Главное - маневры, или Стада медведей

Памяти Абрама Каннибала, поэтаТема:

Вот есть в Луганске поэт Ярослав Минкин, например.

Он пишет такие стихи:

Его же перу принадлежит стихотворение "Отцовство трехдневной задержки менструации".

Ладно.

А вот есть в Москве поэтесса Алина Витухновская.

Она сидела в тюрьме, любит зачем-то писателя Лимонова и пишет такие стихи:

И еще ее перу принадлежит стихотворение "Чеченский кокаин".

Хорошо. Но и это еще не все.

В Луганске кроме Ярослава Минкина есть поэт Александр Сигида.

Он пишет такие стихи:

Александр Сигида является также автором стихотворения "Вакцина".

Просто замечательно!

Но вот что сообщили на прошлой неделе информационные агентства: поэт Ярослав Минкин проинформировал их о том, что поэт Александр Сигида в Киеве во время выступления российских авангардных поэтов в литературном кафе "Бабуин" напугал поэтессу Алину Витухновскую.

" Сигида танцевал с пакетиком кефира и кричал, что все буржуи. И наконец, поймал Алину Витухновскую и крепко ее обнял, а так как людей было много, она не смогла отвертеться. А потом Сигида пошел к организатору фестиваля Александру Кабанову и сказал, что фестиваль буржуйский, именно поэтому нам и дали выступить", - вот какую штуку сообщил информационным агентствам Ярослав Минкин.

Поэт Александр Кабанов из Киева тоже написал стихотворение. Называется "Кросавчег":

Отлично.

Что-то я все об Украине пишу. И короткими какими-то фразами. Наверное, ностальгия.

Ну и жара тоже.

Источники:
http://www.sun.leasat.net/minkin.htm
http://www.alinav.ru/
http://www.sun.leasat.net/text/sigida8.htm
http://ll-media.info/cgi-bin/viewnws.cgi?nws=200606141157
http://www.poezia.ru/article.php?sid=43882

Вариации:

Я боюсь поэтов, с детства. В детстве я однажды попал в кружок молодых стихотворцев как раз при киевском Дворце пионеров. Это случилось нечаянно: я написал какой-то реферат для олимпиады по литературе, и меня пригласили.

Надо сказать, что реферат мой не имел официального успеха. Он был посвящен образу Киева в русской поэзии XX века и страдал, по словам выступавшего на подведении итогов олимпиады поэта Мыколы Сынгаевского, вольного сына эфира, "вкусовщиной".

Но время такое было, что за одно и то же вольные сыны эфира осуждали, а прогрессивные руководители кружков - привечали. И вот меня приветили и позвали на заседание. На заседании мне, в общем, понравилось: там все читали стихи, некоторые про одиночество, некоторые - про весну. Как раз весна и была. Я, по молодости лет, тоже решил выступить и прочитал стихотворение Абрама Каннибала про медведей (ударение на последнем слоге, как написал бы замечательный прозаик А.Слаповский).

Абрама Каннибала мы придумали с моим другом Женей М. Этот Каннибал был поэт и написал много хороших стихотворений. Например, такое:

Но в основном стихотворения Абрама Каннибала начинались словами "представьте себе". Таков был его творческий метод. Зачин стихотворения про медведей (ударение на последнем слоге, как опять написал бы замечательный прозаик А.Слаповский), например, был такой:

И дальше тоже было великолепно: там являлись "стада медведей" (ударение на последнем слоге, как еще раз написал бы замечательный прозаик А.Слаповский) и производили в душе лирического героя сильнейшее вдохновение.

Стихи имели успех, хотя, конечно, с моей стороны это было чистое свинство. Потом все молодые поэты (среди которых был, кстати, один прозаик, читавший на заседании кружка свой рассказ о путешествии в Космос) пошли гулять по днепровским склонам, и одна девушка из кружка спросила меня: "А что вы исповедуете?", а я и не нашелся, что ответить, потому что был только начинающим циником, а цитаты из Абрама Каннибала у меня припасено не было.

Больше же всего меня поразило вот что: молодые кружковцы хотели печататься и все время об этом говорили.

Все, что изложено ниже, говорится человеком, который плохо разбирается в современной русской поэзии и, хотя и читает иногда новые стихи, полагается в своих суждениях, скорее, на смутные интуиции, чем на историко-литературные схемы.

Поэзия требует странного. Для успешного функционирования ее войска должны быть одеты в мундиры разных армий, вступать в междоусобные поединки и браниться по-матерну на всех языках. Авангардные части просто обязаны грабить обоз, обоз же должен стремиться, опираясь на тылы, пробиться вперед (не очень понятно, зачем и то и другое). Мало того, время от времени здесь вспыхивают смертельные битвы между кавалеристами и саперами, которые, невзирая на арьергардность или авангардность, мутузят друг друга, призывая себе на помощь кто швейцарских ландскнехтов, а кто - китайские ракетные войска. Драгунские же капитаны числят гусарских полковников в подпрапорщиках и наоборот.

