30 сентября, 19.00.
Открытое обсуждение темы «Личные стратегии русской интеллигенции в XXI веке».
Каковы перспективы просветительской традиции русской культуры XVIII-ХХ вв., что делать в новых условиях тем, чья ментальность предполагает стремление к улучшению социального мира вокруг себя через средства науки и культуры.
Модератор – Алексей Устинов (Костромской государственный университет им. Некрасова)
Участвуют: Андрей Архангельский (ИД Коммерсантъ), Сергей Дмитренко (Литературный институт им. Горького), Роман Евстифеев (РАНХиГС, Владимир), Александр Морозов (Русский журнал), Алексей Муравьев (Полит.ру), Сергей Никольский (ИФ РАН), Мария Орлова (Караван +, Тверь) и др.
Современный российский интеллектуал сталкивается с рядом вызовов эпохи, связанных с изменением культурных парадигм, определяющих развитие российского общества. Утрата со стороны просветительской идеологии определяющей роли в формировании модернизационной повестки неизбежно заставляет пересматривать жизненные планы многих из тех, кто так или иначе участвует в образовательных, научных и культурных проектах, чья жизнь связана с задачами просвещения и социального прогресса.
К обсуждению предлагается сопоставление индивидуальных перспектив современной российской интеллигенции и опыта отечественных интеллектуалов второй половины XIX века. На примере личных историй Ф.В. Булгарина, А.И. Герцена, М.Н. Каткова, Н.И. Костомарова, В.И. Ламанского, А.Н. Пыпина, А.П. Щапова, Н.Г Чернышевского и др. можно увидеть неразрывную связь персональных стратегий как с особенностью институций, обеспечивавших функционирование отечественной науки, так и в целом с динамикой социальных процессов, характерных для русского общества XIX века.
Цель последующей дискуссии – обозначить проявление в российской гуманитарной сфере характерных особенностей периодов активной модернизации в 1860-1880-х и 2000-2010-х гг., в частности, в научно-преподавательской и литературно-публицистической деятельности.
Круглый стол состоится в редакции «Русского журнала» (Малый Гнездниковский переулок, д.9/8, стр. 3а)