Дети говорят: ЕГЭ убивает нас как личностей

Наступает время очередной серии Единых госэкзаменов. С их существованием большинство смирилось: закон о ЕГЭ принят, бывший и нынешний президенты считают, что экзамен хорош, просто его нужно усовершенствовать. Ну, а чиновники делают вид, что выполняют эти требования президентов. На самом деле, для «совершенствования», а лучше – полной переделки ЕГЭ, нужно отменить пару-тройку законов и в корне изменить образовательную политику.

Тройка по математике это – 24 балла

На пресс-конференции, проходившей в конце прошлой недели в агентстве РИА-Новости, глава Рособрнадзора Любовь Глебова рассказала про ЕГЭ - 2012. Его сдают 880 тысяч выпускников (790 тысяч закончат школу в нынешнем году). Как и все последние годы самым популярным предметом по выбору является обществознание. Его выбрали 500 тысяч человек. Потом, с большим отрывом, идет физика (более 220 тысяч). Далее история (около 180 тысяч). Биология (175 тысяч). И химия (свыше 100 тысяч). Из этого можно сделать вывод о том, что большинство абитуриентов по-прежнему предпочитают профессии юристов и экономистов (там нужно обществознание). Потом, с большим отрывом идут технари (впрочем, физика нужна и медикам). Далее следуют гуманитарии «общего профиля». Биология с химией, завершающие список популярных на ЕГЭ дисциплин, тоже требуются будущим врачам. Самыми редкими предметами для сдачи являются немецкий, французский и испанский языки. В среднем выпускник сдает 3-4 предмета.

В этом году впервые заранее известно, сколько баллов нужно набрать по обязательным «русскому» и «математике» для получения «тройки». Это 36 баллов по русскому языку и 24 по математике. Как говорится, почувствуйте разницу! Это странно: безграмотность нынешних молодых людей зашкаливает, и такие высокие баллы для тройки по русскому говорят лишь о том, что ЕГЭ по этому предмету проверяет все, что угодно (теорию, абстрактные правила), но не грамотность.

В этом году сокращено количество вопросов с выбором ответа. Появилось больше практико-ориентированных заданий. Стало больше вопросов, требующих развернутого ответа. Это касается информатики, истории и литературы.

И еще: с 2012-го выпускники, имеющие разнообразные льготы (например, победители и призеры олимпиад) могут подавать документы только в один вуз на одну специальность. Это если им хочется поступать без сдачи экзамена.

Можно ли перекрыть мобильную связь

Чиновники пытаются убедить нас: ЕГЭ становится все более честным и прозрачным. Как сказала Любовь Глебова, государство предприняло все, чтобы обезопасить проведение ЕГЭ на законодательном уровне. Другое дело, что все это не соблюдается на пунктах приема. Она гордится тем, что с 2011 года законодательно закреплен статус общественного наблюдателя на ЕГЭ. А с 2012-го наблюдатели смогут присутствовать и на проверке работ и апелляциях. Таких, специально обученных людей - тринадцать с половиной тысяч. Но этого явно недостаточно для большой страны: парадокс в том, что желающих наблюдать за законностью проведения ЕГЭ очень трудно найти. Еще мера безопасности: в аудитории не должно быть больше 15 человек. С ними должно находиться двое организаторов.

Некоторые регионы – Татарстан, Ленинградская и Тамбовская области, Магадан собираются подавлять мобильную связь на пунктах приема ЕГЭ. (Понятно, что это весьма дорогое удовольствие, да и трудно перекрыть всю мобильную связь во всех городах, городках и деревнях. Ведь нарушатся права местных жителей)!

Во многих школах будут работать камеры наблюдения (привет выборам).

А еще Любовь Глебова заверила, что с этого года будут пресекаться любые попытки размещения экзаменационных материалов или ответов к ним в Интернете. По ее словам, впервые можно будет идентифицировать выпускника, который, сидя на экзамене, получил нужную информацию. У такого школьника будут аннулированы результаты работы без права пересдачи. В случае, если это – обязательные «русский» с «математикой», он рискует вовсе не получить аттестат зрелости. Руководители популярных у школьников соцсетей обещали свою помощь в поимке злоумышленников.

Почему эти меры бесполезны

Но как бы ни старались чиновники совершенствовать процедуру ЕГЭ, все это бессмысленно. Сама система подталкивает и учителей, и организаторов, и детей к нарушениям. Ну, с детьми все понятно. Но и зарплаты учителей, по новой системе оплаты труда, напрямую зависят от успехов их учеников на ЕГЭ. И школа (а значит, - директор) нуждается в хороших результатах (ведь школы теперь будут финансироваться в зависимости от количества и качества учеников. Народ потянется в те учебные заведения, где более высокие результаты ЕГЭ). И даже губернатор заинтересован в хороших результатах: успехи в ЕГЭ – тоже среди критериев оценки его работы.

Отменив новую систему финансирования школ, отказавшись от новой системы оплаты труда учителей, может быть, и можно было бы сделать процедуру ЕГЭ более честной. Ведь тогда школе, региону не приходилось бы бороться за результаты любой ценой. К тому же, уже давно говорят о том, что ЕГЭ нужно дистанцировать от школы. Нужны независимые пункты приема экзамена (как это сделано в Германии). Но все это - слова. А пока, несмотря на то, что ЕГЭ проходит не в своей школе, а в другой, договориться (по бартеру) всегда можно. И организаторы закроют глаза и на передачу информации с мобильников (их заглушить крайне трудно), и на помощь учителей, и на многое другое.

