Новый корпоративный университет

Двенадцать лет назад мы с коллегами предприняли попытку создать учебное заведение нового типа – ЦКП (Центр корпоративного предпринимательства). На взлёте проект за пятилетку породил общероссийскую программу «Тысяча предпринимательских кадров», а потом постепенно увяз и утонул в рутине. Уцелел только ЦКП-Владивосток, на днях отметивший десятилетие.Тогда так и не удалось объяснить ни себе, ни другим, кого именно мы готовили в ЦКП, чему и зачем учили. Метафора «предпринимательства» казалась чересчур широкой, неконкретной, а кое кому – и сомнительной.

Загадку эту на самом-то деле загадал ещё Маркс, а затяжной XX век так и застрял перед бородатым сфинксом. Капиталист с пролетарием оба самоуничтожаются в акте порождения постиндустриального общества[1]. Кто же новый хозяин этого общества, и как, кстати, он там хозяйствует?

Подсказка есть у ветхого С. Платонова. В акте преодоления-овладения новый хозяйствующий субъект превращает частицу собственности из отчуждённой силы – в производительную. Выражаясь попроще – предприниматель производит на свет новую собственность, и заодно – в этом акте – самого себя как собственника доли в ней.

Российское проклятье в том, что евросоюзническое «aufheben» неизменно понимается у нас либо как «уничтожение» (жесткая большевистская версия), либо как «устранение препятствий к появлению» (мягкая либеральная). Если ставится задача создать свободных граждан – большевик приступает к поголовному истреблению душителей свобод, а либерал издаёт декрет о соизволении всем стать свободными и предоставляет откликнувшимся госгарантию под потребительские кредиты.

Солдатами не рождаются, собственниками – тем трижды более. Готовые институты произрастают на деревьях куда реже кренделей.

Создавать новую собственность.

Управлять её производительностью.

Становиться и оставаться собственником.

Этому мы собираемся учиться и учить в новом кадровом проекте.

Кого и для чего готовит новый университет?

Новый университет готовит собственников. То есть тех, кто умеет профессионально создавать новую собственность и управлять производительностью вновь созданной или старой собственности так, чтобы увеличивалась её стоимость, эффективность и мощность.

Сегодня эту компетенцию чаще всего называют предпринимательской (в шумпетерианском смысле). Речь идёт об умении на регулярной основе создавать новые бизнесы – в противопоставлении умению управлять ими.

В настоящее время собственников в явном виде не готовят нигде.

Компетенция собственника охватывает совокупность способностей выстраивать и контролировать систему отношений с субъектами всех форм собственности (частной, корпоративной, общественной) на активы, фонды и ресурсы, доступ (access) к пользованию которыми необходим для создания новой и/или повышения производительности существующей собственности.

Можно выделить три уровня новой компетенции:

· предпринимательская компетенция – умение управлять активами: создавать новые бизнесы, новые цепочки добавленной стоимости, из своих и чужих активов в рамках предпринимательских проектов, производить добавленную стоимость – иными словами, новую собственность – и присваивать её часть, соответствующую предпринимательскому вкладу;

· корпоративная компетенция – умение управлять фондами: строить корпорации, управляющие потоком предпринимательских проектов и оптимальным образом распределяющие между ними корпоративную собственность, т.е. совокупность фондов, находящихся в распоряжении корпорации;

· стратегическая (универсальная, общественная) компетенция – умение управлять ресурсами: совместно с другими собственниками в рамках общенациональной идентичности осваивать природные и человеческие ресурсы страны, производить на их основе продукты и услуги, удовлетворяющие общественные потребности, и использовать для этого совокупность общественных способностей.

Предпринимательская компетенция в новом университете лежит в основе всех других.

