"Эстет"

В 1995-м я вернулась жить из Парижа в Москву, и первое время не понимала, куда я попала: меня встретило убийство Листьева, друзья, верившие в МММ и Чару, в редакции журнала «Домовой», куда сразу начала писать колонку, главред собирала редакцию у себя в кабинете, чтоб водить хороводы и петь народные песни. В первые же дни меня познакомили со Станиславом Белковским. Ему было 24 года, в 21 он уже был долларовым миллионером, а теперь создал свой издательский дом «Ректор Коммюникейшенз», где собирался издавать кучу журналов. От него я услышала незнакомое словосочетание «Председатель Совета директоров», он им и был, а мне предложил делать журнал по культуре и быть вице-президентом ИД. Уже издавался журнал «Недвижимость в России», с моим участием появился «Гурман», а я как главный редактор стала делать «Эстет». Название многим казалось неудачным, но в том контексте оно мне нравилось. Тут еще надо учесть, что недвижимость и рестораны были новым словом в постсоветской жизни, в советской недвижимость принадлежала государству, а едой были сосиски или, в ресторанном варианте, антрекот. Это были, как теперь говорят, «тренды». Искусство же, наоборот, потеряло всяческий статус, и к нему нужно было заново приучать. Я собрала старых друзей, и мы начали работать. А. Плахова позвала на отдел кино, Л. Юсипову – театра, артом заведовал А. Ковалев, музыкой – П. Поспелов, литературой и философией – А. Парщиков, социологией – А. Дуков. Дизайн заказали АЕСам - группе художников Татьяна Арзамасова - Лев Евзович - Евгений Святский. Я настаивала, чтоб на обложке не было «морд», и они придумали отличный ход: макросъемка разных фактур – арбуз, каракуль, зеленый листик. На первый номер пошел камень – коричневый, с пятнышками и прожилками.

Авторами первого номера стали: Андрей Плахов, Михаил Трофименков, Александр Батчан, Игорь Яркевич, Иосиф Бакштейн, Петр Поспелов, Татьяна Чередниченко, Андрей Ерофеев, Елена Селина, Сергей Николаевич, Генрих Сапгир, Валерий Подорога, Алексей Парщиков, Владимир Мирзоев, Марат Гельман, Никита Алексеев, Борис Юхананов, Ольга Крыштановская, Сергей Добротворский, Павел Гершензон, М.Ю.Соколов. Четверых уже нет в живых. Некоторые сильно изменились. Многие прославились.

Помню два спора: один касался представления галериста: М. Гельман или А. Якут? Две разные линии, казавшиеся одинаково важными, между ними предстояло выбрать. Конечно, предполагалось, что номеров будет много, но кто в первом? Выбрали Гельмана. Другой спор был про поэта. В каждом номере должны были быть стихи только одного автора, я считала правильным хронологический принцип – по старшинству. Напечатали Сапгира. И его же статью о питерском поэте Олеге Григорьеве.

Основным фотографом журнала был Владимир Фридкес, и эта его фотография – портрет редакции – стоит в номере. Были еще фотографии Татьяны Либерман, Игоря Мухина, Александра Ефремова и других. И прекрасные карикатуры Алексея Меринова.

Хороший был журнал. Но всего один номер. Станислав Белковский в одночасье решил уйти в политику, в которой пребывает по сей день, и прикрыл проект.

На фото (слева направо, первый ряд): Илья Колли (ответсек), Алексей Тарханов, Евгений Святский, Татьяна Щербина. (Второй ряд, сидят): Алексей Парщиков, Александр Дуков, Андрей Плахов. Стоят: Андрей Ковалев, Владимир Мирзоев, Константин Елютин (гендиректор), Александр Горшков (верстка), Борис Юхананов.

Фото Владимира Фридкеса.

       
Print version Распечатать


© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67