Эксперимент растет, зарплаты – нет

Вопреки кризису в российском образовании продолжается реформа оплаты труда преподавателей. В эксперименте, проходящем в рамках нацпроекта, в 2009-м году участвует уже 31 регион. Новая система оплаты труда связана с переходом на нормативное финансирование (чем больше учащихся, тем больше денег) и на дифференцированную оплату труда (лучшие преподаватели - к базовой части зарплаты должны получать стимулирующие надбавки). Участники Экспертного круглого стола на тему «Новая система оплаты труда в образовательных учреждениях: федеральная политика и опыт регионов», прошедшего в Госдуме, считают, что эта система, особенно в кризис, не выдерживает никакой критики. Парадные реляции Минобра прямо противоположны откликам с мест. Обсуждение было организовано по инициативе общественного движения «Образование – для всех», при поддержке фракции КПРФ, в рамках Всероссийского родительского собрания.

Как это часто не совпадает

Глава «Образования для всех» и зам. Председателя думского Комитета по образованию Олег Смолин сравнил два документа. Один – это ответы на 10 вопросов, связанных с новой системой оплаты труда, переданных им в Правительство в виде депутатского запроса. Ответы подписаны директором Департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игорем Реморенко. А второй документ – записка о ситуации, сложившейся в учреждениях образования Омской области, в связи с введением нового минимального размера оплаты труда (МРОТ – 4330 рублей) и отраслевой системы оплаты труда. Она подписана председателем федерации Омских профсоюзов, депутатом законодательного собрания Омской области по списку Единой России Валерием Якубовичем.

Один документ противоположен другому. Если суммировать ответы Минобра на депутатский запрос, то всё идет по плану, и, более того,- замечательно. А именно: нигде не произошло снижение зарплаты педагогических работников, и в целом прирост составил более 60% в номинальном выражении. С 9700 рублей в 2008-м году зарплата выросла до 11147 в 2009-м. При этом утверждается, что в 12 регионах доходы учителей выросли на 100% , а еще в 20 – от 60 – до 100%.

Министерство сообщает, что наибольший прирост зарплаты произошел у учителей высшей категории, у руководителей образовательных учреждений и учителей, показавших наибольшую результативность (более чем на 70%). А у 50% учителей она увеличилась от 30 до 70%. Вместе с тем, сказано, что у 30% педагогов зарплата росла в соответствии с инфляционными ожиданиями.

Снижение фонда оплаты труда произошла не более чем в 10% учреждений общего образования, - там, где снизился контингент обучающихся. То есть, причина - подушевое финансирование.

В документе Минобра говорится о том, что, как и обещали власти, зарплата ни у кого не понижена. Правда, кое-где были ликвидированы малочисленные школы и присоединены к более крупным. Приводятся данные о небольшом сокращении числа работников (порядка 9 тысяч человек), причем, утверждается, что многие из них успешно трудоустроены.

Министерство заявляет, что большинство работников образовательных учреждений субъектов РФ, внедряющие комплексные эти меры, поддерживают новую систему оплаты труда.

Вторая записка - от Омских профсоюзов - опровергает все, вышесказанное. Валерий Якубович пишет, что введение нового минимального размера оплаты труда и переход на новую систему после 1 января 2009-го года происходил без увеличения установленного учреждениям образования фонда оплаты труда. У значительной части фонд оплаты труда изменился в меньшую сторону (в пределах 3-10% ФОТ).

Для того чтобы найти средства для доплаты низкооплачиваемым работникам (а минимальный размер зарплаты теперь – это 4330 рублей), многие образовательные учреждения провели сокращение численности преподавателей и учебных часов. Так, в Тюкалинском районе сократили 120 человек, в Называевском – 102 человека. Только в этих двух районах сократили 8 электриков, 39 сторожей. В то же время, возникают новые специальности: сторож с функцией дворника; кастелянша с обязанностями «уборщик помещения».

В отличие от Министерства, этот документ признает, что сокращается число образовательных программ школьного и регионального компонента. В школах Тюкалинского района за счет школьного и регионального компонентов сокращено 770 учебных часов, в том числе – 176 часов в начальных школах, 189 – в основных, 405 часов в средних школах г. Омска.

Во многих школах уничтожены ставки преподавателей ОБЖ, кружковой работы, социального педагога, вожатого, библиотекаря…

Особо тяжелая ситуация связана с оплатой труда в детских садах. Из-за необходимости повышения зарплат техническим работниками (опять же - до нового МРОТ), приходится снижать оплату труда воспитателям и педагогам дополнительного образования. Они фактически приравниваются к техническим.

Все это совсем не согласуется с декларируемой целью введения новой системы оплаты труда. Это - стимулирование наиболее квалифицированных работников. Результат - прямо противоположный. Вместо усиления зависимости ставок от квалификации работников и от сложности выполняемых работ, вводится уравниловка. Это касается всех учреждений образования.

