"Политика караоке"

Либерально-демократическая партия Японии (ЛДПЯ), без сомнения, обладает всеми характеристиками "партии для всех". Ей удавалось держаться у власти в течение почти всех лет после Второй мировой войны. Важно отметить, что поражение ЛДПЯ (на выборах в верхнюю палату парламента Японии в 2007 году. – РЖ) было вызвано не тем, что ее отвергли избиратели, а тем, что сама партия раскололась. Удерживаться у власти партии позволяло то, что она гасила все внешние вызовы и была способна обеспечить рост уровня жизни. Задачу облегчало то, что японское общество компактно и относительно однородно по своей природе.

Возникает вопрос, была ли эффективной монополия одной партии. Если говорить об успехе экономической политики, то да. Экономисты могут много рассуждать о неэффективности японской экономики в разных аспектах (см., например, работы Ричарда Каца), но социальные издержки были относительно невелики. Общество было готово к ним, а подавление народного недовольства (в основном путем подкупа) обеспечивало то, что в стране не было сильного массового давления с требованием радикальных перемен. В целом система откупа от недовольных работала вполне успешно – по крайней мере, настолько успешно, чтобы убедить японцев в том, что потенциальные риски радикальных перемен (т.е. передачи власти оппозиции) слишком велики по сравнению с существующим уровнем комфорта, консервативными настроениями и стремлением сохранить статус-кво.

Закат монополии ЛДПЯ начался в 1990-е годы, когда руководство партии раскололось и часть его покинула ЛДПЯ. В результате возникли две партии – Либерально-демократическая и Демократическая (ДПЯ), различия между которыми можно определить с трудом и которые во многом являются зеркальным отображением друг друга. В обеих партиях личные связи имеют гораздо большее значение, чем идеология. Пусть бы хоть кто-нибудь объяснил мне, в чем существенная разница между ЛДПЯ и ДПЯ! Практически по любому вопросу в обеих партиях представлен фактически весь спектр мнений. И если бы внутри каждой из партий произошла серьезная перегруппировка сил, то на политическую арену могли бы выйти еще два оппозиционные партии.

Монополия одной партии практически не оставляла за пределами ее электората никакие социальные группы. Внешние силы создавали свои лоббистские группировки, а общество было достаточно богато, чтобы откупиться. Если какая социальная группа и была недостаточно представлена во власти, так это женщины.

Система власти не предполагала, что личность лидера играет значительную роль. Японскую политику часто называют "политикой караоке": не важно, кто ведет партию, важно, что все исполняют одну и ту же мелодию. Впрочем, изучение биографии политических лидеров помогает многое понять в японской политике: биография объясняет связи между конкретными политиками и истоки их союзов.

Исключительным случаем был случай экс-премьера Дзюнъитиро Коидзуми. Но ему не удалось заручиться особой поддержкой внутри партии, и в конце концов он ушел из политики. По сути, его целью был развал партии, и он во многом преуспел на этом поприще.

Поскольку роль конкретной личности в японской политике невелика, то жизнь партии не заканчивается с уходом со сцены ее лидера. Главное то, насколько успешной была экономическая политика. Проблемы последних правительств Японии проистекали из того, что они плохо справлялись с вопросами обеспечения ежедневных нужд японцев. Впрочем, "корпорация Япония" по-прежнему работает: страна остается богатой и стабильной. В условиях сокращения численности населения страна может позволить себе стагнацию и даже небольшой спад. И опять-таки – поскольку риски и издержки радикальных перемен чересчур высоки, а японцы по своей природе консервативны, они могут пожить еще какое-то время при сохранении статус-кво.

Естественно, доминирование одной "партии для всех" ведет к возрастанию роли бюрократии. Но, к счастью, японская бюрократия, при всем ее высокомерии, оказалась вполне работоспособной. Впрочем, в последние годы эта хваленая работоспособность пошла на убыль. Справиться с засильем бюрократии можно только путем создания альтернативы. Но японским политикам сделать это мешают как ограничения структурного порядка (размер штата сотрудников, возможности получения экспертных анализов, возможности установления связей с другими избирательными округами), так и желание бюрократии сохранить рычаги управления в своих руках. Кроме того, политики всегда полагаются на бюрократов, когда речь идет, например, о сборе средств на кампанию. А поэтому на свои отношения с чиновниками они смотрят как на отношения сотрудничества, а не соперничества. И почему должно быть по-иному, если по обе стороны противостояния находятся одни и те же партии?

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67