Fiction-регионализм

"Регионализм" - мягко сказано, это в данном случае очень осторожный политкорректный эвфемизм. На самом деле книжка "Владивосток 3000" наполнена откровенным, трубящим в трубы дальневосточным сепаратизмом. И то, что эта черная метка централизму пришла из области поп-культуры – факт не только забавный, но и многозначительный. Это совместное творение двух известных владивостокцев, хотя известности и популярности на их долю выпало отнюдь не поровну. Приморский журналист Василий Авченко, автор удачной non-fiction прозы "Правый руль", в которой ноток означенного регионализма уже было хоть отбавляй, объединился с рок-суперзвездой Ильей Лагутенко. И вместе они выдали эту мечтательную утопию о прекрасной Тихоокеанской республике, упакованную в сюжет шпионского детектива и декорированную полумистическими фантазиями и морской романтикой.

В республике той нет коррупции и почти нет преступности. Разве что нехорошие китайские контрабандисты заявятся. Там никто не курит табака, но марихуана легализована в специально отведенных местах, что в твоей Голландии. Все госслужащие одеты там в форму, напоминающую морскую, и вообще все организовано на военно-морской лад. Высочайший уровень образования и такой же – жизни. Республика производит свой хай-тек, плодотворно торгует со всем богатейшим тихоокеанским регионом и хочет "замутить" с "Азиатскими Тиграми" Союз, вроде Европейского, только круче (и тогда имперской Московии станет совсем худо), отвоевывает у моря сушу по японской технологии, по стопам этого государства идут Сахалин и Магадан (и от этого Москве тоже совсем нехорошо), люди там культурнее и приятнее, чем в центральной России. И заваливают весь мир тоннами морепродуктов. И гордо ездят с правым рулем. Постоянным саундтрэком к этому благоденствию служат песни «Мумий Тролля».

Трудно сказать, насколько серьезный вклад литературного труда внес в эту книгу Лагутенко, быть может, просто дал разрешение на использование своего имени, названий и фрагментов своих песен, которыми нашпигован текст. Интересно другое – вполне респектабельный, если не считать нескольких soft-социальных и, мы бы сказали, околопротестных песен из поздней части творчества, селибрити "подписался" на проект, который, пусть и только в пространстве художественной литературы, но, однако же, самым недвусмысленным образом бросает вызову постулату о "территориальной целостности". С Путиным встречался, за амурского тигра его просил, а сам то вон чо, оказывается, мечтает отделить от нашей единой и неделимой свою малую, дальнюю родину.

Точно так же и вопрос о чисто литературных достоинствах повести, весьма скромных, надо сказать, (ни на что не претендующая беллетристика, в меру сил расцвеченная морским романтизмом и региональной экзотикой) является сугубо второстепенным при оценке этой книги как некоего прецедента. Главное, что "Владивосток-3000" – это самый натуральный манифест регионального сепаратизма. И то, что в данном случае он облачен в относительно несерьезную, легковесную форму приключенческой беллитристики и фантастики должно бы, по правде говоря, только сильнее встревожить радетелей "целостности". Потому что в наше время массовая культура – это тот инструмент, посредством которого идеи овладевают массами. Или показатель того, что эти идеи массами уже овладели. И средство при помощи которого массы прощупывают на предмет готовности к принятию этих идей. В любом случае – тревожный звонок для тех, кто до сих пор заходится в падучей ненависти при напоминании о фразе Бориса Ельцина про "берите суверенитета".

Любопытно сопоставить "Владивосток" с аналогами из области отечественной фантастики. Невероятную популярность в ней жанра ретро-утопий метко и не без яда отмечал Константин Крылов. "Ах, если бы, то…" Это ностальгическая, абсолютно регрессивная по сути своей интенция, разоблачала то, в каком, на самом деле, жутком состоянии находилось мировосприятие российского человека нулевых. Сослагательное наклонение стало его последней отрадой. Ретро-утопия – бесплодная мастурбация, сладкие грезы даже не о России, которую потеряли, а о той, что никогда не существовала, но теоретически могла бы быть.

"Владивосток 3000" вышел уже в новом десятилетии и являет собой отчетливую антитезу этой линии. Да, речь также идет об альтернативной истории, как и в ретро-утопиях. Но есть два важных отличия. Во-первых, Рай локализован географически, а не темпорально. Он не "когда", он "где". Между прочим, это резонирует с русской утопической традицией (Китеж и др.). Тихоокеанская республика – это буквально Земля Обетованная, не просто очищенная от пороков современной России, но еще и оригинальная (региональная), самобытная, обладающая собственной специфической прелестью, магнетизмом и обаянием. Прямо как вечно улыбающаяся мордашка Ильи Лагутенко. Во-вторых, в рай Вадивостока-3000 можно попасть из ада современного Владивостока российского. Достаточно прозрачный намек на то, что окно возможностей для приморского "областничества" отнюдь не закрыто. В общем, в отличие от по-прежнему наводняющую российскую НФ ретро-утопий счастье вынесено здесь отнюдь не в прошлое. Это не фантомная боль по чему то даже не утраченному, а вовсе и не обретенному, как в ретро-утопиях, это – проект.

Это очень мечтательная книга. Перефразируя известную песню про столицу Голландии, ее можно было бы назвать "В порту Владивостока", - а за Жака Бреля вполне сойдет "Мумий Тролль". Книга о русском Макао, Гонк-Конге, Шанхае или Амстердаме. Русском, да не российском. Там есть диалоги, которые могут стать мстительной усладой для всех противников империи:

"- У меня отец родом из Сибири.

- Ну? Откуда?

- Из под Красноярска.

- Не, мы западнее… Большая у нас Сибирь.

- Да, большая… У вас."

Книжка аттестована авторами как киноповесть. Текст действительно написан так, что легко превращается в сценарий. И вроде бы уже есть конкретные планы экранизации. Кроме того, в рамках этого же проекта "Мумий Тролль" снял новый клип на свой знаменитый "Владивосток 2000", где их земляки и матросы Тихоокеанского флота неистовствуют на концерте, организованном прямо на палубе военного корабля. То есть "Владивосток 3000" – это, как и было сказано, масштабный проект. Пока – лежащий целиком в развлекательной области. Но, кто знает, не резонирует ли он с тенденциями в других сферах и не будет ли иметь отголоски в них?

То, что тема Тихоокеанской республики оказалась тесно сопряжена с рок-культурой – тоже показательно и по своему закономерно. Ведь именно в русском роке всегда был силен стихийный, интуитивный, политически не артикулированный регионализм.

И, кстати, что там насчет Уральской республики? Ведь оттуда вышло столько рокеров.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67