Грубо говоря, поэзия - это игра, в которой правила меняются по мере ее протекания, причем основное удовольствие отдельных игроков и некоторой части болельщиков как раз и состоит в отыскании новых правил, другие же настаивают на соблюдении принятых договоров и конвенций.

И все это - не для удовлетворения каких-то там личных стратегических амбиций. А просто для радости сказать что-то новое на родном языке, чтобы другие запомнили - если и не сказавшего, то сказанное.

Если взглянуть с этой точки зрения на современное состояние русской поэзии, картина покажется довольно унылой. Все разбились на кружки по интересам и политкорректно тянут каждый свое слово.

Армада поклонников святого Иосифа (он же - папа Карло) продолжает прилежно строгать акмеистическое полено, полагая, что чудо может повториться и веселый мальчик Буратино высунет свой нос из стружки сосновых шестииктных дольников.

Последователи футуристов привычно поражают воображение читателя демонстрацией обнаженных частей тела и рифмами вроде "Ганибалл - не газдрубал", а также сопряженными с ними сюжетными ходами.

Мрачные фрачные балалаечники в надетых шиворот-навыворот косоворотках рубят правду-матку четырехстопными хореями и ямбами, напирая на исконность этих греческо-немецких метров.

Мастера центонов все пытаются выложить из кубиков "Лего" слово "Вечность", одновременно слегка рванув на груди рубаху, приобретенную в одном неплохом миланском магазине.

Бормотуны-верлибристы делают вид, что не было ни "Нашедшего подкову", ни верлибров Блока, а весь русский свободный стих придуман в Исландии в прошлом году одним очень модным лауреатом разных французских премий, одну секундочку, у меня тут где-то записана его фамилия, очень хороший поэт.

Женские поэты наконец-то разучились говорить по-ахматовски и голосить по-цветаевски: похвала, впрочем, еще небольшая.

А есть еще ведь и рэперы с перьями в разных местах, и всякие разные гришковцы со стихотворениями в прозе, и барды всех возможных калибров и переливов исходной струны.

И все это хочет печататься. И печатается. И ничего из этого запомнить невозможно. Что "я родился на стыке эпох, в их пустых и пыльных сусеках", что "Муром, родина родная", что "ты, европеец, ленивец, сибарит/ гладишь кошку, глядя на меня исподтишка".

Как видим, разнообразие имеется, но это разнообразие постоянного перемирия. Имеющие место стычки (объединение "Медведрус" против товарищества поэтов "ЕвроBear") носят сугубо имитационный характер, напоминающий, скорее, не о веселой войне, а о маневрах "Буря в стакане воды" в рамках соглашения "Россия - НАТО".

Генералы пишут отчеты и получают звезды, полковники пишут отчеты и надувают щеки, майоры пишут отчеты и пьют (нюхают) горькую (горькое), рядовые... рядовые тоже пишут отчеты и танцуют с кефиром. Разница между числящейся в майорах поэтессой из Москвы и совершенно рядовым поэтом из Луганска также сугубо имитационна: ни одно слово первой не лучше и не хуже, на взгляд непросвещенного читателя, ни одного слова последнего.

Остаются лишь знаки различия и некоторая асимметрия в танцах, впрочем, также компенсируемая многолюдством публики в литературном кафе "Бабуин".

Для пикантности можно прибавить: поэт N, автор "Нового мира". Или наоборот: поэтесса M, автор газеты "Жизнь" и телепрограммы "Бастурма с Валерием Настурбиевым". Кому какая разница?

И ведь не то чтобы маршалов не было. Вроде бы есть маршалы. И имена могу назвать. Не менее десятка.

Нарочно не называю.

Потому что армий нету. Маршалы, как Суворов при Павле, сидят по имениям, аукаются через поля и леса. Иной раз откликнется кто, иной раз - нет.

На первый план при этом выходят не поэты, а кураторы (они и сами пишут стихи, как правило, но обычно не претендуют на звание выше капитанского). Те, которые заказывают в типографии карты, те, кто хотят печататься. И все время об этом говорят.

И все это, строго говоря, с точки зрения читателя - грустно.

А впрочем, закончится все хорошо. Как обычно.

***

Кстати, призываю своих соавторов на этот раз комментарии писать исключительно в стихах. Благо, верлибров никто пока не запрещал.

И из уважения к памяти Абрама Каннибала начинать их словами "представьте себе".

Комментарии:

i_shmael aka Н.И.Балл

(с) filin

BorisL

Дима Фон-Дер-Флаасс

Павел Воронцов

Kokojambo

БРОНЗОВЫЙ ГОСТЬ

Обсудить тему, вариации или комментарии || Ознакомиться с чужими комментариями

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67