"Творцы" среди людей

В начале июня центр современного искусства "Винзавод" в рамках премии "Соратник" вручил специальный приз "Моральная поддержка" осужденным и находящимся под следствием художникам. Это благородное на первый взгляд начинание было несколько омрачено принципом, по которому комплектовался список "Моральной поддержки". Если оставить за скобками менее знаменитых художников-акционистов вроде Яна Пищикова, который в апреле устроил "перформанс" с въездом джипа в арт-галлерею, где находились люди, в этом списке сразу обращает на себя внимание фамилия Ильи Трушевского.

Трушевский, напомню, насиловал в арендованной квартире студентку-первокурсницу, а его гость, не привыкший к такой вольности столичных нравов, обратился в милицию. "Винзавод" не смог остаться в стороне от этого инцидента и поспешил выразить свою поддержку. Представляется, что вся эта ситуация разворачивается в традиционной уже для России плоскости: гражданское общество против полицейского произвола. Однако никакого произвола в данном случае нет. Следователи МВД, кажется, даже нашли Трушевского социально близким элементом – не удивлюсь, если сотрудникам милиции даже нравится его творчество, например, проект "Сладкое". По крайней мере, вопрос об аресте художника, обвиняемом в совершении тяжкого преступления, ими не ставился.

Более того, против Трушевского в данной истории выступили и представители некоммерческих организаций, защищающие права женщин. Так что стандартизация в стилистике "плохие парни против хороших парней" тут не проходит. И в этом случае стоит разобраться, что именно морально поддержал в данной истории "Винзавод". Куратор премии Николай Палажченко, обнаруживший, что его подвиг не прошел незамеченным, уже выступил с неким подобием извинений, заявив о том, что нельзя смешивать профессиональную деятельность художника и его личные моральные качества. Так, дескать, и в Европе принято делать. Но такая попытка оправдаться задним числом, нужно признать, выглядит крайне неубедительно.

Для того чтобы понять, кого или что поддержал в данной ситуации "Винзавод", нужно вспомнить, как вел себя Илья Трушевский после встречи с сотрудниками милиции. Он писал яростные тексты в своем блоге, доказывая, что он "просто любит жесткий секс" и что деревенщина, которую он милостиво приютил в своей квартире, не смогла оценить его утонченных вкусов, приняв все происходящее за банальное изнасилование. В определенном смысле речь шла о художественной акции, которая по своей природе (как принято и в Европе) снимает с художника моральную и, видимо, уголовную ответственность. В ближайшем рассмотрении все это выглядит как дурная школьная достоевщина: тварь я дрожащая или современный художник? И Трушевский, как ему самому представляется, разумеется, не тварь. В этой системе ценностей твари - те, кто не дает ему насиловать женщин. О чем Трушевский и сообщал всем желающим через свой блог до тех пор, пока не нанял адвоката.

Специальный приз "Моральная поддержка" от "Винзавода" рожден той же псевдоницшеанской логикой. Он вовсе не является случайным жестком, формальностью или ошибкой. Мораль художника выше морали рабов. И оценивать поступки "креативного класса", согласно этой логике, нужно именно с этой надчеловеческой перспективы. "Винзавод", породивший безответственных и инфантильных "творцов", сам же им поддержку и оказывает. Ведь жить среди людей – это совсем не то же самое, что плавать в сладкой пене перформанса. Здесь за свои поступки нужно уметь отвечать.

Этот принцип, в частности, означает, что организация, морально поддерживающая художника Илью Трушевского, должна быть готовой столкнуться с организованным сопротивлением общества. Бойкот "Винзавода" в этом контексте выглядит вполне осмысленной, разумной и даже необходимой акцией, несмотря на крайнюю маргинальность его инициаторов.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67