Безработица. Стратегия ИНСОРа

Пару дней назад президент Российской Федерации Дмитрий Медведев провел встречу с экспертами Института Современного Развития (ИСНОР), который в отечественных СМИ получил прозвище "мозгового треста" российского власти, несмотря на то, что его глава Игорь Юргенс это отрицает. Как сообщалось в информационных источниках, Дмитрий Медведев решил встретиться с членами Института, руководителем попечительского совета которого он является, чтобы обсудить проблему безработицы, этого бича российского общества времен кризиса.

Помимо президента РФ во встрече с его стороны приняли участие Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, а также советник Президента Леонид Рейман. Со стороны экспертного сообщества, с мнением которого о происходящем в стране и решил ознакомиться президент, выступили ведущие отечественные экономисты – Игорь Юргенс, Андрей Блохин, Александр Будберг, Владимир Гимпельсон, злополучный Евгений Гонтмахер, Александр Дынкин, Татьяна Малева, Наталья Зубаревич, Владимир Мау, Лилия Овчарова, Александр Ослон. Соответственно, одним было, что сказать, а другим – что послушать. В конце концов, едва ли государственные мужи и дамы страдают от отсутствия информации, наоборот, они страдают от ее избытка, вот только качество этой информации носит подчас чрезвычайно низкий характер. И, более того, в отношении поступающих к ним данных не работает знаменитый закон диалектики о переходе количества в качество. Поэтому неформальное общение между теми, кто правит, и теми, кто размышляет, необходимо, особенно в периоды кризиса, когда открываются новые возможности.

Впрочем, для реализации этих возможностей, прежде всего, необходимо понять, как купировать негативные проявления кризиса. А, как известно, одним из наиболее негативных проявлений экономического кризиса является безработица. Опасность ее в том, что высокий уровень безработицы практически закрывает для страны возможность демонстрировать какой-либо экономический рост. Безработица, как бы странно это ни звучало, это, прежде всего, безработные. То есть те, кто, если пользоваться марксистской терминологией, не создает прибавочный продукт. Отсутствие же производства прибавочного продукта – это, с одной стороны, отсутствие прибыли для предприятия, которую оно могло бы инвестировать в себя для развития производства, (впрочем, это еще не самое страшное: в конце концов, инвестиции можно позаимствовать и за рубежом), а, с другой – безработица, отсутствие платежеспособного спроса (а, как известно, именно он определяет уровень предложения). Отсутствие спроса ведет к сокращению предложений, то есть к сокращению производства. А это в итоге означает, что армия безработных будет расти. Выходов же из этого заколдованного круга предусмотрено не так много. И чем больше армия безработных, тем меньшее количество выходов остается.

Однако, как известно, число людей, живущих на пособие по безработице в России, не только чрезвычайно велико в настоящий момент, но и продолжает увеличиваться. Об этом в начале встречи и поведал президент России собравшимся. По словам Дмитрия Медведева: "Те параметры зарегистрированной безработицы, на которые мы рассчитывали выйти только, может быть, к концу текущего года, уже достигнуты: по тем данным, которые мы все имеем, уже практически 2 миллиона 200 тысяч человек зарегистрированных безработных". Впрочем, продолжил он, приведенные цифры далеки от показателей 1998 года, когда число людей, лишившихся работы, составляло 13% от экономически активного населения. Но это не то, к чему мы должны стремиться и на что должны ориентироваться. В этом с президентом России трудно не согласиться. Уровень безработицы в 13% - это еще не смертный приговор экономике, но предупреждение о длительной рецессии, из которой едва ли удаться выйти с небольшими потерями.

Тому же, как выйти из сложившейся ситуации не только практически без потерь, но и экономически окрепшими, был посвящен основной доклад, представленный на упоминаемой встрече. Будучи озаглавленным "Рынок труда и социальные последствия кризиса", доклад сосредоточился на анализе сложившегося дисбаланса на отечественном рынке рабочей силы. Как считают авторы доклада, нынешняя ситуация очень похожа на то, что происходило в 1990-е годы, когда рынок труда был крайне деформирован стремлением работодателей удержать высокую занятость с помощью манипулирования зарплатами своих работников. Повторению этого сценария способствуют высокая гибкость фонда оплаты труда, слабая юридическая дисциплина, "давление со стороны региональных властей", а также наличие "неформального социального контракта" между работником и работодателем. Вместе с тем, повторению сценария 1990-х мешает рост МРОТ и пособия по безработице, более сильное трудовое законодательство, противодействие федеральными властями организации неполной занятости и формированию задолженности по оплате труда, низкая инфляция. Более того, сам кризис 2000-х годов по природе своей отличен от того, что происходило в 1990-е. Он носит не "структурный", а "цикличный" характер (а это означает, что выход из него будет намного легче, ведь для этого не придется кардинальным образом перестраивать экономику).

Соответственно, нет необходимости менять экономическую политику на 180 градусов. Ее необходимо несколько подкорректировать. И ИНСОР предлагает следующую коррекцию: проводить различную социальную политику в разных социальных группах – инвестиции в высококачественное образование для защиты среднего класса (20% населения), стратегии "вывода из бедности" новых поколений в группе "застойной бедности" (10% населения), вложения в профпереподготовку для 30% потенциальных участников среднего класса, программы занятости – для остальных 40% населения, находящихся в "зоне риска бедности".

На практике это означает, как заметила министр Татьяна Голикова, необходимость привлечения граждан, которых переводят на неполный рабочий день, к общественным работам, или к участию в производстве, где возможна неполная занятость, кроме того, переобучение тех, кто встал на учет в местных центрах занятости на востребованные специальности и так далее. Все эти меры, как отметил глава ИСНОР Игорь Юргенс, должны привести к тому, чтобы на выходе из периода кризиса "мы имели квалифицированную, настроенную на модернизацию рабочую силу, а не трудовой балласт".

Игорь Юргенс прав, России действительно жизненно необходимо в настоящий момент иметь творчески мыслящий рабочий класс, ей действительно необходимо стимулировать внутренний спрос, который бы принес российским предприятиям дополнительные доходы, столь необходимые для модернизации производства и создания новых рабочих мест. Но остается открытым вопрос, как заставить граждан России перейти из офисов в заводские цеха? Как заставить их выполнять общественные работы (а что эти работы будут из себя представлять, до сих пор не совсем ясно)? Как заставить их переехать из одного города в другой в поисках лучшей жизни? Так, если верить рекламе, развешанной на улицах Москвы, то в настоящий момент в российской столице более 200000 вакансий. Но ни москвичи, ни гости столицы не спешат их заполнить (правда, в Москве официальная безработица ниже 1%). Ответы на эти вопросы доклад ИСНОР не дает.

Как известно, народная мудрость гласит "голод не тетка". Захотят есть, переквалифицируются, переедут, начнут трудиться на общественных работах. Но, если в стране наступает полномасштабный голод, то можно с уверенностью констатировать банкротство государства.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67