Народная антропология

Что такое народная социология, народная медицина или народная лингвистика – все знают: домыслы, принимающие форму расхожих штампов. Все эти доморощенные обобщения существовали в устной городской традиции, иногда – на страницах бульварных брошюр. Но Интернет создал народную антропологию, которая не воспроизводит предрассудки, а изучает их. Народная антропология исследует виртуала: человека, который ничего не скрывает от окружающих, и более того, не задумывается о том, что ничего не скрывает – и ее можно считать здоровой вуаеристской реакцией на разгул сетевого эксгибиционизма. Ничего преступного в этом вуаеризме нет – это не столько подглядывание в замочную скважину (что скрыто под «замком» в Сети, доступно лишь «для друзей», никто и не выставляет на обозрение), сколько проверка контрольных работ – что делать, если кто-то поторопился и написал контрольную плохо. Но если это не контрольная, а сочинение – там спонтанность даже приветствуется.

Сетевым сообществом, посвященным таким сочинениям, с неотъемлемым от этого жанра возвышенным пафосом, можно считать «один мой день». Сообщество это консервативно, как и положено «грамматикам» все технологические ухищрения для ретрофото, от ломографии до Инстаграма, в нем не поощряются – манерно и примитивно. Все, кто пытались протащить избыточную эстетизацию – как, например, женщина профессиональный детский фотограф, вывесившая нестандартные портреты своей маленькой дочери – вызвали бурю негодования, волну охоты на педоведьм и гневную отповедь модераторов. Ценность постингу придают фотографии таких максимально бытовых подробностей, как собственноручно приготовленная еда, особенно если человек живет в неродной ему культуре – например, Японии или Иране, предметы на туалетном столике, вид рабочего места или лужа по дороге в магазин. Приветствуются примеры интересной работы – один из постов был от брутального одессита, промышляющего в США трудом папарацци. Хотя вполне стандартные профессии, вроде преподавательницы ВУЗа или секретарши тоже вызывают массу положительных откликов. Главное, чтобы пост был неподдельно искренен, обнажал неприкрытую подлинность бытия.

Интересно отметить, что в какой-то момент существования сообщества в нем разразилась дискуссия по поводу постингов стиля «мой отпуск в Турции, Египте и т.д.» Модераторы попытались ограничить поток «групп в полосатых купальниках», чтобы сохранить некоторую чистоту жанра: все-таки сутки дауншифтера-фотографа в тибетской деревне или геев-фермеров в Тайланде более отвечают духу «одного моего дня». Вопрос степени толерантности в сообществе еще ждет своего исследователя-антрополога: сами модераторы в спорных случаях отсылают к «культурному бессознательному», которое является лакмусовой бумажкой нормы. Как выяснилось, народное подсознание не пропускает неохипповских детей, спящих голышом, но уже в состоянии обуздать хейтспич в случае с парой геев.

Другой пример народной антропологии – сообщество, в котором наоборот, все формы политкорректности радостно отринуты. Речь идет о «кисоклассниках», объединении охотников на «девушек, выставляющих себя как на продажу». Это своеобразные моралисты и «санитары эстетического леса»: обычно пост состоит из найденных в разных соцсетях фотосессий девушек, а иногда и юношей, которые самопрезентируют себя, неукоснительно следуя эротико-гламурным канонам изображения шикарной жизни. Эти каноны представляют собой гремучий сплав из сюжетов фривольных картинок начала позапрошлого и соблазнительных фотографий начала прошлого века – и художественных приемов модной фотосъемки и светской хроники наших дней (также, впрочем, испытавших сильное влияние эстетики софтпорно). Механизм вуайеризма полностью разоблачен членами сообщества, путем возведения его в особый антропологически-исследовательский прием. Авторы постингов как бы «страстно подглядывают» за девушками, которые и так не прячутся, а наоборот, демонстрируют себя во всей красе, зачастую набирая по нескольку тысяч друзей в социальных сетях. Но комический эффект рождается именно из принципа подборки: однотипность воспроизведения популярных образов, поз и ситуаций настолько уморительна, что авторы сообщества разработали целый словарь терминов для обозначения деталей облика, тщательно тиражируемых их жертвами. Из цензурно и, следовательно, наименее хлестко, но все равно метко звучащих можно привести в пример: дакфейс – губки в «утином» поцелуйчике, лиапёрд – непременные белье или одежда с «диким» принтом, гриль-кура – автозагар, самострел на фоне бардака – фото себя в зеркале платяного шкафа на фоне неубранной постели, очки-радиатор (аксессуар брейк-данса к месту и не к месту), крутая машЫна и т.д. Так же как и в «одном моем дне», критерии чистоты жанра интуитивны и складываются из коллективного бессознательного пользователей. Например, девушка продемонстрировавшая только зачатки «кисовости» в своем образе, была оправдана большинством комментаторов, а автор поста подвергнут остракизму за излишнюю придирчивость.

Еще одну поведенческую тенденцию выявили и неутомимо исследуют антропологи «нямского» сообщества «майонеза нах». В этом сообществе практикуется более тонкая ирония и менее прямолинейный стеб, чем в «кисоклассниках». Несколько лет назад излишнее увлечение домохозяек и доморощенных кулинаров, выкладывающих фоторецепты своих произведений в сеть, промышленным майонезом или кетчупом не стало бы предметом отдельного изучения. Но стиль здорового питания, популярность фермерских, «авторски» выращенных продуктов, открытость мировой кухне, как часть новой идеологии «креативного класса», сделали свое дело. Авторы сообщества совсем не обязательно обладают изысканным гастрономическим чутьем и профессиональными поварскими навыками. В литрах жирного майонеза, перепеченых до неузнаваемости продуктах, пошловато-причудливом дизайне салатов, тортиков и других блюд, несочетаемости ингредиентов им видится примитивизация вкуса и стиля жизни в целом. Несмотря на некоторую беспощадность, народная антропология – наука, противопоставляющая этой примитивизации не снобство, а вполне доступный всем savoir-vivre.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67