Жертва коммерческого подхода

От редакции. Прокомментировать то, как проводимая в России военная реформа сказывается на военном образовании, мы попросили Олега Смолина, заместителя председателя Комитета по образованию Госдумы РФ.

* * *

Реформа военного образования в России, быть может, еще в большей степени, чем реформа образования вообще, оказалась жертвой коммерческого подхода. Очень многие военные учебные заведения, в том числе, - с исключительной, богатой историей, выселяются из центров городов. Из хороших районов Москвы - в Подмосковье, либо – в другие города РФ. Это происходит прежде всего потому, что у нас наизнанку перевернулся смысл понятия «строитель». Вообще-то это – самая мирная профессия, но в наших городах инвесторы превращаются в захватчиков чужих земель. Эта ситуация коснулась и военного образования.

В основе реформы, с одной стороны - экономия, причем в нерациональной форме, а с другой стороны – коммерческие интересы, связанные с освобождением участков земли, военных городков. Всего, на чем можно будет как следует заработать. И совсем необязательно освободившиеся земли и здания останутся за военными. Например, я знаю, что здание Ракетно-артиллерийской академии освобождали для Высшей школы экономики. И это – еще не худший вариант, потому что иногда здания освобождают просто для застройки.

Я думаю, что многие направления военного образования противоречат друг другу. Например: с одной стороны, мы сворачиваем число военных кафедр в вузах, а с другой – по новому закону о двухуровневом образовании - отменяем отсрочки для магистров, которые попытаются закончить магистратуру в другом вузе. Этим самым кладется конец всей болтовне о Болонском процессе и об академической мобильности студентов в РФ. Реально это приведет к тому, что студент не сможет продолжить образование в другом вузе (в этом случае он мгновенно потеряет отсрочку). Он должен будет либо продолжить образование в своем вузе, либо, если там нет магистратуры, просто не получит полноценного образования.

Что касается военного образования, то действительно очень многие выпускники специализированных учебных заведений либо не идут в армию, либо очень быстро ее покидают. Но это – не проблема военного образования. Это – проблема оплаты труда и социальных гарантий в самой армии.

Кстати, об оплате труда. Я недавно беседовал с военными – действующими полковниками и подполковниками. То, что они говорят про новую систему оплаты труда в армии, я повторить не могу: это не соответствует нормам русского языка как государственного. Но суть проблемы простая: если в медицине мы сталкиваемся с ситуацией, когда врач - узкий специалист говорит больному: а иди-ка ты к врачу общей практики или участковому (у того есть дополнительные 10 тысяч, а у него – нет), то в армии тоже может возникнуть аналогичная ситуация, когда офицер скажет: пусть тот, кому добавили зарплату, и выполняет приказ. Но армия – не та система, где можно применять искусственным образом созданные материальные стимулы.

Поэтому мне представляется, что реформа военного образования в том виде, в каком она сейчас осуществляется, скорее всего еще более понизит качество этого образования. Дай Бог, чтобы я ошибался.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67