постоянных участников, например, «Молодой гвардии», в последние месяцы выпустившей биографии Марии Стюарт, Поленова, Ренуара и Вольфа Мессинга, а также исследование Пьера Декса «Повседневная жизнь сюрреалистов в 1917-1932 годах».

За неделю до начала ярмарки от участия в ней отказалось издательство «Классика XXI», введя, в качестве ярмарочного бонуса своим покупаnелям, 20-процентную скидку в своем фирменном магазине. Причина отказа от участия – слишком высокое, на взгляд издательства, стоимость стенда в ЦДХ (минимальный объем 2 х 2 метра обходится в 60 тыс. руб.). Аргумент, к котором невозможно не прислушаться, особенно если речь идет о низкодоходном предприятии, каковым все еще остается сегодня любое музыкальное издательство в России. Организаторы ярмарки, судя по всему, не пошли «Классике XXI» навстречу, в чем сами они, конечно, не испытывали никакой нужды. Ведь это только товарооборот в интеллектуальных книжных магазинах за последний год упал на 15 процентов (а у отдельных издательств и на все 20-30), в последние недели резко подскочили цены в типографиях при заказах на 2011 год. Зато доходы ярмарки падать не могут. Не потому ли от первоначального замысла non/fiction - поддерживать интеллектуальные, некоммерческие издательства - на практике сохраняется все меньше, гастрономический уклон нынешней ярмарки (повара готовят прямо на глазах у публики) как-то оставляет в стороне изначальные принципы подобного начинания, быть местом встречи не только с читателями, но и с другими профессионалами. По этой причине, судя по всему, нет на ярмарке и «Захарова», наконец-то порадовавшего публику долгожданным вторым томом дневников Александра Бенуа. Сюда вошли записи 1918 – 1924 годов, когда художник работал в официальных советских структурах. К сожалению, в книгу, подготовленную известным специалистом по архивам Серебряного века Иваном Выдриным, не попал даже именной указатель, без которого чтение такого насыщенного именами тома превращается в удовольствие с мазохистским оттенком (его можно было бы вывесить хотя бы в Интернете). Да и чтение самих записей 20-х годов немыслимо сегодня хотя бы без кратких комментариев.

Следующая ярмарка окажется 13-й по счету. Самое время задуматься, не пропустить ли ей хотя бы нумерацию и сразу перейти к 14-й. Может, так окажется легче приблизить новые горизонты?

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67