Дети о вреде ЕГЭ

Но самое главное заключается в том, что ЕГЭ начисто убивает в детях желание учиться. Заставляет приспосабливаться к сомнительным требованиям и критериям. То есть, учит врать с юности.

Дочка моей школьной подруги в этом году заканчивает физматлицей при знаменитом инженерном вузе. Она возмущается ЕГЭ, по какому бы предмету он не проходил. Ее «бесит» то, какие требования предъявляются для написания мини-сочинения (часть «С» в ЕГЭ по русскому языку). Часть «С» считается творческим заданием. Но творчество тут и не ночевало. Дается какой-то текст и вопросы к нему. Отвечая на них, нужно придерживаться строгих критериев: привести несколько примеров из литературы, несколько из жизни. Высказать свою позицию. Так вот, дочь моей подруги говорит: негласно известно, что лучше, чтобы твоя позиция совпадала с позицией автора. Если ты все-таки с автором не соглашаешься, у тебя должны быть железобетонные аргументы. В случае согласия с автором, требования к аргументам смягчаются (они могут быть и не слишком убедительными).

«План сочинения очень строгий, - рассказывает мне выпускница. - Первая часть – формулировка проблемы. Потом мы выписываем все, что говорит автор по поводу этой проблемы. В третьем абзаце мы должны сказать о позиции автора. Меня критиковали за то, что я написала: «автор выражает свое мнение устами рассказчика». Считается, что так быть не может. Потом я должна высказать собственное мнение: согласна я с автором или нет. При этом обязательно приводя аргументы из литературы и из жизни. Если каждый пункт не начинается с «красной строки», то снимаются баллы (у автора сочинения нет структурированного мышления). Еще фишка: если ты приводишь аргумент, то должен указать не только автора произведения и название, но и имена героев, с которыми это произошло. То есть, даже в так называемой творческой части «С», проверяется не умение рассуждать, а механическое знание формальных вещей. Мы писали работу по обществознанию, и там нужно было привести аргументы из любых книг, жизненных ситуаций и прочее. Так вот, я помнила, как называется книга, помнила цитату, но не помнила автора. На ЕГЭ мне бы это не засчитали».

Поскольку дочь моей подруги хоть и учится в физматлицее, но одарена и в гуманитарной сфере, я спросила ее, как она справляется с такими правилами. Она сказала: «Ужасно. Если человек творческий и пишет в свободной манере, он получит на ЕГЭ гораздо меньше баллов, чем человек средних способностей. Мне вот очень тяжело писать по шаблону. Мой старший брат заметил, что я стала говорить казенными фразами. Я в этом году практически не могу писать рассказы, потому что меня натаскивают на ЕГЭ, и это тормозит мою фантазию (я начинаю следовать схеме сочинения). У меня до 9-го класса за сочинения были пятерки. А в 11-м я пишу хуже тех, кто раньше вовсе не умел этого делать. Недавно нам нужно было написать годовое сочинение, в стиле ЕГЭ. И я получила оценку «три»/«два».

К тому же, по мнению выпускницы, ЕГЭ по русскому не проверяет даже грамотность. «И физика и русский проверяют вовсе не нашу смекалку и не наши личностные умения, а то, знаем ли мы отвлеченные правила, полученные за 11 лет. И еще: многое зависит от того, помним ли мы имя героя, или правильно ли мы назвали вектор в физике».

В физике я меньше понимаю. И попросила девочку объяснить, что она имеет в виду. И получила ответ: «Когда начинаешь решать какую-то интересную задачу, тебя охватывает «легкое безумие», и ты уже не следишь за тем, как ты называешь эти вектора. Но если ты потом забудешь написать: этот вектор или эта буква обозначает то-то или то-то, то тебе снимут баллы. Все это компостирует мозги». То есть, проверяющим важно не то, что ход мыслей человека, ход решения задачи правильные, а то, указал ли он какие-то формальные вещи. В итоге, по словам девочки, на пробном ЕГЭ по математике в их классе лишь несколько человек получили «четыре» и «пять». Остальные – «тройки» и «двойки», хотя ясно, что математики они явно неплохие.

А в завершении нашего разговора одиннадцатиклассница сказала: «Происходит полное обесценивание детей как личностей. Я знаю много вещей, выходящих за рамки школьной программы. Но при этом, люди, которые знают сверх программы меньше меня, пишут ЕГЭ лучше. Они вписываются в норматив. А я нет».

Что скажет про ЕГЭ новый министр

По весьма убедительным слухам, новым министром образования станет нынешний ректор Национального исследовательского технического института «МИСиС» Дмитрий Ливанов. Он возглавит (по слухам же) сохраненное в едином виде Минобрнауки. В этом случае, очевидно: правительством взят курс на сохранение и развитие всего того, что уже свершилось в российском образовании. В том числе и на сохранение ЕГЭ. Дмитрий Ливанов – человек команды Фурсенко, два года работавший статс-секретарем – заместителем министра. Следовательно, он человек команды Путина: в 2009 году Ливанов вошел в «первую сотню» резерва управленческих кадров под патронажем Президента РФ.

А, поскольку подготовка к ЕГЭ убивает всякое творчество (как теперь говорят «креативность»), то и кадровый резерв во всех отраслях жизни у нас станет безликим и середняцким. Прощайте высокие технологии и инновации! Здравствуй импорт технологий и мозгов!

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67