Задача нового университета – подготовить группу лидеров предпринимательской корпорации и команды сотрудников для каждого из них. Строительство ведётся снизу вверх: вначале будущим лидерам надо «поставить руку»: обучить предпринимательству согласно единому стандарту, даже если они интуитивно, опытным путём уже овладели искусством или приёмами предпринимательства; ведь будущим лидерам предстоит обучать других людей предпринимательству в рамках своих проектов, выбирая лучших из лучших. Сегодняшний учащийся как бы воспроизводит себя вчерашнего и далее им руководит. Таким образом, лучшие предприниматели поднимаются на корпоративный этаж. Затем начинается овладение формами взаимодействия корпорации с государством и обществом, и постепенно наиболее продвинутые лидеры корпорации формируют её универсальный, общественный, медийный интерфейс.

Иными словами, корпоративный университет строится по принципу «всплывающей пирамиды». Каждый следующий уровень пирамиды строится по поводу низлежащего и настраивается над ним. В противном случае конструкция без фундамента провалится.

С точки зрения подкачки кадров извне и поставки их наружу, новый корпоративный университет можно использовать в трёх базовых режимах.

· Заслонка закрыта, кондиционер гоняет воздух только внутри автомобиля, меняя его качество, но не количество и не состав. Университет постоянно переподготавливает людей внутри корпорации, организуя освоение новых компетенций и кадровый лифт. Но в результате корпорации потребуется «подсос» кадров на более низкие должности.

· Заслонка открывается, идёт подкачка стажёров извне. При этом корпорация включает в свой кадровый корпус всех выпускников, быстро и экстенсивно расширяясь.

· Подготовка кадров не просто обеспечивает, но и опережает рост корпорации. Поскольку внутренние возможности кадрового лифта ограничены, выпускники университета отправляются колонизировать окружающий мир.

Чем новый университет отличается от старых?

Новый университет не готовит бизнесменов.

Предполагается, что бизнесменов готовят существующие бизнес-школы, их можно купить на рынке (тема качества их подготовки здесь не обсуждается).

Собственник – не бизнесмен. Собственник направляет деятельность бизнесменов в нужное ему русло – аналогично тому как бизнесмен руководит наёмными сотрудниками. Естественно, при этом собственник среди прочего должен иметь достаточно детальные представления о бизнесе и соответствующие навыки (подобно тому как автовладельцу – для руководства наёмным либо персональным водителем – полезно иметь любительские права, общие представления об устройстве автомобиля и о правилах дорожного движения).

Таким образом, практические навыки управления бизнесом и знания, полученные в хорошей бизнес-школе, создают преимущества при поступлении в новый корпоративный университет, но сами по себе мало помогают овладению компетенцией собственника-предпринимателя.

Новый университет не фокусируется ни на образовании, ни на воспитании.

Классическая педагогика выстроена на триаде образование – обучение – воспитание. До сих пор в ней доминировало образование.

В новом корпоративном университете центральным процессом является обучение – специальным образом организованная передача компетенций от мастера к подмастерью. Причём обучение происходит в рамках реального предпринимательского проекта, максимально приближено к месту и времени фактической реализации проекта. В связи с этим центральный формат обучения в корпоративном университете – проектные сессии разного типа и уровня.

Корпоративный университет учит проектной деятельности, предметом которой является собственность. Конечно, обучение не живет без воспитания и образования. При прочих равных образованный стажёр легче осваивает проектный опыт и переносит его на новый предмет. Воспитание позволяет чувствовать и понимать социокультурные рамки предпринимательской деятельности, видеть новые тенденции и осуществлять целеполагание.

Однако, в новом корпоративном университете функции, связанные с образованием и воспитанием, в основном вынесены за формальные рамки учебного процесса. Целесообразно отбирать на конкурсной основе уже образованных стажёров и стимулировать их к самообразованию, принимать в университет тех, кто до этого получил хорошее воспитание, или предусмотреть соответствующую работу с участием лучших педагогов факультативно, например – на основе системы наставничества.

Это означает, что новый университет естественнее всего строить на платформе либо в тесном взаимовыгодном сотрудничестве с сильным классическим университетом.

