Как студентов РГГУ приобщили к тайным знаниям и секретным артефактам

На этой неделе в Российском государственном гуманитарном университете прошла церемония подписания "договора о сотрудничестве" между РГГУ и Фондом эффективной политики. А большой группе студентов РГГУ, которые недавно закончили обучение по первой совместной программе этого университета и ФЭПа, вручили студенческие сертификаты первого выпуска по специальности "Политическое проектирование и региональные стратегии".

Мост между теорией и практикой

А началось все три года назад, с выступления перед студентами РГГУ президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского. Как рассказала Ольга Павленко, заместитель директора Историко-архивного института РГГУ, доцент кафедры мировой политики и народонаселения, после выступления, во время чаепития возник разговор о серьезных проблемах с преподаванием политических наук в вузах. Тогда в университетских курсах аналитика как таковая, экспертная аналитика вообще отсутствовала; было очень много теории, часто заимствованной из прекрасных классических западных учебников, но трудно поддающейся сопряжению с реальной ситуацией в России. Словом, не было моста, который бы мог соединить теоретическое знание, теоретическое моделирование, с одной стороны, с прикладной экспертизой и очень серьезной политической работой - с другой.

Так, в ходе разговора за чаем, зародилась идея: попробовать сделать образовательную программу, которая стала бы общей площадкой университетского знания и того огромного опыта политической работы, который имеет Фонд эффективной политики. И постепенно, шаг за шагом она стала создаваться.

Такое соединение было необходимо как университету, так и ФЭПу. По словам ректора РГГУ Ефима Пивовара, "программа как раз и явилась конкретным проявлением реализации университетом одной из своих важнейших функций. Эта функция заключается в том, чтобы гуманитарное знание более тесно переплеталось с реальной гуманитарной практикой, которая существует в нашей стране... Произошло вовлечение студентов и магистрантов, преподавателей университета в реальную политическую инновационную деятельность, которая крайне важна и для страны в целом, и для нашего гуманитарного образования".

"Мы благодарны Фонду, - сказал Ефим Пивовар, - за то, что в трудный переходный период существования РГГУ, который начался и, я считаю, все-таки успешно завершен несколько лет назад, он поддержал эти позитивные тенденции".

Почему это было важно и ФЭПу? Подводя итоги работы совместной программы ФЭП-РГГУ, Глеб Павловский сказал: "Эти три года были интересны для нас, потому что до этого мы, признаться, относились к молодым людям как к кадровому сырью. Просто потому, что надо было действовать быстро, а когда действуешь быстро, недостаточно вкладываешься в образование". Теперь пришло время для новых образовательных проектов. Обращаясь к присутствующим на церемонии, Глеб Павловский сказал: "Что такое эффективность политики? Это способ приобрести преимущество. Собственно говоря, то, чем занимается ФЭП, - это помощь политикам в приобретении преимущества, его наращивания и его удержания. Думаю, это имеет отношение и к образованию. Тот, кто читает книги (а вы находитесь в периоде, когда вынуждены читать книги, поскольку вы учитесь), имеет преимущество перед тем, кто читает только газеты. Тот, кто читает газеты, имеет преимущество перед тем, кто только смотрит телевидение. Вы это со временем почувствуете, если будете правильно читать правильные книги. Мы, со своей стороны, влезли в эти образовательные проекты сперва с некоторым недоверием, а сейчас уже увлеченно движемся к тому, чтобы их расширять. В каком-то смысле образовательное направление превращается в одно из направлений нашей деятельности. И мне очень приятно, что спутниками в этом нашем движении являются прежде всего студенты, с которыми мы работали".

Почему РГГУ

Почему выбор пал именно на РГГУ? Руководитель образовательных программ Фонда эффективной политики, доцент РГГУ Ирина Чечель объяснила это так: "РГГУ - это университет, который находил себя и в традиционном, и в нетрадиционном пространстве; университет, который пытался создать свое лицо в переходные годы, точно так же, как и ФЭП (соответственно, он и культивировал традицию, и уходил от нее). Основой нашего выбора было желание понять, в чем мы могли бы, с одной стороны, соблюсти традицию (традицию мысли, интеллектуализма, научных школ, отношения к политической действительности, которая, конечно, существовала и в Российском государственном гуманитарном университете), а с другой стороны - как мы и они могли бы от нее уходить; в каком направлении мы бы шли, как бы корректировали друг друга, что бы мы давали друг другу. Мне кажется, что эта переходность, это ощущение такого сложного комплекса реальности, которое существовало и в ФЭПе, и внутри традиций Российского государственного гуманитарного университета, нам и позволило обратиться к ним. Думаю, что и наше предложение их устраивало. Иначе говоря, они видели в нас очень разнообразный потенциал, который мог развиваться и открываться в диалоге. Мы получили с обеих сторон что-то промежуточное между традицией и новацией".

