Земля наша богата на грибы, ягоды и таланты

Природа - щедрая, люди - душевные и гостеприимные, озера - красивые, леса - густые. Земля наша дала миру таких выдающихся людей как... Это детство территориальной идентичности, и это хорошо. Временно.

Перечисленные штампы - из путеводителей, с сайтов туристических компаний и даже официальных сайтов территориальных органов власти. Их писали искренне любящие свою родину люди. "Боже мой, ведь я именно так и писал,"- признался мне один журналист из областного центра, когда я в докладе упомянула про "грибы, ягоды и таланты", объяснив, почему так делать нельзя. Не то, чтобы совсем нельзя, но в путеводителях и на официальных сайтах это не очень эффективно. Здесь речь идет о привлечении туристов и инвесторов, о чем грезят практически все региональные и местные администрации. О брендинге территории, о котором заговорили даже священнослужители (довелось слышать слово "бренд" от батюшки в Верхотурье, очень здраво рассуждавшем о перспективах паломнического туризма).

Вот и представьте, что тексты "про грибы, ягоды и таланты" будут читать люди из соседних регионов, где, между прочим, тоже есть леса (если нет лесов, то есть бескрайние просторы) и талантливые уроженцы – и, в очередной раз прочитав про щедрую природу и душевный народ очередного административно-территориального образования, ровным счетом ничего не про него не запомнят. Ну как отличить территорию "людей с сильным характером, уважающих прошлое и устремленных в будущее, промышленников и предпринимателей, земледельцев и ученых, людей культуры и искусства" от той, где жители "всегда были сильны единством действий и широтой души... никогда не черствели сердцем, не угасали душой". Это тексты с официальных сайтов одной из республик и одной из областей России, но я не хочу указывать их названия – таких десятки.

Родные края обычно бывают расположены в центре мира - как Поднебесная империя - или, в крайнем случае, в центре чего-нибудь еще. На официальных сайтах субъектов Российской федерации обнаружились такие, которые находятся:

в центре нечерноземной зоны Европейской территории России,

в самом центре Среднего Поволжья,

в центральной части европейской России,

в благословенном крае, в центре России, на берегу величайшей реки Европы,

в самом центре сегодняшней России,

в серединной части России,

в самом центре материка,

занимает центр Азиатской части России,

в центре российского Дальнего Востока.

Есть еще "целая страна в центре Крайнего Севера России", а "наша земля – середина, сердцевина России".

Дело отнюдь не в талантливости авторов текстов - проблема в молодости территориального сознания. Огромное количество отечественных текстов "про территорию" напоминают самосознание маленького ребенка. Детские психологи знают, что любой ребенок больше всего любит себя, и он в центре своего мира: лет до трех ребенок самый хороший просто потому, что "я есть". Еще ребенок любит свою маму - она для него самая хорошая, какая бы она ни была: прямо такую, в халатике - потому что она просто мама. Без этого нельзя - нужно ощущение радости бытия, иначе потом будут психические проблемы. И именно так любят свою родину: какую есть - и без этого тоже нельзя, иначе потом не будет гармоничного развития территориального сообщества. Огромное количество городов и особенно рабочих поселков и лишены такого чувства априорного достоинства существования - и отсюда многие их социальные проблемы, о чем можно было бы долго рассказывать отдельно.

Взрослея, человек обретает многие другие установки. И он уже не в центре своей песочницы, а житель Арбата (Черемушек, Васильевского), сибиряк (уралец, волжанин), гражданин мира. На худой конец - просто джедай, как писали некоторые оригиналы в переписной графе "национальность". Но в любом случае самоопределение связано с какими-то уникальными свойствами человека.

Нужно обрести их и городам.

Но и здесь все непросто. Чаще всего город или территория получает "ролевую", профессиональную "привязку" - так появляются "города металлургов", "города ткачей" и "города нефтяников". Но и такое отождествление неполноценно - как если бы единственное, что человек знал бы о себе, так это то, что он слесарь (нефтяник, президент страны). А ведь человек еще и мужчина (женщина), брюнет (блондин), любитель пива (английской поэзии, ролевых игр), владелец "форда" (велосипеда, собаки) и т.д. В противном случае получится, как описывала специалист по городскому развитию Марина Либоракина: "В одном из промышленных уральских городов каждый год проводится карнавал. Это действо, которое любят все, в нем все активнейшим образом участвуют. Процедура вся выстроена по заводам и по цехам. Видеозапись нам показывали, там грузовик, на нем беременные женщины под лозунгом «Мы рожаем для завода!»[1].

Когда рожают для завода - это, конечно, перебор. Но и когда строят детям "города нефтяников" - ледяной городок в виде нефтяных вышек (я это видела в Ямало-Ненецком округе) - это тоже перебор. Кстати, в соседнем городке, где детям нефтяников строят ледяные городки в виде дворцов, на душу населения приходится значительно больше магазинов, кафе, салонов красоты, предприятий пищевой промышленности и малого бизнеса в целом - по какому-то странному стечению обстоятельств.

Кстати, и ледовые городки могут стать одной из отличительных черт города - и даже аргументом в привлечении жителей. Каково было мое удивление, когда именно ледовые городки Губкинского (это там, где они в виде дворцов, а рядом развивается малый бизнес) были упомянуты на "нефтяном" форуме в качестве аргумента, почему стоит ехать на работу именно в Губкинский - наряду с "инсайдерской" информацией о зарплате на градообразующем предприятии. Впрочем, что же удивительного: у нефтяников есть дети, и им должно быть в городе не только сытно, но и интересно. А из двух молодых городов-близнецов интереснее тот, где потрясающие ледовые городки.

Чтобы найти уникальные черты города, горожанам достаточно задуматься о том, чем он отличается от городов-соседей. Здесь важен именно взгляд со стороны. В пример можно привести тот же Петербург - город с самым сильным и цельным образом в стране (когда какой-то город России хотят похвалить как город, его сравнивают с Петербургом). Изучая становление образа Петербурга в знаменитой работе «Петербург и "Петербургский текст русской литературы"» замечательный филолог В.Н. Топоров указал на то, что писался "петербургский текст" в основном приезжими (а кто еще творит в столицах?). Так и для других городов: помимо «просто» сыновней любви необходимо осознание своих ролей и качеств (разных: ландшафтных, производственных, культурных, духовных) в ряду других городов. В обществе.

Пора дружить городами!

Примечания:

[1] Низовая демократия в России: проблемы и перспективы. Стенограмма круглого стола в фонде "Либеральная миссия". 24.04.06. http://www.sps.ru/?id=206905&cur_id=213310&PHPSESSID=

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67