Кусок Москвы

"...Где купальни, бумагопрядильни...
...С гребешками отдыха, культуры и воды"...

Образы словно поверх текста, трансимажинизм. С ветерка, как бы помимо работы. Это меня тихо и ошарашило. После Маяковского, Есенина. Такая вот соприкосновенность. Словно это и не он, автор, а это ты сам догадался. Будто в стихах и не говорится об этом, а стихи сами просто похожи на это... Кстати, в этом и секрет всякого образа. Вот тебе и имажинизм...

Мандельштам. Думаю: а может, все-таки успел я, глотнул одного с ним воздуха возле пузырей-фонарей (у нас такие были на Новослободской, а в другом конце переулка на Тихвинке - лампочки под колпаками, будущие рабинские; еще почему я делаю стойку на Рабина - он как будто родом из моего "тихвинского", где есть всё. Кирпичные новостройки и доходные дома напротив. С лифтом, как на Петровке. Там трамвай, а там троллейбус. Там булыжник, там асфальт.

Чугунный гриб фигурного литья - коновязь, - а ведь телефонное дореволюционное Оно же - рама с десятками роликов и проводов на крыше. Колонка с водой, пожалуйста. Керосиновая лавка. Деревянное двухэтажное, и тут же куды тебе модерн-особняк - музыкальная школа, ныне посольство Ватикана. Даже так. В одном этом месте. Парк Зуевский. Типично рабинское хозяйство. Одно слово: столица. Центр. Кругом со всех концов сгребается все без особого разбора, и оттого все годится - само устаканивается. И ни в каком Санкт-Петербурге тебе такого не будет. *

* Это Москва, только что бывшая ближним загородом, концы и кусочки близ Камер-Коллежского вала и Окружной железной дороги на стыке ХIХ-ХХ веков сложились местами в столичную особую среду. Кроме Тихвинки подобное попадается (и еще чуть осталось) близ "застав" по Серпуховке, Тверской, на Девичке, по Погодинке. Но путаней салата нашего, тихвинского, по-моему, не было. На Девичке все регулярное, а тут - партикулярное, купцы норовили отличаться, и иной раз очень даже занятно. В первую голову ценя урбанизм той эпохи. И это чувствуешь. Все я как-то не попаду в город Кимры. А интересно. В 1962-м на первой, какую увидел, выставке Рогинского была картина: дом как дом, этажа четыре, и сбоку на небе надпись: "КИМРЫ..." Рогинский работал там художником в театре. А это город, ставленый как бы по "Августу 14" Солженицына. Удивление русских войск: местность сельская и вдруг - городской дом в три-четыре этажа. А то и больше: Цивилизация на ровном месте, вроде ни с того ни с сего, и полный порядок. Вот немцы: В Кимрах, говорят, дома купцы ставили в конце/начале века, чтоб торчал каждый не хуже, чем в Москве новейшие доходные. Впечатлявшие - да еще ведь и все советское время эта застройка была самая-самая настоящая, городская Москва. Именно. И у Рогинского вроде дом как дом, а на самом деле всем домам дом: Непонятно почему, а очевидно. Тогда он умел писать так: вещь как вещь в высшей степени. Утюг. А вот - Дом. Город: Город Кимры - по Савеловской дороге, Дмитровскому шоссе, мимо Тихвинского по Новослободской. И мимо Лианозова, Долгопрудного. Мандельштам, Рабин в Кимрах вроде не были. А точно?

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67