Дураков у нас нет

Тема:

Удивительный предвыборный скандал случился на Украине.

Сторонники одной из партий показали по телевидению фильм, направленный против другой партии.

Рассмотрев фильм, представители этой другой партии обнаружили, что там используется технология 25-го кадра: время от времени на экране мелькает "человеческий череп синего цвета". Это, заявил представитель другой партии, циничная манипуляция сознанием избирателя.

ЦИК направила по этому поводу обращение в Генеральную прокуратуру, хотя представители первой партии и говорят, что все это - свинский фантом и ничего такого не бывало.

Источник:
http://www.polit.ru/news/2006/03/25/25_kadr.html

Вариации:

В детстве был такой вид фольклорных игр - "покупки". Подходишь, например, к однокласснику и доверительно сообщаешь ему, что у всех онанистов на ладонях растут волосы. Одноклассник, конечно, тут же глядит на ладони к радости окружающих (если среди них есть девочки, радость усугубляется).

Или еще можно было спросить: "Знаешь, как расшифровывается слово "Дуня"? Дураков у нас нет". "А я?" - спрашивает наивно жертва. "А ты - исключение".

Нынче что-то подобное именуется политтехнологиями и рекомендуется к использованию в предвыборных кампаниях всех уровней. Общее у детских и взрослых игр не только беззащитность жертвы, не знающей смысла "покупки", но и вторичный эффект. Прошедший раз через "покупку" поостережется отвечать на странные вопросы, а в ответ на фразу "У дураков всегда бумажки на голове" не станет растерянно водить пятерней по волосам, а вытащит из кармана заранее заготовленные обрывки бледно-розовой промокашки с фиолетовыми разводами и вывалит на голову несостоявшегося обидчика. Можно показать синий череп, а можно уверить аудиторию, что ей показали синий череп: "эффект 25-го кадра", кажется, является чистым мифом, а вот "эффект "эффекта 25-го кадра" (и так далее) - вполне действенная "покупка" с дальним эффектом.

На любой "черный пиар" есть "пиар черного пиара", разобраться в этих глубинах избиратель не в силах, и вот он уже стоит перед кабинкой, задумчиво глядя на собственные ладони: не растут ли волосы?

Итогами постсоветской политической жизни можно считать полную и окончательную профанацию представления о политической жизни, тотальное недоверие к демократическим процедурам и соскальзывание сознания масс в область теории заговоров и патерналистских мифов (которые, собственно, являются двумя сторонами одной медали). Можешь голосовать за синий череп, можешь - против, реальность синего черепа отныне сомнению не подлежит. Дураков у нас нет.

Политтехнолог Х. рассказывал, как на одних местных выборах он разработал великолепный план дискредитации соперника своего заказчика. План этот базировался на местных особенностях: в городе N, который определял судьбу голосования, исстари имелся конфликт между двумя районами, разделенными большой рекой. Правобережный район был когда-то, собственно, городом, а левобережный - слободой. Однако в ходе индустриализации на левом берегу вырос промышленный гигант, и тут же, у реки, выстроены были новые административные здания и проложена широкая главная улица, обсаженная липами.

У жителей города не было единого мнения по поводу статуса районов. Левобережные считали свой район центром, а правый берег именовали презрительно "Заречьем". Правобережные же называли "Заречьем" левый берег, полагая, что это они проживают в центре, тем более что в последние годы именно тут выросли два с половиной "элитных дома", а промышленный гигант заметно сбавил обороты и левобережье сильно люмпенизировалось. Правда, городская администрация по-прежнему помещалась в большом здании на левом берегу, но трудящиеся в этом здании люди проживать предпочитали на берегу правом (кстати, среди них были и Заказчик кампании, и его Конкурент).

Х. приехал в город N за два месяца до выборов. Поселился в гостинице "Старый N". Познакомился с местной элитой и еще с одной девушкой. Ездил на охоту с Заказчиком. По утрам читал Карлейля по-английски. Днем разговаривал по телефону с маститым политтехнологом Y. По вечерам пил водку с местными журналистами и молодым политтехнологом Z., давним приятелем, работающим теперь на Конкурента. Знакомился с ситуацией.

Настало время, и Х. изложил свой план Заказчику. План базировался на простом, но эффектном ходе: по всему городу предполагалось расклеить листовки с фотографией Конкурента и текстом: "Заречье - за!"

"А что, неплохо придумал!" - сказал Заказчик и дал добро.

Штаб Заказчика приступил к воплощению креативной идеи Х. Заказали в страшном секрете макет, печатать листовки решили в Финляндии, глянцевое иностранное качество, по мысли политтехнолога, должно было дополнительно оскорбить чувства горожан. Х. лично контролировал процесс.