Новый университет сводит к минимуму лекционно-семинарские формы работы.

В отказе от этой архаики, сохранившейся в основном в рамках постсоветской высшей школы, нет ничего оригинального. Например, британские университеты уже давно в значительной степени базируются на тьюторстве, т.е. неформальном руководстве учёбой студента со стороны преподавателя плюс библиотечном освоении всего объёма опубликованных знаний по предмету.

Лекционно-семинарская форма требуется в тех исключительных случаях, когда новое знание уже возникло, необходимо для обучения, но не отчуждено от личности его обладателя, и транслировать его обучаемым иным современным способом невозможно. Очевидно, такие ситуации будут представлять редкое исключение.

При этом прямое личное общение стажёра с педагогом-мастером не только не исключается, но поощряется. Однако, оно вовсе не сводится к трансляции и ретрансляции текстов и разбирательству с ними в семинарском режиме вопросов и ответов.

Новый университет избегает учебных примеров, имитационных моделей и кейсов. Традиционный университет создаёт искусственную реальность – типа детской игры, в рамках которой дети под присмотром педагогов играют в «дочки-матери». Долгое время этот способ был безальтернативен. Новый университет использует рискованный метод обучения в рамках подлинной (первичной) реальности, т.е. погружает обучаемого и обучающего в реальный проект, в рамках которого производит перенос деятельности с мастера на подмастерье.

Обучение во время полета на самолете очень опасно, потому что самолет может упасть. Пока хирург обучает ассистента, больной может умереть. Но безопасная учебная модель, искусственно воспроизводящая некоторые черты реальности, быстро устаревает. Кроме того, при таком моделировании ученики понимают, что деятельность ненастоящая, и возникает расхолаживающее ощущение игры понарошку. В новом корпоративном университете обучающая деятельность сама по себе, онтологически подлинна, и проблема отставания модели от реальности исчезает. Одновременно создаётся мощная мотивация для всех участников. Риск «полёта в спарке» ограничивается путём строгого конкурсного отбора мастеров и стажёров, а также культурологической, методологической, психологической поддержки.

Конечно, в новом университете используется и виртуальная реальность – в дополнение к офлайновой, но используется принципиально новым способом. Она постепенно перестаёт быть игрушечной, упрощающей моделью, снижающей риски и позволяющей «симулировать» реальную деятельность. Виртуальная реальность – в прямом словарном смысле слова virtual – становится не просто новой частью подлинной, онтологической реальности, но частью её управляющей надстройки. В этом смысле виртуальная реальность и процесс обучения, который в ней происходит в новом университете, важнее и подлиннее, чем привычная офлайновая реальность. Эта деятельность осуществляется с помощью новых мультисубъектных информационных технологий и инструментов, подобных существующим многопользовательским онлайновым играм и сетевым сообществам. Игра превращается в плацдарм новой реальности, который не просто становится частью старой, но должен обеспечить её завоевание.

Как работает новый университет?

Принцип плацдармов. Традиционные университеты в лучшем случае готовят студентов к деятельности, которая уходит в историю, как старые полководцы учат будущих танкистов скакать на коне с шашкой. В худшем – готовят специалистов по утопической специальности (согласно некой идеологеме, например, «научному коммунизму» или «свободному рынку»). Но это не порок, а запрограммированное свойство: традиционные университеты приспособлены не столько для того, чтобы обучать конкретной деятельности, сколько для трудоустройства преподавателей и присмотра за студентами.

Если же ставится задача готовить людей к завтрашней деятельности, нужно как можно точнее понять, как она будет устроена. Новый корпоративный университет должен иметь понятийный фундамент, обосновывающий и объясняющий, какой именно тип деятельности будет востребован завтра.

Всякий тип деятельности, относится ли его расцвет к далекому прошлому или светлому будущему, в тех или иных анклавах, укладах, формах всегда существует в любом обществе уже сегодня. Поэтому необходимо, как можно конкретнее описав этот тип, найти его плацдармы в настоящем.

