Код конспирологического детектива

Тигран Амирян. Они написали заговор. Конспирологический детектив от Дэна Брауна до Юлии Кристевой. – М.: Фаланстер, 2013. – 353 с.

Монография Тиграна Амиряна посвящена одной из самых популярных разновидностей современной развлекательной литературы – «конспирологическому детективу» (термин Бориса Акунина). Правда, сразу приходится сделать пару оговорок. Во-первых, жанр не только развлекательный. Во-вторых, литература не совсем художественная. И не потому, что «Код да Винчи» пришелся не по вкусу кому-то из критиков. Тигран Амирян утверждает, что отныне конспирологический детектив – это не забава, а вполне серьезный способ «прочтения» мира, способ, который в наше время становится одним из господствующих.

Посему какие бы претензии не возникали к первым отечественным работам на эту тему, а внимания и обдумывания они, безусловно, заслуживают.

Но обо всем по порядку.

По своему построению сочинение Амиряна немного напоминает анекдот про голодных студентов, заказавших одну сосиску и восемь вилок. Ровно половина книги – историческое и теоретическое введение. Полный, так сказать, комплект столовых принадлежностей. Затем следует главное блюдо - разбор романа Дэна Брауна «Код да Винчи» (не все, ой, не все согласны признать его сосиской вкусной и питательной, да и сосиской вообще), и пара изысканных десертов - главы про псевдо- или антиконспирологические «детективы» Арсена Ревазова «Одиночество-12» и Юлии Кристевой «Смерть в Византии».

Амирян начинает с истории жанра и возникновения его отдельных подвидов. После того, как в творчестве Эдгара По возник эталон жанра, детектив начал свое движение в массы. Во второй половине XIX века оформляются национальные версии классического детектива (повествование о реконструкции уже совершившегося преступления сыщиком, который в финале разоблачает виновного), прежде всего, английская. В них речь идет о борьбе со своим, домашним злом. В эпоху противостояния империалистических держав появился шпионский роман, где зло приходит извне. Наконец, в конце XX - начале XXI века возникает детектив конспирологический, в котором речь идет о вековечном противостоянии добра и зла уже в масштабе всемирном.

Национальные версии вполне подходили для экспорта в другие страны. Казалось бы, вроде и правильно сказал поэт Александр Кушнер: «Англии жаль! Половина ее населенья истреблена в детективах». А нам совсем не страшно. Более того, похоже, читателей, проживающих в странах с менее эффективной, чем в Англии, правовой системой, погружение в описание тамошних нравов совсем не пугает, более того, создает у них чувство защищенности.

Шпионский роман не вполне подходил для международной торговли, так как был задуман для воспитания патриотизма в отдельно взятой стране или военном блоке.

Иное дело, отпочковавшийся от него конспирологический детектив. Рожденный в США, стране иммигрантской, он претендует на то, чтобы стать жанром глобальным, не только как общераспространенный товар, но и как универсальная модель мира.

Напомним, что герой романа американского писателя Дэна Брауна, профессор Роберт Лэнгдон расследует убийство Соньера, сотрудника Лувра и по совместительству члена тайного общества «Приорат Сиона», каковое защищает земных потомков Иисус Христа (!!!) от террористической католической организации «Опус Деи». Внучка убитого Софи оказывается последней из рода. Именно эта тайна, то есть знание того, как устроен мир и как в нем на самом деле протекает борьба добра со злом, а не имя убийцы (оно становится известно довольно быстро) и есть награда, которую получает профессор-детектив за погони, зуботычины и правильно разгаданные ребусы.

Как получилось, что незатейливая и глубоко вторичная по своему «эзотерическому» содержанию история была издана миллионными тиражами и переведена на множество языков?

Отвечать на этот вопрос Тигран Амирян начинает еще в главе про вилки, то есть про свой метод литературоведческого анализа.

Эта часть книги уж совсем эзотерическая. Думается, что даже главный герой Дэна Брауна, «специалист по религиозной символике» бравый профессор Лэнгдон - и тот сел бы в лужу.

