Дискуссия о постсекулярном в "Русском институте"

"Русский журнал" славиться своими круглыми столами, конференциями и форумами. И вот вчера, 21 сентября, прошел очередной форум. На этот раз он был посвящен проблеме секуляризации и постсекулярного мира. Формальным поводом для проведения этого форума стал выход в свет первого номера нового религиоведческого журнала под неброским названием "Религиоведческие исследования", а также публикация русского издания работы Славоя Жижека "Кукла и карлик". Инициаторами встречи стала редколлегия нового журнала.

И, конечно же, как и следовало ожидать, после небольшой реплики шеф-редактора "Русского журнала" Александра Павлова слово было передано главному редактору "Религиоведческих исследований" Павлу Костылеву. Свое выступление он начал с констатации того, что современные религиоведы не могут ответить на вопрос о том, что происходит с религией. И причину этого он усматривает в том, что нет языка, на котором эта проблема могла бы быть выражена. В итоге постсекуляризм остается своеобразной "вещью самой по себе", если использовать терминологию Канта, или "черным ящиком", если использовать терминологию телевизионной игры "Что? Где? Когда?". Однако попытка – более того, успешная попытка – обнаружить, что же таиться в этом черном ящике, обещает исследователю, который сможет это сделать, вознаграждение, сопоставимое с сокровищами пещеры Али-бабы.

После Павла Костылева слово взял Дмитрий Узланер. Он также констатировал проблему, заявив, что с религией что-то происходит. Однако, далее Узланер уклонился от попыток дать прямые ответы на поставленные им же вопросы, сославшись на наличие в западном религиоведческом сообществе каких-то интуиций о существовании постсекулярных тенденций. За свою излишнюю мнительность он был немедленно раскритикован известным российским религиоведом Александром Кырлежевым, заявившим, что он не может согласиться с тем, что Дмитрий, поставив вопросы, отказывается дать на них прямой ответ. Ведь вопросы – это уже и есть определенного рода формулировки, которые можно либо отстаивать, либо наоборот опровергать. Осторожность же Узланера его устроить не может. И он хотел бы видеть попытку более смелого осмысления постсекулярного мира.

Слово также взял и выпускающий редактор "Религиоведческих исследований" Роман Сафронов, также подвергнувший критике позицию Дмитрия Узланера, но по иным причинам. Роман Сафронов справедливо указал на тот факт, что, говоря о постсекулярном мире, все почему-то впадают в европоцентризм, не замечая, что мир не ограничивается Европой и Америкой. Есть еще Япония, Индия, наконец, исламский мир. И никто не интересуется, что происходит там. А ведь может статься, что там никакого постсекуляризма нет, а есть нечто прямо противоположное.

Важной темой форума, которая вызвала настоящую полемику среди участников, стала тема постсекуляризма в России. Застрельщиком этой полемики стал Глеб Павловский, заявивший, что Россия – это настоящая страна постсекуляризма, вернее, она могла бы ей стать, но не стала. Причину этого глава "Фонда Эффективной Политики" и "Русского института" усмотрел в отсутствии в нашей стране критики опыта той сокрушительной секуляризации, которой подверглась Россия в XX веке.

Выступление Глеба Павловского поддержал известный публицист Шамсудин Мамаев, сходу заявивший, что процессы постсекуляризации, к примеру, уже идут на Северном Кавказе. Именно там происходит возвращение религии, которая становится уже не делом отдельного человека, но политическим феноменом. То есть, с точки зрения Мамаева, политизация религии – это истинный признак постсекулярного мира. Важно отметить, что Мамаев даже привел точную дату того момента, когда мир вошел в состояние постсекулярного. С его точки зрения – это 1979 год, год Исламской революции в Иране, год события, когда политический ислам заявил о себе в полный голос.

Размышления о природе постсекуляризма поддержала в своем выступлении и журналист Полина Колозариди. С ее точки зрения, постсекулярные религии характеризуются отнюдь не тем, что эти религии приобретают политический флер, а тем, что постсекулярные религии превращаются в феномены рыночных отношений. Соответственно, обычный человек может выбрать себе ту или иную религию в зависимости от тех потребностей, которые он испытывает и тех требований, которые он может предъявить к религиям, эти потребности удовлетворяющим. То есть храм превращается в своего рода супермаркет или бюро услуг, предоставляющее человеку по сходной цене определенный товар.

Важно отметить и выступление известного российского танатолога Сергея Роганова. В своем выступлении, он указал на тот факт, что по своей сути современные дискуссии о постсекулярном мире упускают из вида очень важный факт. Дело в том, что постсекулярный мир – это мир, порожденный современной западной философией, которая по сути свое является теологией, но теологией без бога. Теологией, заменившей Бога, разумом.

И это лишь немногие доклады, прозвучавшие в тот вечер. А общение в кулуарах продолжалось еще долго. Но это уже другая история.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67