Новая деятельность всегда испытывает острый кадровый голод. На плацдармы десантируются стажёры, которые обучаются прямо в боевой проектной обстановке, у бывалых предпринимателей, вместе с ними.

Таким образом, принцип плацдармов – это кадровая поддержка постиндустриальных управленцев в тех сферах и конкретных проектах, где новый тип деятельность уже возник.

Принцип расширения поля реализованных возможностей. Первые субъекты нового типа деятельности по отношения к старому потрясающе эффективны – как каратисты среди инвалидов. Для них весь мир – непаханое поле. Номинально предприниматель может реализовать огромное количество проектов, но физиологически обычно вынужден ограничиться одним. Поэтому на практике на каждую осуществлённую возможность приходится масса нереализованных. Смысл корпоративного университета состоит в том, чтобы нового человека «удвоить», «утроить», т.е. позволить делать вместо одного проекта – два или три. В первую очередь это достигается за счет решения кадровой проблемы. В этом смысле новый университет стремится к органичному расширению реальности, а не занимается насильственным «внедрением» в жизнь собственных ментальных конструкций.

Принцип раскрытия наличного потенциала. Потенциально любой человек, не страдающий церебральным параличом, способен овладеть новым типом деятельности – вопрос только в скорости реализации его способностей и потребном бюджете.

На ранних этапах овладения новым типом деятельности, когда технологии ещё несовершенны, для обучения надо отыскивать и отбирать стажёров, которые социально и психологически предрасположены к данному типу деятельности, уже успели приобрести опыт проектной деятельности. Идеальный вариант: находить и присваивать кандидатов, максимально готовых к новому типу деятельности. Это путь собирательства – в противовес земледелию.

По мере совершенствования технологии обучения планка требований к кандидатам будет понижаться, а круг потенциальных стажёров расширяться.

Принцип репликации. Репликация – термин из генетики, означающий процесс синтеза точной копии молекулы ДНК. Новый университет исходит из того, что компетенцию невозможно создать путем рассуждений о ней. Нужно просто приложить к матрице адекватно организованной структуры деятельности мастера неоформленную структуру подмастерья с целью сборки «оттиска».

Приходится учитывать, что носители практической компетенции чаще всего не способны ни понять, ни объяснить, в чем состоит секрет их успеха. Они, как правило, не видят себя со стороны, или видят превратно. Согласно принципу репликации, обучение происходит через перенос практической формы деятельности с действующего предпринимателя на участвующих в проекте стажеров, исключая трату времени на чтение учебников или выслушивание «охотничьих рассказов».

Принцип имплантации. Из библейской притчи о сеятеле известно, сколь важна среда, в которую падают зёрна нового типа деятельности, и где должна произойти репликация. В этом смысле искусственные кейсы, деловые игры и т.п. могут быть полезны лишь ограниченно. Чтобы перенести матрицу деятельности с мастера на подмастерье, нужно находиться в плаценте проектной деятельности, погрузиться в её живую ткань, в тело реальной задачи.

Принцип институционального синтеза компетенций. Продолжая генетическую аналогию, в синтезе новой ДНК из аминокислот опыта задействовано большое количество органоидов и молекул, организующих этот процесс: рибосомы, рестриктазы, транспортные молекулы и т.п. В новом университете эти функции выполняют педагоги, в роли которых выступают методологи, эконом- и политтехнологи, культурологи и т.д.

Процесс сборки, в котором синтезированы необходимые компетенции, называется проектной сессией. Классическая функция педагогики – оптимизации освоения и передачи нового знания и опыта – реализуется не столько через трансляцию разнообразных сведений, сколько через структуру и технологию процесса обучения, отражающую объективную структуру институтов собственности.

Принцип цепной реакции. В новом корпоративном университете «подмастерье» должен не просто стать копией мастера, но в свою очередь быть способным, готовым, мотивированным порождать себе подобных. Для этого недостаточно передать матрицу типа деятельности, необходимо передать способность к репликации.