Ни в одной школе учителям не установлен рекомендуемый нормативными документами оклад в 4000 рублей. В школах он составляет 3600 рублей, в гимназиях – 3760. Не возросли и стимулирующие выплаты. В школе №36 при системе оплаты труда на основе ЕТС стимулирующие и компенсационные выплаты составили 25%, а при новой системе – только 9,3%.

В фондах оплаты труда не предусмотрены средства на замещение временно отсутствующих работников, на увеличение зарплат учителей, получивших в течение года более высокую категорию, на обеспечение льгот…

Произошло значительное сокращение зарплат многих учителей. Так, в школе №36 с 1 января 2009-го года 15 учителей стали получать зарплату меньше, при том же объеме работы. За счет уменьшения доплат за проверку тетрадей в 2,5 раза, за классное руководство, за отмену доплат за заведование кабинетом.

Нормативно-подушевое финансирование, напрямую зависящее от финансового состояния региона, без регулирующих мер со стороны государства, ведет к усилению дифференциации между регионами в оплате труда работников образования, а отсюда и уровня подготовки выпускников, к разрыву единого образовательного пространства страны.

Профсоюз говорит о том, что снизились государственные гарантии в оплате труда; отсутствие дополнительного финансирование приводит к уничтожении разницы в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда. «Не вызывает сомнений, что в учреждениях образования создается социальная напряженность в связи с недостаточностью финансовых средств на оплату труда по обеспечению минимального размера оплаты – 4330 рублей и введение отраслевой системы оплаты труда».

Что сообщили 70 губернаторов

А вот что рассказал собравшимся на «круглом столе» зам. Председателя думского Комитета по образованию Виктор Шудегов (член фракции «Справедливая Россия»): «Много раз посещая регионы, и образовательные учреждения в Удмуртии, я получал жалобы со стороны простых учителей, что отраслевая система финансирования не привела к увеличению зарплаты. Поскольку жалобы шли из разных регионов, я решил направить письма всем губернаторам, председателям законодательных собраний с вопросом, хватает ли им денег для перехода на отраслевую систему финансирования. Мне ответили более 70 губернаторов».

И оказалось, что даже самым благополучным регионам, как, например, Татарстану, не хватило для перехода на отраслевую систему финансирования 4 млрд. рублей. Рекордсменами оказались Дагестан и Челябинская область – 4 млрд. 800 млн, Ханты-Мансийский округ – 3млрд. 850 млн., Иркутская область – 3 млрд. 278 млн., Краснодарский край – 2 млрд. 650 млн. и т.д.

Полностью на отраслевую систему финансирования, как отрапортовали губернаторы, удалось перейти лишь 11 субъектам РФ. Среди них Москва, С-Петербург. Башкортастан, Калининградская область…Но даже у них не все в порядке. Не хватает 68 млрд. по письмам и заявкам из субъектов РФ.

«Я внес эту таблицу в президиум Госдумы для изучения и подготовил поправку после выступления председателя Правительства в Госдуме, - сказал Виктор Шудегов. - Важно, чтобы регионы получили эти финансы для того, чтобы не дискредитировать новую систему финансирования, которая в принципе содержит рациональное зерно. Хотя из многих субъектов РФ идут другие жалобы: некоторые руководители образовательных учреждений стали пользоваться новой системой оплаты труда для того, чтобы избавиться от неугодных работников. Для этого всего лишь достаточно повысить зарплату всем, кроме неугодного. (Об этом написано во всех книгах по психологии)».

Что сказал «Учитель года»

То, как выступал на «круглом столе» в Госдуме лучший учитель России 2004-го года Александр Рахно, можно назвать криком отчаяния. (А.В.Рахно – учитель истории и исторического краеведения «Петропавловскойсредней общеобразовательной школы» Муромцевского района Омской области, получивший звание «Учителя года» в 2004-м году). Приводим его полностью.

- Я держу в руках свою сберкнижку прошлого года, где средняя зарплата составляет 7400-7500 рублей на ставке учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории. Президентом и премьер-министром нам было заявлено, что никто ничего не потеряет: сколько получал учитель, столько он и будет получать.

Проходит год. Мне выдают зарплату в марте (с частичным переходом на отраслевую оплату труда). И я получаю 5791. А 1 апреля получаю уведомление: «Уважаемый Александр Витальевич, отныне вы будете получать 4600 рублей. Вместе с выплатами стимулирующего характера, при условии наличия необходимого объема финансовых средств. Я думаю, что в данном случае слово «уважаемый» - неуместно.

Ладно, я – мужчина. Если надо, - рыбу поймаю, дом поставлю. Семью прокормлю. Но мне обидно за 99,9% женщин, работающих в наших школах, которые в нитку тянутся, чтобы вытянуть и семью, и эту школу. И которым каждый год говорят: вы не будете получать меньше! У нас у учителя русского языка и литературы – 29 часов. И – 7100 рублей!..