Добровольно - в политику

Эта программа формировалась на добровольной основе, для тех, кому это интересно. Тем не менее все студенты прошли серьезнейшее собеседование. Ребятам задавали самые разные вопросы. Критерии отбора сознательно не были формализованы. Ирины Чечель рассказала: "Когда-то мы обращали внимание на реактивность, когда-то - на способность четко выделять проблему... мы просто пытались увидеть в человеке то, что могли бы развивать, и в каждом случае это было индивидуальным, касалось и его компетентности, и его характерологии, и нашего видения того, что из него может выйти. То есть каких-то ограничений в смысле выбора у нас с самого начала не существовало, мы были открыты всем предложениям, мы искали людей, которых могли бы рассматривать не как новичков, а в качестве не только в какой-то степени сложившихся личностей, но и сложившегося образованного класса, который мы могли бы привлекать к абсолютно равноправной деловой работе с нами. Что мы, собственно, и делаем".

Не всем удалось выдержать "вступительные испытания": заявлений было в два раза больше (отсев был серьезным).

Базовым для проекта стало Отделение международных отношений Историко-архивного института, но в программе участвовали и студенты-социологи, и политологи, и те, кто учится на факультете архивного дела, на философском факультете.

Какими были цели первой программы

Первая программа ФЭП-РГГУ стала двухгодичной. На базе Российского государственного гуманитарного университета (с подачи ФЭПа) проходили форумы русской политической культуры, "круглые столы", выступления ведущих политиков. По признанию Ольги Павленко, в РГГУ пришли известные люди - те, кто формирует политику, и люди, которые формируют интеллектуальное мнение современной России. "Они смогли открыто общаться со студенческой аудиторией и, что называется, действительно формировать у ребят полемическую культуру: студенты с ними общались и очень серьезно дискутировали. Поэтому я считаю, что этот первый результат был очень эффективным".

Вот что Ирина Чечель рассказала о первой программе: "Мы пытались порассуждать о том, что такое общая рамка политики, что общая рамка политики - это всегда определенные категории мышления о политике. Но в данном случае мы были ограничены не абстрактными рассуждениями о том, какова политика, какой она должна быть, а рассуждениями о том, насколько эффективна мысль политики. Потому что можно быть успешным бюрократом, можно быть прекрасным процедурщиком, прекрасно представлять себе процедуры в политической работе, но не быть эффективным политиком. Что влияет на самоощущения эффективного политика, каким образом мышление о политике претворяется в адекватную, актуальную, ревностную (в определенном смысле) и трезвую политическую мысль - нас это интересовало с самого начала. И свое представление о том, что есть политическая эффективность, мы пытались вложить в этот курс. Как мыслить политически - и с точки зрения философской, и с точки зрения процедурной, и с точки зрения карьерной, и с точки зрения технологической... Это многофункциональный подход и - больше того - многофункциональный процесс".

Что касается ожиданий студентов, то вначале они ждали от этой программы просто получения практических навыков. Однако в процессе работы поняли, что их ждет нечто большее. "Сначала у нас со студентами была определенная степень взаимного несоответствия, - продолжила рассказ Ирина Чечель, - потому что они приходили к нам, думая, что мы являемся не аналитиками, а практиками. А мы не могли никак понять, практики ли мы, поэтому, когда они нас начинали спрашивать в каких-то очень определенных формах о практической деятельности, как они ее видели, мы понимали, что занимаемся абсолютно не этим. Мы заняты скорее теоретической работой, нежели практической, для нас гораздо важнее быть не менеджерами, а философами в политике и только через это - менеджерами политики. А они от нас постоянно требовали практического выхода, думали, что все происходит ремесленно: есть какие-то концепции, есть способы, есть умения, есть навыки - и этого достаточно. Не хочу сказать, что эти проблемы ушли, но, во всяком случае, они как-то стихли. И стихли именно тогда, когда мы начали находить какой-то третий язык: не язык высокого интеллектуализма, не язык практической работы, а язык теоретического практицизма, который определил не только наши отношения со студентами, но и отношения с администрацией университета. Он просто мгновенно поставил все на свои места. И мы очень признательны студентам, которые фактически нам доказали, с одной стороны, что мы аналитики в большей мере, чем практики, а с другой стороны - что в общении с ними мы можем вырабатывать какие-то новые формы самоосмысления, которые определяют в дальнейшем движение вперед".

Отзывы студентов

Антон Шапарин, студент 3-го курса соцфака РГГУ и выпускник программы ФЭП-РГГУ, так рассказал о своих впечатлениях: "РГГУ дает нам теоретическую базу, а ФЭП - более технологическую. Во время учебы по этой программе мы прослушали курсы как теоретической направленности (нас готовил Глеб Олегович Павловский, мы прослушали курс лекций Александра Пятигорского "Как я понимаю политическую философию"), так и практической. Например, полгода стажировались в Институте инструментов политического анализа у Александра Шпунта и получили совершенно неоценимый опыт по работе с информацией, с источниками, по тому, как нужно структурировать разнообразные данные.