Это свойство может быть передано за счёт конкретной структуры проектных сессий. Нужно, чтобы на опыте конкретного предпринимательского проекта мастер и подмастерье не на словах, а на деле осуществили «предметно-практическую рефлексию», вышли за пределы прежнего типа деятельности. Мы стремимся, чтобы на ограниченном материале они приобрели способность самостоятельно разрабатывать любые предпринимательские проекты аналогичного типа, доводить их до конца и оснащать новыми кадрами.

Как финансируется новый университет?

Из сказанного выше следует, что элементарной единицей учебного процесса в новом университете является проект, в котором создаётся новая собственность и формируются новые собственники.

Основное производство Пикалёвского комбината, помимо глинозёма, в качестве своих отходов даёт ещё сырьё для цементной и стекольной промышленности. Аналогично, новый университет, помимо кадров, производит на свет новое качество проектов, новую компетенцию старых собственников («мастеров»), и самое главное – новую собственность (в результате проектов, доработанных, обеспеченных управленческими кадрами и доведённых до успешного конца). Простейшей разновидностью проектов, с которыми имеет дело новый университет, являются инвестиционные. Следовательно, добавленная стоимость в них добавляется несколькими способами параллельно[2].

Поэтому деятельность университета – за вычетом краткого периода становления и возврата стартовых инвестиций, должна быть не просто самоокупаемой, но высокоприбыльной.

Затратная часть бюджета нового корпоративного университета в основном складываться из трёх статей:

1.Настройка и адаптация инструмента проектных сессий под конкретную задачу и набор проектов, их подготовка и проведение.

2.Обработка результатов проведённых проектных сессий, их воплощение в документы и планы дальнейших действий.

3.Совершенствование методологии, технологии, инструментария проектных сессий.

Самой затратной, естественно, является третья. Но здесь следует отметить, что за прошедшее десятилетие проделана большая работа и накоплен, помимо практического опыта, обширный документированный материал: публикации, стенограммы реализованных проектных сессий, аудио- и видеоматериалы. На первые 2-3 года исследования и разработки можно будет свести к капитализации накопленного материала, его воплощению в IT-продукты.

При организации проектной сессии все технические задачи (помещение, питание, презентационная логистика и т.п.) могут быть отданы на аутсорсинг. Бюджет проектной сессии, за вычетом логистической и презентационной частей, сводится к гонорарам ведущих экспертов и оплате расходов на работу группы ассистентов. Университету не требуется собственное здание и аудиторный фонд.

Постоянный персонал нового университета как части предпринимательской корпорации – небольшая группа высококвалифицированных специалистов, тесно связанная с её руководством, готовая адекватно и оперативно воспринимать и отрабатывать корпоративный заказ. Кроме того, для проектных сессий необходимо поддерживать стабильное ядро из 3-5 экспертов и 5-7 ассистентов, привлекаемых в основном на контрактной основе.

Примечания:

[1] "Самовозрастание капитала – создание прибавочной стоимости – есть ... совершенно убогое и абстрактное содержание, которое принуждает капиталиста, на одной стороне, выступать в рабских условиях капиталистического отношения совершенно так же, как рабочего, хотя и, с другой стороны, - на противоположном полюсе" (http://www.corpo.su/node/602)

[2] При проведении проектной сессии для работы с пакетом проектов, предложенных внешним заказчиком, как показала практика, возможны различные формы их финансирования, в частности:

· платежи собственников активов, заинтересованных в росте их стоимости в результате реализации проектов;

· платежи инвесторов, закладывающих в инвестиции затраты на проектную сессию как часть отбора, экспертизы и реализации проектов;

· платежи управляющих проектами, заинтересованных в экспертизе, доработке и сопровождении проектов;

· платежи менеджеров и стажеров проектов за обучение и повышение квалификации.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67