Я люблю свою школу, люблю детей. Хочу, чтобы они стали частью моей страны, которую я тоже люблю. Но сколько мне можно врать! В 2004-м году господин Фурсенко на конкурсе «Учитель года» врал, что они пересмотрят ставку учителя сельской школы до 14 часов. Ему аплодировали, там много было сельских учителей. Через год я открываю «Учительскую газету» и читаю о его идеале сельской учительницы: 3 тысячи в месяц плюс корова и грядки. Вот вся его идеология, и, похоже, она превращается в реальность.

Из всего нашего коллектива всего два человека подписали бумагу, что они согласны с переходом на новую систему. Что произошло в реальности? Повыгоняли кучу бедных техничек, забрали у них несчастные три-две тысячи…

Между учителем высшей и первой категории – 200 рублей разницы. Государство должно установить гарантии выплат учителю высшей категории, первой и второй. Это мнение моих коллег. Если мы основным звеном процесса образования признаем школу, то, люди добрые, признайте ее финансово тоже!

Нельзя так обращаться с людьми! Нельзя бесконечно спекулировать на их чувстве долга. У меня поселок городского типа. И у нас убрали сельские выплаты. Мы живем в 240 километрах от Омска! Но их убрали и в деревне, находящейся в 15 километрах от нас. Они тоже входят в состав этого городского поселения. Где здравый смысл – я не понимаю.

Эта образовательная политика не только не нравится никому, она вступает в элементарное противоречие со здравым смыслом.

Москва сопротивляется до последнего

Москва не вошла в эксперимент по новой оплате труда. В столице до сих пор действует Единая тарифная сетка. И увеличение учительских зарплат в Москве связано именно с этим непереходом. Об этом рассказала Марина Иванова, зам. пред. Московского Комитета работников образования и науки: «Мы – счастливые в этом плане».

«Сохраняя ЕСТ, сказала Марина Иванова, - нам удается двигаться в направлении увеличения оплаты труда, и каждый год это увеличение составляет значительную долю. В прошлом году это 38% по отношению к предыдущему, в этом году – 26%. Предварительный бюджет предполагает повышение на 21% в следующем году».

По словам профсоюзного лидера, это происходит в результате сокращения вакансий. Это продуманная позиция Правительства Москвы.

Тем не менее, проблем немало. Они связаны с кризисом, с оптимизацией расходов, с сокращением Фонда оплаты труда. В связи с этим пересматриваются нагрузки учителю: рекомендовано не давать большого количества часов.

Среди несомненных плюсов ЕТС - стабильное финансирование, сопровождающееся ростом зарплаты. И еще – в столице существует разветвленная система надбавок и доплат.

Самый главный минус Единой тарифной сетки – это невозможность ввести дифференциацию между трудом малоквалифицированном и высококвалифицированным. Если первые 5 разрядов получают доплату до минимума, и никто не получает менее 8 тысяч 400 рублей (это чуть превышает прожиточный минимум в столице для трудоспособного населения), то если мы сравним это с зарплатой учителей 12-го разряда, то разница составляет всего 2 раза. То есть, зарплата уборщицы не слишком отличается от зарплаты учителя, если он не увеличивают свою нагрузку.

Впрочем, теперь понятно, что от хорошей идеи – до ее воплощения – дистанция огромного размера. И далеко не у каждого региона есть средства, чтобы поддержать стимулирующими выплатами достойного учителя. Проблемы есть даже в столице.

Пока в Москве введение новой системы оплаты труда затормозили как минимум до 1 января 2011-го года.

О единой политике в образовании говорить не приходится

Совершенно очевидно, что при новой системе оплаты труда педагогов все полностью зависит от финансовых возможностей региона. Но, поскольку, возможности у них разные, получается, что нарушена статья 114 Конституции, в которой говорится: Правительство обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения.

Олег Смолин считает, что ни о какой единой политике в образовании говорить не приходится, когда расходы на одного ребенка в сельской школе в Якутии составляют 62 тысячи рублей, в Московской области – 53 тысячи, в Омской области – порядка 11 тысяч, а в Амурской области – порядка 9 тысяч. Они различаются примерно в 7 раз!

«Я не за то, чтобы мы Москву опускали до Амурской области, - заявил Олег Смолин. - Я за то, чтобы мы устанавливали такие законы, которые гарантируют: 1) минимальный норматив расходов на одного ученика по всей РФ. Если не хватает денег у региона, федерация должна помочь обеспечить его. 2) Минимальные ставки окладов оплаты труда.

Я уверен, что право ребенка на образования и право ребенка на достойную жизнь не могут зависеть от того, в каком регионе он родился и тем более, - от того, повезло ему с губернатором или главой республики или нет».

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67