С Максимом Меером мы подробно разбирали политические кризисы. Например, он говорил: есть такая ситуация - убили, допустим, Сарсенбаева в Казахстане (из-за этой ситуации фактически была отложена конституционная реформа в Казахстане). Кто его убил, зачем? И мы анализировали: как, почему, зачем и что это за собой повлекло... Такой разбор, погружение в ситуацию, ее понимание и применение к российским реалиям - все это дало очень серьезный опыт. Программа стала для многих из нас большим и серьезным шагом вперед. Многие уже продолжили карьеру в этом направлении, несмотря на юный возраст.

Еще мы (четырнадцать участников проекта) написали в соавторстве книжку "Секретные тюрьмы ЦРУ". Она издана в издательстве "Европа". Книга посвящена проблеме использования американскими разведслужбами секретных тюрем, в которых не соблюдалось законодательство, применялись пытки..."

Наталья Макарова, выпускница факультета архивного дела Историко-архивного института, вспоминает: "Когда я шла в эту программу, я по-другому представляла себе политический процесс. Во время учебы по этой программе нам было чрезвычайно интересно понять политическую кухню: как это происходит? И в результате мы узнали, что политика - это серьезная аналитическая работа, занимаясь которой приходится много учиться и много думать.

Для меня это стало отличным переходным периодом от учебы к работе. Возник совершенно другой взгляд на жизнь: теория на практике оказалась другой, нежели это представляется, когда ты просто учишься. И, конечно же, то, что мы получали в науке, нам очень пригодилось. Я считаю, что без науки не должно быть практики.

И еще: я не считаю, что политика - грязное дело. Я услышала массу умных, образованных людей. Существует некое абстрактное представление о том, что в политике все происходит само собой. А сейчас я вижу, что это - серьезная работа".

Андрей Городов, выпускник РГГУ 2007 года, выступал в этот день перед всеми собравшимися: "Как человек, прошедший путь от кадрового сырья до кадрового продукта, о чем, собственно, и упоминал Глеб Олегович, я хотел бы сказать несколько слов. Во-первых, очень здорово, что мы, как первопроходцы, стали первыми, но не оказались последними в этом ряду, что этот проект продолжается. Для нас это был огромный опыт, потому что, казалось бы, политические технологии - это не наука, это ремесло, а ремеслу можно научиться только у большого мастера. В то же время нет ничего более практического и эффективного, чем хорошая теория, - то, что дает нам наш университет. И как раз на стыке вот этих двух вещей была создана эта программа, где использованы ведущие теоретические разработки - как академической среды, так и теоретизирующих практиков (например, лекции Глеба Олеговича, которые закладывали категории политического мышления). И с другой стороны - возможность общаться и работать с практиками, как это было, например, на семинарах с Максимом Меером, где применялись схемы позиционного анализа ситуации на Украине и была возможность проверить их результаты через человека, который обладает инсайдерской информацией. А также с Кириллом Танаевым - по передовым схемам устройства и работы с современными СМИ в России. И конечно же, нужно отметить большой практикум работы с Александром Шпунтом.

Поэтому я очень благодарен за то, что нас впустили в этот дом и приобщили к тайным знаниям и секретным артефактам, и надеюсь, что это дело будет продолжаться и дальше и принесет большой результат. А результат мы сможем оценить через пять-десять лет - по тому, какое место в современной, в будущей политической системе займут те лица, которым сегодня выдали сертификаты".

Новый договор

Главным итогом совместной программы ФЭП-РГГУ стало подписание нового Договора о сотрудничестве между Фондом эффективной политики и Российским государственным гуманитарным университетом. Это, прежде всего, магистерская программа - "Политический консалтинг в международных отношениях", которая будет развиваться на базе РГГУ и ФЭПа и в которой смогут участвовать студенты из разных вузов страны. Сейчас важно, чтобы программа организационно была запущена и со следующего учебного года смогла бы принять первых магистрантов.

Вторая форма работы - это образовательная программа "Интеграционные процессы на постсоветском пространстве", которую со стороны РГГУ будет курировать ректор - Ефим Пивовар. Она тоже рассчитана на то, чтобы привлекать не только студентов из России, но и широкий контингент студентов из стран СНГ, которые обучаются в РГГУ в рамках партнерских отношений России и стран СНГ. Особенно активные контакты сейчас со студентами из Казахстана в рамках программ ШОСа.

Может быть, через пять-десять лет кто-то из нынешних участников программы станет известен всей стране?

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67