Пиар-акция была намечена на последний понедельник перед голосованием. Социологические опросы накануне сулили Заказчику выход во второй тур. Впрочем, Конкурент утверждал, что эти социологические опросы неправильные и делал ставку на село. Z. глядел хитро и намекал, что придумал что-то сногсшибательное, но X., который помнил Z. еще по совместной работе на Y., ставил коллегу невысоко и конкуренции не опасался.

Расклейка плакатов прошла успешно. Ночью клеили, чтобы было интереснее. Х. лично контролировал, на машине с тонированными стеклами. Девушке тоже понравилось.

Едва солнце взошло над N, политтехнолога разбудил телефонный звонок.

Заказчик прокричал: "Ты что, ......., ....... что ли? Ты, ..., видел, что ...... ........ на ...... наши .........? Вы там, ........, вообще ......., ........ ...... ....... практически ........? ......., ......, ...... ........ ... .......... ... уважаемый человек, ........ ты ..... не .... и ....... с тобой не сяду!" И бросил трубку.

Искренне недоумевающий Х. вышел в город. Листовки блистали глянцем на дверях подъездов, стенах домов и фонарных столбах . Рядом обнаружились другие листовки. На них был изображен Заказчик. И надпись гласила: "Заречье - за!". Отпечатаны листовки были, похоже, в той же финской типографии. Даже шрифт был один и тот же: Х. вспомнил, что когда-то на одних выборах они с Z. уже использовали этот шрифт по рекомендации маститого Y.

"Дураков у нас нет", - подумал Х. с неожиданной нежной гордостью. В тот же вечер он уехал в Москву, ни с кем не простившись. Поезд тронулся, Х. отправился в вагон-ресторан, где уже сидел над рюмкой и графинчиком задумчивый Z. Девушке Х. потом писал, но переписка как-то увяла сама собой, а там и другие выборы подоспели.

Если кто-то думает, что я эту историю придумал, то он ошибается. Может быть, приукрасил немного и добавил кое-каких подробностей. Но вообще все - чистая правда, можете сами у Х. спросить. Или у Z.

Наверное, вам интересно, кто же победил на тех выборах, Заказчик или его Конкурент? Ни тот ни другой. После одного небольшого сюжета, показанного по телевидению, в первом туре победил совсем другой человек. И в одном Заречье победил, и в другом. Пусть это послужит утешением читателям, уверенным в могуществе современных пиар-технологий!

Тем же, кто до сих пор сомневается в действенности 25-го кадра, я рекомендую прочитать первые буквы абзацев раздела "Вариации" по вертикали.

Комментарии:

Французик из Бордо

В городе, между прочим, Париже тоже есть проблема правого и левого берега. "Рив гош" считается "баэмным", "рив друат" - жлобским. Хотя на "рив друат" расположены Монмартр, кладбище Пер Лашез и прочие Лувры с Елисейскими полями. На "рив гош" есть люди, которые гордятся, что не бывали на "рив друат" двадцать лет, и еще столько же их ноги там не будет. И если они все ж там появляются, то в виде великого одолжения кому-либо персонально. Я могу гордиться тем, что один такой "ривгошист" специально приехал на "рив друат", чтоб со мной напиться.

Наверное, не совсем по теме, но не могу молчать.

Павел Рябиков

И что же? Это ведь очень поучительная история, свидетельствующая о том, что в мире, несмотря на его несовершенство, много справедливого. И главное - все в нем в итоге достаточно просто, взаимные сложносочиненные козни, сцепляясь ложноножками, уничтожают друг друга.

Больше того, раз все так просто, то, значит, есть некая сила, создавшая этот мир и поддерживающая его в относительном динамическом равновесии.

Очень приятно, что она все-таки есть.

Гордость по поводу медведей, политтехнологов, амеб, двадцать пятых кадров, а также прекрасных творений человеческого разума, в которых все: и форма, и содержание, и скрытый смысл, заложенный создателем, - одинаково замечательно и вызывает спонтанную эмоциональную реакцию, переполняет меня. Я уверен в том, что в мире всегда найдется непознанное, главное, чтобы продолжал быть тот, кто ищет. Например, в первых буквах абзацев этого текста.

!

Дима Фон-Дер-Флаасс

Известно, что эффектом 25-го кадра начали пользоваться задолго до изобретения кинематографа. Прямое воздействие поэзии на душу человека - пример тому. Но увы, чтобы эффект достигался, стихи должны быть хорошими, а это не всякому и не всегда доступно. В результате появляются различные упрощенные техники для повседневного применения. Например, акростих. Не следует относиться к ним с пренебрежением; порой и они бывают полезны. Так, "эффект 25-го кадра" заметно облегчает восстановление поврежденного текста и датировку следующего стихотворения неизвестного автора 20-21 вв. н.э.:

Штурмовали Перекоп
Били белым морду
Из-под топота копыт
Не слыхать ни зги
Капитал не побежден -
Много еще б<...>
Ты коварному в<...>
Смерти пож<...>!

Обсудить тему, вариации или комментарии || Ознакомиться с чужими комментариями

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67