Дело в том, что Тигран Амирян пытается запрячь в одну телегу постмодернистскую философию, постструктуралистское литературоведение и психоанализ.

Биографический автор (литературоведческая категория) для Амиряна уже несомненно мертв. Хотя, как знать, может, и убит. Главный подозреваемый – француз, некто Ролан Барт.

Читатель (опять-таки как понятие теории литературы) – и здесь уже запахло мистическим триллером – чувствует себя очень паршиво. Похоже, главный заговорщик, известный под прозвищами «Субъект паранойяльного письма», «Конспирологический дискурс» и т. п., день за днем подмешивает ему яд в кофе, отчего бедный читатель порабощен «машиной желания», хочет, понимаешь, какой-то непонятной «истины».

Но надежда еще есть: на подходе детективы Делёз и Гваттари, которые готовы спасти несчастного и вернуть в самое что ни есть естественное для человека состояние - сделать полным телом без органов.

Впрочем, выводы, к которым в конце этого раздела приходит Амирян, на удивление простые и четкие. Конспирологический детектив – это текст, который, подобно параноику, настаивает на том, что мир вокруг даже не иллюзия, а злонамеренный обман тайных сил, который, впрочем, вполне можно разрушить, поскольку все вокруг взаимосвязано и подчинено единой логике.

Тем не менее, бред этот никак нельзя сводить к одному только биографическому автору с его детскими комплексами. Это бред не индивидуальный, а коллективный. По нынешним временам, даже глобальный.

Тигран Амирян напоминает нам, что боязнь заговора появились в XVIII веке. Эта болячка в первую очередь поразила власть имущих вроде Екатерины II. Однако в эпоху массового производства она становится доступной и для рядового потребителя. Дело здесь не только в успехах демократии и издательского бизнеса.

Все мы слышали, что есть такие науки, как квантовая физика и молекулярная биология. Есть еще, как было показано выше, и постмодернисткая философия, не к ночи будь помянута. Но как-то нисколько всё это не делает жизнь простого человека яснее и легче.

Единственный доступный обывателю вид рациональности - это «детективный метод», с которым благодаря книгам в мягкой обложке и телесериалам знаком каждый.

Конечно, здесь, как и в науке (вроде бы Солнце вращается вокруг Земли, а на деле-то наоборот!), всё совсем не то, чем кажется. Однако условия попроще: не нужно быть ни астрономом, ни математиком; необходимые данные может собрать любой желающий, и правильное решение может быть только одно.

Распутать преступление способна и домохозяйка, ты ей только волю дай.

В последних главах своей книги, посвященных романам «Одиночество-12» Арсена Ревазова и «Смерти в Византии» Юлии Кристевой, Амирян рассматривает примеры интеллектуальной игры с конспирологическим сюжетом. В первой книге увлекательные приключения разоблачителя тайных сил Иосифа Мезенина, вступившего в борьбу с древней сектой хатов, которые якобы убили его друга, в итоге оказываются бредом. В финале второй книги выясняется, что рассказ об убийствах членов тайного общества в городе Санта-Барбара и поисках исчезнувшего профессора-медиевиста, - это проба пера начинающего беллетриста, одной из героинь романа, журналистки Стефани Делакур.

Однако сколько бы ни ехидничали Ревазов и Кристева, едва ли им под силу перевоспитать читателя, сделать менее подозрительным и научить «проще» смотреть на мир. Похоже, что на глобальном уровне процесс идет скорее в другом направлении

К примеру, реально существующие организации «Приорат Сиона» и «Опус Деи», упомянутые в романе Дэна Брауна, после выхода в свет «Кода да Винчи» поспешили выступить с опровержением: дескать, совсем мы не такие, какими нас описал этот бессовестный автор, чем, собственно, и дали повод для далеко идущих читательских размышлений в духе «нет дыма без огня».

Некоторые под воздействием романа даже утратили веру в Христа.

Конечно, доморощенных борцов с тайными силами порой все еще лечат в специализированных учреждениях, но уже никто не мешает энтузиастам писать детективы из жизни Пушкина и издавать их миллионными тиражами, выдавая свои опусы за исторические монографии.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67