Десять шагов от пропасти

От редакции. В среду на комиссии по модернизации экономики в Магнитогорске президент России Дмитрий Медведев поставил перед правительством задачи по созданию привлекательного инвестиционного климата в России. Глава государства заверил, что будет лично следить за выполнением своих заданий. Главная задача страны, по его словам, сделать Россию привлекательной для предпринимательства и для частных инвестиций. При этом решить ее без изменения качества жизни невозможно, признает президент. Комментирует для Русского журнала предложения президента России публицист и журналист Сергей Митрофанов.

* * *

Та «докладная» активность, которая наблюдалась у нас буквально в последнюю неделю, свидетельствует о росте понимания в разных слоях общества, что, мы как государство, идем не туда; о том, что начались коллективные поиски врагов модернизации и прогресса. Конечно, это еще не революционная ситуация, но вынуждающая высший исполнительный орган страны – Президента – совершать шаги, которые страна могла бы трактовать как оздоровление. 10 антикоррупционных мер, озвученных на совещании в Магнитогорске, конкретны и относятся к их числу.

Уже сейчас можно предугадать, в чем упрекнут молодого президента, нашего Кеннеди, непосредственно относительно этой инициативы. В том, что она носит характер предвыборной пропаганды. Президент озвучил План борьбы с коррупцией прямо впритык к окончанию своего первого срока и неартикулированному, но также достаточно прозрачному решению идти на второй срок. Это немножко снижает доверие к его инициативам. Вместе с тем и вес своей администрации молодой президент набирал постепенно. Признаемся себе честно, он и не мог по тем или иным причинам совершать подобные шаги в первые годы своего правления.

Выбор президента направления главного удара – абсолютно правильный. Россию губит не отсутствие ресурсов, войны или стихийные бедствия, а исключительно ее собственная бюрократия, воровство элиты и конформизм остальной массы граждан. Дело зашло слишком далеко, и «коррупция» – лишь одно из обозначений этого зла. 10 озвученных президентом первоочередных мер борьбы с коррупцией сродни с перечислением 10 мер пребывшей на место еще непонятно какой катастрофы команды МЧС, к которым все-таки еще должен прилагаться непрописанный здравый смысл прибывших спасателей. Оценить ущерб, разобрать завалы, определиться с живыми и трупами…. Далее: ну, вон ту балку срубить и посмотреть, выдержит конструкция или нет, откроет подход к эпицентру взрыва или наоборот завалит его.

В этом смысле, поддерживая президента, наверное, стоит немножко покритиковать его. Стоит продолжать обсуждать проблему. Все-таки, катастрофа общая, а предугадать последствия спасательных мер не может никто – ни мы, ни президент, ни спасатели.

Самая всеобще ожидаемая мера – снижение страховых взносов до уровня, предшествовавшего их повышению. Поскольку нагрузка на работодателей здесь была, а насчет работы социальных систем, которые должны были эти взносы поглощать, по-прежнему остаются большие сомнения, что они когда-нибудь начнут работать. Недавнее решение убить экономику, не починив Собес, - это был, скорее, один признаков недееспособности домедведевского стиля управления.

Наряду с этим самая неординарная мера из нового перечня – набор приемов работы с акционерными компаниями. То, что решено вывести из Советов директоров крупных чиновников, - свидетельствует, что проблема ощущается правильно. Эти чиновники работали на два фронта. А то, что их меняют на представителей государства рангом пониже, на мой взгляд, лишь повторит судьбу Совета федерации. Проблема не в том, кто там сидит, а как государство соотносится с этим сектором экономики. Управляет на благо общества, либо кормит непосредственно управляющих (до сих пор было последнее, и пока не видно, как бы это изменилось).

Очень правильные пожелания в приказном порядке снизить бюрократические барьеры, сузить компетенции проверяющих комиссий в отношении компаний с иностранным капиталом, взнуздать прокуратуру с тем, чтобы она делала то, что и так должна делать, создать институт президентского инвестиционного уполномоченного. Вместе с тем не очень понятно, как отразится требование к министерствам экономить на госзакупках. Не окажется ли, что внизу (под министерствами) вообще невозможно станет работать, ведь здесь, в учреждениях, институтах и на госпредприятиях, с каждым годом ситуация становится только хуже. Никогда не улучшается.

Самый главный посыл президентских начинаний – сделать страну привлекательной для инвестиции – и обнаружить эту привлекательность в охранение бизнеса от коррупции чиновников – явно недостаточен и не совсем корректен по формулировке. Нужно еще определиться с местами, пригодными для инвестиций. Ведь Россия – явно не Эльдорадо для производственного капитала. Может быть, Эльдорадо для спекулятивного?

Недостаток первых 10 шагов в том, что они не касаются работы базовых институтов государства. Прежде всего, российского суда. А на каком-то этапе, без общественного контроля (а и нет институтов, которым бы этот контроль осуществлять), иными словами, без демократии, весь этот новый план президента вообще может быть перехвачен бюрократией для закрепления своего могущества над экономикой. Ведь все равно, получается, она контролирует и распределяет, разрешает и запрещает. И тогда… поход в пропасть продолжится.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67